search
main
0

Жми на «Решение» . Пакеты различных программ на уроках математики в 6-м классе

Одна из основных целей использования ИКТ при обучении математике – совершенствование управления учебным процессом. И делать это следует во взаимосвязи с постоянным поиском создания такой методики обучения, которая позволила бы контролировать каждый шаг продвижения ученика по пути познания. Необходимо оказывать ему своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднений, потери интереса и других негативных последствий, которые сопровождают плохо управляемый учебный процесс.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Рассмотрим конкретные примеры использования ИКТ на уроках математики в 6-м классе. Для этого возьмем три пакета программ – «Живая геометрия», MathCAD и Excel.

Тема: Проценты

При изучении этой темы учитель может показать ученикам возможности пакета «Живая геометрия» на примере конкретной задачи (Рис. 1). На экран выводятся ее условие, диаграмма и кнопка «Решение». Учитель объясняет, что, нажав на эту кнопку, дети могут путем наложения одной диаграммы, обозначающей квартплату в домах без лифта, на другую диаграмму, обозначающую квартплату в домах с лифтом, убедиться, что квартплата в первом случае в 2 раза меньше, чем во втором. Одновременно на экране происходит запись решения задачи.

Далее педагог задает вопрос, как изменится диаграмма, если квартплата в домах с лифтом будет такая же, как и в домах без лифта (диаграммы должны получиться одинаковой высоты). При этом ученики по результату судят о возможностях построения диаграммы средствами пакета «Живая геометрия».

Тема: Таблицы и диаграммы

При изучении этой темы необходимо показать ученикам возможности пакета Excel для составления таблиц, столбчатых и круговых диаграмм.

Учитель представляет ученикам на экране очередную задачу (Рис. 2). На экран выводятся условие, таблица с фамилиями рабочих, числом ящиков и таблица, которую ребята должны заполнить в процессе решения. Также выводятся кнопки «Новые значения», «Помощник» и «Проверка».

Преподаватель акцентирует внимание детей на процессе создания и заполнения таблицы средствами пакета Excel и объясняет, что, нажав на кнопку «Помощник», можно получить справку о порядке заполнения таблицы. Для ввода значений зарплаты нужно выделить соответствующую ячейку нажатием левой клавиши мыши и ввести полученное значение (для вычисления зарплаты необходимо количество наполненных соответствующим работником ящиков умножить на 1000).

Для ввода значений подоходного налога необходимо выделить соответствующую ячейку нажатием левой клавиши мыши и ввести вычисленное значение. Для вычисления налога необходимо зарплату для соответствующего работника умножить на 12 и разделить на 100.

Для ввода значений суммы к выдаче ученику нужно выделить соответствующую ячейку нажатием левой клавиши мыши и ввести значение итоговой суммы, для вычисления которой необходимо вычесть из зарплаты сумму подоходного налога.

Учитель объясняет ученикам, что проверить выполнение задания можно, щелкнув левой клавишей мыши на кнопке «Проверка». В случае если допущена ошибка, программа спросит, хотите ли вы исправить неправильные значения. Если ответ будет утвердительным, ошибочные значения подсветятся красным цветом, можно попробовать ввести новые. Если ученику не нужно работать в режиме исправления ошибок, то, нажав на кнопку «Нет», он может увидеть правильные значения в новой таблице «Ответ». Учитель также объясняет, что нажатием на кнопку «Новые значения» можно ввести новые данные в таблицу с фамилиями и числом ящиков.

Таким образом, школьники могут наблюдать процесс решения задачи шаг за шагом с выводом объяснений по каждому шагу и выдачей результата. При этом им предоставляется возможность осуществления информационной деятельности средствами пакета Excel по обработке информации о соответствии каждому участнику работ его зарплаты, подоходного налога и суммы к выдаче. Информационная деятельность осуществляется по алгоритму заполнения таблицы средствами пакета Excel. В результате этого происходит осознание учеником возможности решения задачи средствами пакета Excel.

При решении следующей задачи (Рис. 3) детям предоставляется возможность построить круговую диаграмму средствами пакета Excel. Для этого на экран выводятся условие задачи, диаграмма, кнопки «Новые значения» и «Помощник», а также вопросы, на которые ученик должен ответить.

Нажав на кнопку «Помощник», ребята приступают к решению и вводу ответов на вопросы. Учитель объясняет, что при этом нужно внимательно изучить диаграмму.

Для ответа на первый вопрос необходимо найти на диаграмме самое большое число. Занятие, соответствующее этому числу, и будет правильным ответом. Далее, щелкнув левой клавишей мыши по стрелке, расположенной справа от поля ответа на первый вопрос, в появившемся списке нужно найти требуемое занятие и щелкнуть по нему левой клавишей мыши.

Для ответа на второй вопрос ученику нужно найти на диаграмме самое маленькое число. Соответствующее этому числу занятие будет правильным ответом. Щелкнув левой клавишей мыши по стрелке, расположенной справа от поля ответа на второй вопрос, в появившемся списке нужно найти требуемое занятие и щелкнуть по нему левой клавишей мыши.

Ответить на третий вопрос можно, найдя на диаграмме число, соответствующее занятию «Спорт», и ввести его в поле ответа на третий вопрос.

Учитель объясняет ученику, что существует возможность проверки ответа на вопросы. Для этого нужно нажать на кнопку «Проверка» рядом с соответствующим вопросом. Программа покажет результат выполнения задания, написав «Правильно», если ответ на вопрос был правильным, и «Неправильно», если допущена ошибка. Дети также узнают, что нажатие кнопки «Новые значения» позволяет изменить диаграмму, то есть условие задачи. Подобная взаимосвязь между диаграммой и условиями побуждает ученика к самопроверке, тем самым, развивая интерес к возможностям пакета Excel и к решению прикладных задач по математике.

Тема: Параллельные прямые

Новая задача требует вывести на экран условие, рисунок, кнопки «Решение» и «Помощь». (Рис. 4)

Учитель предлагает детям выделить одну из этих прямых нажатием левой клавиши мыши, не задевая радиальные прямые. После этого выделенную прямую нужно «перетащить» на другую прямую, не отпуская левой клавиши мыши. Проделав эти операции, ребята убеждаются в том, что прямые совпадают. Учитель объясняет, что, нажав на кнопку «Решение», можно пронаблюдать процесс решения задачи на экране. (Рис. 5)

Нажатие кнопки «Помощь» выводит на экран список действий, которые нужно произвести, чтобы убедиться в параллельности прямых.

Таким образом, ученик, используя средства пакета «Живая Геометрия», определяет, что прямые а и b являются параллельными. При этом ученик не только наблюдает процесс решения задачи на экране, но и получает возможность проверки параллельности двух прямых, перемещая одну из прямых на экране.

Тема: Шар, сфера

Учитель сопровождает объяснение темы демонстрацией примера. (Рис. 6) На экран выводится динамическое изображение сферы, дети наблюдают процесс ее сечения и узнают, что шар – это «родственник» круга в пространстве, а круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью. Если окружность – это граница круга на плоскости, то границей шара является сфера.

Необходимо обратить внимание учеников на то, как сфера рассекается плоскостью, которая перемещается параллельно самой себе. Дети видят, что в сечении получаются окружности, которые сначала является наибольшей, равной диаметру сферы, так как плоскость разреза проходит через центр сферы, а затем постепенно уменьшаются.

В результате ученики осознают возможности решения задачи средствами MathCAD.

Лора МАРТИРОСЯН, заместитель директора Института информатизации образования Российской академии образования

Окончание читайте в следующем номере

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте