search
main
0

Журавль в «Жигулях». В этом году в Белоруссии пройдет шестой конкурс педагогического мастерства

В 1991 году второй Всесоюзный конкурс «Учитель года» выиграл Валерий Александрович Гербутов, физик из Минска. В 1992-м СССР не стало. В каждой из 15 союзных республик конкурс пошел своим путем. Где-то он превратился в КВН-шоу, а где-то просто прекратил существование. В Республике Беларусь президент Лукашенко регулярно вручает республиканскому победителю Хрустального журавля и ключи от новеньких «Жигулей».

Методист – друг конкурсанта

В конце января на международном семинаре лидеров клубов «Учитель года» в Ленинградской области от Белоруссии присутствовали организаторы республиканского этапа, работники Академии постдипломного образования Зинаида Николаевна Булахова и Юрий Николаевич Шестаков. Программа семинара перенасыщена, но очень хотелось узнать, как педагогическое состояние проходит у соседей. И прежде всего почему белорусы выбрали именно такой символ – Хрустального журавля?

– Хрусталь обычно ассоциируется с чистотой мыслей и поступков. В России хрустальный пеликан – символ самопожертвования. В США хрустальное яблоко – символ познания. Журавль – это символ безграничности поиска, стремления к совершенству.

Министерство образования Республики Беларусь совместно с Академией постдипломного образования в начале 90-х запланировали проводить республиканский финал конкурса раз в два года. Александр Лукашенко выступил с инициативой созывать съезды учителей раз в три года, а к ним приурочить финал конкурса. Но на областном уровне состязание проходит ежегодно, и на финал приезжают по три победителя от каждого региона.

В этом году в сентябре, когда в Москву со всей России в пятнадцатый раз слетятся победители региональных конкурсов «Учитель года», в Минске на базе академии пройдет шестой конкурс педагогического мастерства.

– По какому принципу вы подбираете жюри?

– На республиканском этапе у нас одно жюри. Председатель – доктор педагогических наук. Жюри формируем по предметному признаку, на каждого предметника – свой компетентный судья. Кроме этого, педагогов оценивают психолог, победители прошлых лет и методисты нашей академии. Существует банк данных на известных в педагогике людей, которых мы приглашаем в жюри в зависимости от потребностей.

Самое главное – чтобы будущий судья владел современными педагогическими технологиями. Мы стараемся соблюсти равные условия для конкурсантов – приверженцев разных школ обучения, традиционалистов и новаторов. Одна половина жюри – сторонники традиционных форм обучения, другая – инноваций. Но, несмотря на строгий отбор, был случай, когда одна из конкурсанток давала урок в форме педмастерской, и многие члены жюри не смогли адекватно ее оценить, так как не были знакомы с данной технологией.

– По каким критериям жюри оценивает работу конкурсантов?

– Критерии оценки практически всех конкурсов одинаковы: целеполагание, содержание, организация, целесообразность средств и методов, результативность. Во время конкурсных мероприятий мы не позволяем членам жюри совещаться друг с другом. По окончании урока в течение 10 минут они оценивают мероприятие и сдают информацию в оргкомитет.

Республиканский финал проходит в течение двух недель. Жюри начинает работу на 4 дня раньше. За это время они знакомятся с домашними видеоуроками конкурсантов.

– У вас на конкурсе учителя сопровождает методист. Когда звучит имя конкурсанта, то звучит и имя его наставника. Почему у вас сделан такой акцент на работе методической службы?

– Не каждый хороший учитель заявит себя на конкурс. Более того, не каждый учитель, хорошо дающий уроки, может грамотно себя преподнести. Методист призван помочь, научить учителя работать в любых ситуациях.

– Что вы оцениваете на конкурсе?

– Педагог должен продемонстрировать три основных компонента. Первое: философию деятельности на самопредставлении и защите проекта. На последнем конкурсе тема проекта была «В новый век с новыми…». «Учебниками» – ответил географ Вадим Шпетный, победитель конкурса 2001 года, автор новых учебников по географии.

Второе: профессиональные знания, которые мы проверяем с помощью педагогического и психологического тестирования. А также оцениваем тезисы для выступления перед общественностью.

Третье: профессиональное мастерство. Нужно представить модель урока, сам урок и затем дать самоанализ. Чтобы создать модель, профессионалу нужно 15-20 минут. А нам такое задание позволяет оценить учителя, сравнивая задумку и ее воплощение. В модели даны цели урока, содержание, прописано, как будут организованы дети, какие методы планируется использовать. А на самоанализе конкурсант объясняет, почему он отступил от модели, насколько это оказалось обоснованно. По тому, как совпадают три позиции – моделирование, организация и рефлексия, можно судить, насколько профессионален учитель.

Нам бы ночь простоять…

– Уроки в школах на российском конкурсе публичны. Кто может присутствовать на открытых уроках во время белорусского конкурса?

– Конкурсант, дети и жюри. Никаких посторонних лиц. После того как все дали первый урок, мы открываем видеосалон, куда каждый может прийти и посмотреть, что же показали учителя.

– Какое конкурсное испытание вы считаете самым интересным?

– Урок, который наши конкурсанты делают за ночь. В 19 часов они узнают тему урока, а в 6 утра должны представить жюри модель. Конкурсант садится и всю ночь готовится сам. Библиотека закрыта, интернет недоступен, взять информацию негде.

– Как вы подбираете школы для республиканского этапа?

– Мы работаем с самыми обычными общеобразовательными школами. В данном случае действует наше основное правило: все должны оказаться в одинаковых условиях. Часто финалисты на нас обижаются, потому что где-то дети могут оказаться малоподготовленными.

– Третью часть на проведение финала и суперфинала дает Министерство образования. Где вы берете остальные деньги? Как решается вопрос с финансированием в регионах?

– У нас небольшая страна, и все губернаторы или управленцы другого уровня могут уместиться за одним столом. Договориться о финансовой поддержке несложно. Кроме того, мы практикуем разные виды спонсорской помощи. С нами сотрудничают фирмы, которые всем коллективом выбирают своего победителя и вручают ему свой персональный приз.

– Они присутствуют на конкурсе?

– Мы предоставляем им видеоматериалы, они устраивают публичный просмотр и голосование.

– Расскажите о победителях вашего конкурса.

– В 1997 году единственный раз учителем года стала женщина – историк Валентина Гинчук из города Ошмяны. Больше всего победителей было из Брестской области – пятеро. Юрий Маслов, преподаватель английского языка из города Барановичи, в 1992 году стал первым учителем года Республики Беларусь. В 1995 году главный приз в город Дрогичин увез физик Владимир Зданович. Для него конкурс оказался первой ступенью карьеры В 2000 году он был избран депутатом палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, а сегодня является заместителем председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу. На последнем конкурсе в 2001 году победил Вадим Шпетный, географ из сельской школы Ланского района Брестской области. Во время конкурса ему было 28 лет. Урок суперфинала он провел в шкиперской школе XVIII века. После занятия весь зал встал и зааплодировал!

Мы заметили одну закономерность: в «Хрустальном журавле» побеждает не тот, кто быстро бегает, а тот, кто ровно идет весь финал, а в суперфинале делает рывок и оказывается на первом месте.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ, специальный корреспондент

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте