Проблема досуга детей, особенно в дни школьных каникул, сегодня стоит очень остро. Одни все каникулы сидят, уткнувшись в монитор компьютера, других родители отправляют к бабушкам и дедушкам в деревню, третьи едут в дом отдыха, четвертые выпрашивают у родителей деньги, чтобы целыми днями взрывать пиротехнику, пятые бесцельно шатаются по улицам с сигаретой в зубах в сомнительной компании.
У поколения их родителей в отроческие годы было богатство выбора спортивных секций, кружков различной направленности, факультативов и т.п. Ныне многое изменилось, но и сегодня есть примеры умелой организации досуга школьников с пользой для их воспитания. Один из них – организованный в Московской области в дни зимних школьных каникул оборонно-спортивный лагерь Московского детско-юношеского Центра “Резерв” во главе с директором Е. Сербариновым.
Замечу, что заниматься в Центр приходят дети своеобразные – из неполных и неблагополучных семей, ребята, предоставленные сами себе и улице, те, кто не смог найти себя в школьном коллективе или во дворе. Работа с такими подростками тяжелая, кропотливая. Нужно найти подход к каждому из них, привить чувство уважения к Родине и ее армии, научить тому, что потребуется им и во время службы в армии и в дальнейшей жизни. А каков конечный результат?
В то время, когда среди молодежи с избытком “отказников” от службы в армии, подготовленные инструкторами Центра “Резерв” подростки стремятся в ряды Вооруженных Сил, чтобы честно отдать долг ратного служения Отечеству.
Оборонно-спортивные лагеря призваны приучить подростков к армейской дисциплине, показать тяготы службы (наряды и т.п.), заложить основы знаний об армейской службе, чтобы в дальнейшем, когда подойдет время призыва, ребятам было легче освоиться в армии.
Вся жизнь в лагере планируется инструкторами по четкому распорядку дня. Начинается день с подъема и часовой зарядки и заканчивается вечерней поверкой и прогулкой с песней перед отбоем. Предусмотрено также личное время, когда строгие требовательные инструкторы предстают перед своими воспитанниками в качестве массовиков-затейников, организуя различные викторины, игры и конкурсы.
В лагере проводятся полевые учебные занятия по тактике, на которых опытные инструкторы (зачастую сами прозанимавшиеся в Центре, отслужившие в армии, побывавшие во многих “горячих точках”) обучают своих подопечных азам ведения боя. Ребята осваивают также инженерную подготовку, радиодело – учатся работать на современных радиостанциях ТАИС, ALAN-42, правильно выходить в эфир и передавать сообщения. На стрелковой подготовке многие из них впервые берут в руки пневматический пистолет, учатся стрелять, а также ухаживать за оружием. А на занятиях по физической подготовке с элементами рукопашного боя мальчишки и девчонки с большим удовольствием осваивают приемы самообороны. Знакомятся ребята и с азами ведения разведки.
Чтобы ребятам не было скучно, многие мероприятия в оборонно-спортивном лагере с момента прибытия в него и до закрытия планируются инструкторами в игровой форме. На фоне учебных занятий и нарядов ребята принимают участие в военно-тактической полигонной игре, которая разрабатывается специально под программу лагеря. Весь процесс обучения проходит в игровой форме, благодаря которой обучение происходит ненавязчиво, увлекательно, с азартом, что дает более значимые результаты, чем обычные занятия. Непосредственно на месте, в поле, подростки получают возможность посмотреть, как правильно действовать в той или иной ситуации, как правильно выбрать позицию, передвигаться на местности, чтобы тебя не заметили, как правильно поставить учебную “растяжку”. А потом отработать действия под присмотром инструктора.
Как правило, после того, как подростки побывали в оборонно-спортивных лагерях, их поведение меняется. На многие проблемы безопасности – собственной и окружающих – они смотрят уже по-другому, в сложных ситуациях умеют найти правильный выход. Многие из занимающихся в Центре подростков избавляются от вредных привычек. Они осознанно формулируют для себя позитивные цели в жизни – отслужить в армии, поступить в военное училище или в гражданский вуз, приобрести профессию. Естественно, далеко не все они изберут стезю ратного служения Отечеству, но и для тех, кто посвятит себя профессиям сугубо мирным, в жизни не раз пригодятся привычка к дисциплине, настойчивость и целеустремленность, другие качества, которые формируются благодаря “военным” элементам воспитания в оборонно-спортивных лагерях в ходе военных игр.
Ольга КАЗАКОВА
Комментарии