Нормативная основа и определение. 1. Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций основывается на положениях международных документов в области прав человека, с особым упором на те положения, которые касаются образования в области прав человека, включая статью 26 Всеобщей декларации прав человека, статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статью 29 Конвенции о правах ребенка, статью 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, статью 7 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, пункты 33 и 34 Венской декларации и пункты 78-82 ее Программы действий.
2. В соответствии с вышеуказанными положениями и исходя из целей Десятилетия образование в области прав человека определяется как усилия по обучению, распространению и информированию, которые предпринимаются для создания всеобщей культуры прав человека путем привития знаний и навыков и формирования позиций и которые направлены на:
а) укрепление уважения к правам человека и основным свободам;
b) всестороннее развитие человеческой личности и чувства человеческого достоинства;
c) содействие взаимопониманию, терпимости, равенству полов и дружбе между всеми нациями, коренными народами и расовыми, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
d) обеспечение для всех людей возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;
e) содействие мероприятиям Организации Объединенных Наций, направленным на поддержание мира.
Общие руководящие принципы
3. Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций зиждется на определении и нормативной основе, изложенных в части 1 настоящего Плана действий, и направлено на дальнейшее обеспечение как можно более широкого знания и понимания всеми норм, концепций и ценностей, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и в других соответствующих международных документах в области прав человека. Десятилетие рассматривается в контексте действий государств и других сторон по искоренению неграмотности, при этом образование понимается как постоянный фактор в многосторонней жизни отдельных лиц и общества в целом, в которой неотъемлемую часть составляют права человека.
4. Всеобъемлющий подход к образованию в области прав человека, включающий гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права и учитывающий неделимость и взаимозависимость всех прав, как это определено Организацией Объединенных Наций, применяется ко всем видам деятельности в рамках Десятилетия.
5. Исходя из целей Десятилетия образование предполагает равноправное участие мужчин и женщин всех возрастных групп и из всех слоев общества как в процессе формального обучения в школах и профессионально-технических учебных заведениях, так и в процессе неформального обучения в институтах гражданского общества, в семье и через средства массовой информации.
6. Для повышения эффективности усилий по образованию в области прав человека в рамках Десятилетия необходимо, чтобы они предпринимались с учетом реалий повседневной жизни обучающихся и были направлены на вовлечение обучающихся в диалог по вопросу о путях и средствах преобразования прав человека из абстрактных норм в реальные условия их общественной, экономической, культурной и политической жизни.
7. С учетом взаимозависимого и взаимоукрепляющего характера демократии, развития и прав человека образование в области прав человека в рамках Десятилетия направлено на содействие эффективному демократическому участию в политической, экономической, общественной и культурной сферах и используется в качестве средства содействия социально-экономическому прогрессу и устойчивому развитию, в центре которых стоит человек.
8. Образование в области прав человека в рамках Десятилетия свободно от дискриминации по признаку пола, расовых и других стереотипов и направлено на борьбу с ними.
9. Образование в области прав человека в рамках Десятилетия направлено как на привитие обучающимся навыков и знаний, так и на формирование у них позитивных взглядов и поведенческих установок в соответствии со всеми другими принципами, изложенными в настоящем Плане действий и в международных документах по правам человека, на которых он основан.
Цели
10. Целями Десятилетия являются:
a) оценка потребностей и разработка эффективных стратегий дальнейшего развития образования в области прав человека на всех уровнях школьного и профессионально-технического образования и формального и неформального обучения;
b) разработка и укрепление программ и потенциала для образования в области прав человека на международном, региональном, национальном и местном уровнях;
с) координация разработки учебных материалов в области прав человека;
d) укрепление роли и возможностей средств массовой информации в деле поощрения образования в области прав человека;
е) распространение в глобальном масштабе Всеобщей декларации прав человека на максимально возможном количестве языков и в других формах, доступных для лиц с различным уровнем грамотности и для инвалидов.
Комментарии