О Зимней школе, проекте «Учительской газеты» и межрегионального клуба «Учитель года», газета пишет все 12 лет его существования. На сегодня это вполне самостоятельное образовательное событие, даже явление. А возникло оно в одной из первых летних экспедиций школьников России, когда участники – педагоги и школьники – поняли, что очень скучают друг по другу и по атмосфере экспы, как называют проект в дружеских кругах, и просто не в силах ждать встречи целый год.
Зачем это нам?История возникновения Зимней школы – важная информация. Иначе стороннему наблюдателю трудно понять, почему на первый взгляд совершенно обычные школьники и совершенно обычные учителя собираются на Зимней школе сразу после Нового года, числа этак 3-4 января, причем некоторым, чтобы попасть вовремя на открытие, приходится выезжать из, например, Красноярска, Томска, Ханты-Мансийска сразу после боя курантов и тарелочки оливье. Итак, главная причина озвучена – встреча с друзьями. Но она не единственная. Ведь на Зимку (Зимнюю школу) каждый год попадает немало новичков, которым только предстоит обрести друзей. Почему они стремятся в эту поездку, уговаривают педагогов взять их с собой? Кто-то просто ждет приключения или, говоря молодежным языком, прикольного времяпрепровождения. Кто-то хочет увидеть Москву (зимки часто проходят в столице). А кто-то целенаправленно желает стать учеником самой необычной в России школы.Чтобы объяснить, что в ней необычного, нужен какой-то образ. В этом году я этот образ нашла у главного руководителя и инициатора зимних школ и летних экспедиций, московского химика, лауреата столичного конкурса «Учитель года» Владимира Головнера. Прямо на уроке. Урок проходил в Ижевске, столице Удмуртской Республики, в знаменитой школе №97 – международном образовательном комплексе «Гармония» (возглавляет который не менее знаменитый Ахтам Чугалаев, победитель конкурса «Директор школы», президент Ассоциации лучших школ). Город и школа принимали нас с таким размахом, что казалось: весь 2016 год они готовились только к этому событию. Начальник Управления образования Ижевска Светлана Петрова сказала на открытии, что для города это очень статусное мероприятие, пригласила ознакомиться с достопримечательностями и порадовалась, что гости и местные учителя обменяются опытом. А Юлия Варламова, заместитель директора школы «Гармония», лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2007, призналась, что принимать Зимку, на ее взгляд, более ответственно, чем Евровидение. Юлия Валерьевна с коллегами посчитала, что участникам нынешней встречи пришлось в общей сложности пять раз обогнуть земной шарик – такое расстояние дети и взрослые преодолели, стремясь в Ижевск. Вообще Юлии Варламовой, учителю года Удмуртской Республики, историку Валерии Балтачевой, администрации, учителям и ученикам школы «Гармония» надо посвятить отдельную благодарственную оду… Но вернусь к уроку Владимира Головнера.Вот она, свободаУрок был надпредметным, какими бывают многие занятия Зимней школы. Он был, можно сказать, философским и при этом вырастал из того, что видели перед собой на столе ребята. А видели они наглядные модели для демонстрации химических процессов – шарики, скрепленные между собой. Стоит их разъединить – шарики получают новое качество. И стремятся укатиться, упасть со стола. Возникает хаос, пусть и минимальный… Так и в жизни. Все живое стремится от порядка к беспорядку, от состояния, в котором мало движения, мало компонентов, к состоянию, где движения много, много компонентов. В общем, упорядоченная система стремится стать неупорядоченной. Этот процесс называют энтропией. Энтропия – важный термин для понимания окружающего мира. Но в школе его не изучают. Объяснив явление, показав, как энтропия влияет на агрегатные состояния вещества, Владимир Головнер неожиданно спросил, кто с ним не согласен. Стали выяснять: неужели все так плохо и мир стремится исключительно к разрушению? К счастью, нет. Энтропийные процессы в полном объеме возможны лишь в замкнутых системах. В реальном мире на все живое воздействуют внешние факторы, они ослабляют закон неубывания энтропии. Так и идет борьба двух сил – разрушительной и созидательной. «В каждом из нас идет борьба», – завершил урок Владимир Нодарович.И этот образ напомнил мне устройство всей Зимней школы. Ребята едут в нее совершенно добровольно, посещают уроки тоже по доброй воле, они свободны в выражении мнений и на занятиях у них нет стимула в виде оценки, плохой или хорошей. Казалось бы, энтропийный процесс должен разрушить школу изнутри в первый же день. Но нет, не разрушает, потому что велика сила других факторов. И в первую очередь фактора «педагоги». К ним хочется прийти, а уходить не хочется. Уроки-то интересные, их даже занятиями сложно назвать, хотя проходят они в кабинетах и называются «урок химии», «урок физики», «урок истории» и так далее. В чем же отличие от традиционного 40-45-минутного школьного действа? В Зимней школе учителя не дают ответов. Они ставят вопросы. Например: «Зачем нужно изучать историю?» (Максим Иванов, Карелия), «Любите ли вы гулять?» (Светлана Малькевич, английский язык, Ростовская область), «Чипсы: польза или вред?» (Людмила Буханистова, биология, Новосибирская область). Задача школьников – поиск ответов. Ну и, конечно, интересно потому, что говорят на занятиях о реальных проблемах, взрослых, а не книжных, искусственных.Филолог Наталья Тихонова из Воронежа, к примеру, пришла к ребятам с «открытым забралом» – рассказала, что есть образовательная технология СОМ – сетевой образовательный модуль, и предложила поработать в этой технологии. Получится или нет? Школьники объединились в команды (вернее, в отделы – организационный, научный, художественный и т. д.), каждому было дано свое задание и время, чтобы его выполнить. Материалы и формат представления выбирали сами. Главный результат – дети сумели себя организовать. Победили энтропию…Мировые бабушкиРегион, где проходит школа, культура и язык тоже становятся предметом изучения.Город изучают, участвуя в традиционном квесте «Штучки». В 2017 году штучки были, естественно, ижевскими. Почему дети знают все памятники Ижевска? Потому что в игре было задание – согреть как можно больше скульптур. Почему отлично знакомы с историей монумента «Навеки с Россией»? Задание гласило: выяснить у местного населения как можно больше альтернативных названий памятника. Самое приятное задание связано с посещением кофейни «Чашка», лучшей в городе, – выпить кофе и… погадать на кофейной гуще у профессиональной гадалки, которая в новогодние праздники тут трудилась.Удмуртская культура была представлена в том числе местным Дедом Морозом, которого зовут Тол Бабай, и Снегурочкой, точнее, Снежной (Ледяной) девочкой Лымы Ныл. Мы побывали в резиденции Лымы Ныл в селе Титово и в вотчине Тол Бабая в селе Шаркан. Легенды, сказки, национальные игры, поделки – вот так бы весело проходили уроки в школе!Самая большая неожиданность ждала участников нашего зимнего проекта в ижевском театре «Молодой человек», как вы поняли из названия, нацеленного на молодежную историю. Конечно, никто не заметил, что спектакля «Волшебство», на который нас пригласили, в репертуаре нет. Актеры на сцену так и не вышли, зато сыграть предложили… педагогам школы. А ученики были зрителями. За час успели провести репетицию, примерку костюмов. И вуаля – веселое музыкальное представление с пиратами, цыганками, древнегреческими богами и черепашками ниндзя явлено миру. Координировали наши действия всего два человека от театра – настоящие профессионалы!Ну а самое запомнившееся внеучебное событие – конечно, встреча с «Бурановскими бабушками» – всемирно известным коллективом, при этом удивительно душевными людьми, просто и искренне рассказавшими о своей жизни и спевшими не только свой хит «Party for everybody», фольклорные произведения на удмуртском языке, но даже рок и авторскую песню!Это факт!В Двенадцатой межрегиональной Зимней школе «Учитель года» приняли участие 25 делегаций из 18 регионов. В общей сложности в Ижевск съехалось 140 человек – педагогов и школьников.Ижевск, Республика Удмуртия
Комментарии