search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Жизненная поступь или игра с огнем? “Внешняя политика России в начале XX века”

Цель урока: 1) Познакомить учеников с внешней политикой России в первом десятилетии XX века. 2) Анализируя международные события, подвести детей к самостоятельному выводу о характере внешней политики Российской империи в данный период времени, тенденциях их развития и причинах первой мировой войны. 3) Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков.
Технические средства и наглядные пособия: доска, “Политическая карта мира в начале XX века”.
На доске написаны тема и эпиграф:
“Внешняя политика Российской империи в начале XX века.
Железная поступь или игра с огнем?”
Мы не боимся ничего на свете, кроме Бога.
О.Бисмарк
(Из речи 6 февраля 1888 г.)
Вы боитесь всех, только Бога вы не боитесь.
А.М.Горчаков
(Из речи 28 февраля 1888 г.)
Урок начинается вступлением учителя:
– Осенью 1894 года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: “Чувствую конец”. За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: “Точно так, папенька”, – и скрепил автографом вступительный документ.
“От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской…”
Такими словами ознаменовалось восшествие на трон нового императора. Ему предстояло управлять великой державой, оберегать от напастей и в первую очередь отвечать за международную безопасность государства.
Далее учитель обращается к классу, предлагает вспомнить о том, какое наследство в области внешней политики досталось молодому императору. Повторив дома соответствующий материал учебника, дети отвечают, а учитель фиксирует на доске (в левой ее части) выдержки из их ответов.
Внешняя политика России во времена Александра III:
1. Общий миролюбивый курс.
2. Сближение с Францией.
3. Соперничество с Англией.
4. Расширение влияния на Востоке.
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан.
6. “Охлаждение” отношений с Германией.
Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце XIX века из курса новой истории. Ученики называют образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира. Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого. Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы.
Далее учитель обращается к теме урока. Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основнная проблема. Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: “Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале XX века?”, ” Отвечали ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на Востоке, наращивание присутствия на Балканах?”, “Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?”
Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем (в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф.
Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими.
Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. Основным вопросом экономики является вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой – Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.
Для изучения последующих событий предлагается составить правую часть опорной схемы, начатой учителем.
Рассмотрение темы идет в виде рассказа учителя с демонстрацией по карте и привлечением текста учебника.
Оформление наглядного материала на классной доске по ходу урока.
Левая половина доски – внешняя политика во времена Александра III.
Правая – внешняя политика во времена Николая II.
1. Общий миролюбивый курс – 1898 г., обращение Николая II к иностранным державам – Гаагская международная конференция.
2. Сближение с Францией – 1893-й, военный союз с Францией.
3. Соперничество с Англией – отказ от соперничества – 1907-й, Тройственное соглашение.
4. Расширение влияния на Востоке – вмешательство Китая – русско-японская война – Портсмутский мир
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан – снижение активности на Балканах – усиление присутствия России на Балканах – 1909 г. боснийский кризис, 1913 г. – албанский кризис.
6. “Охлаждение” отношений с Германией – 1905-й, отказ от союза с Германией – усиление конфронтации с Германией.
Основные выводы, которые делает класс:
1. Внешняя политика России в начале XX века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты.
2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах.
3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений.
4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне.
Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: “Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв”.
Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:
1. Внешняя экспансия для России была жизненно необходима?
2. Русско-японская война отвечала экономическим и социальным интересам русского народа.
3. Русско-японской войны можно было бы избежать.
4. На Балканском полуострове Россия “присутствовала” лишь из братской солидарности к славянским народам.
5. Успех балканской политики не давал никаких реальных выгод для национальных интересов России.
6. Россия вполне могла объявить себя нейтральной и не вмешиваться ни в какие международные дела.
7. Все акции русского правительства преследовали реализацию очень важных для России интересов, экономических, политических. Если когда-то и использовались силовые средства, то, как говорится, “цель оправдывала эти средства”.
Задания домашнего вопросника:
Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.
1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая II являлось его предложение о созыве…
2. Двоякость политики Николая II заключалась в том, что наряду с миролюбивыми предложениями…
3. В отношении Англии позиция России изменилась в сторону…, что выразилось в…
4. Соглашение о разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1907 г. закончило формирование…
5. Расширением своего влияния на Балканах Россия добивалась…
6. Какую угрозу таила в себе активная поддержка Россией балканских славян?
7. В чем проявилась внешнеполитическая активность России на Востоке?
8. Какие цели преследовала Россия, вступая в русско-японскую войну?
9. Как отразилась русско-японская война на самочувствии русского общества?
10. Какие были у России шансы избежать конфронтации с Германией?
На втором уроке по этой теме мы подходим вплотную к рассмотрению основной проблемы, выраженной в оглавлении: “Железная поступь или игра с огнем?”.
Урок проводим в форме дебатов. Класс делится на три группы. Первая группа отстаивает позицию, что внешняя политика России в начале XX века строилась исключительно в интересах населения России и другого выбора у страны не было. Правительство действовало исключительно правильно, не допуская никаких серьезных ошибок. Вторая группа утверждает, что деятельность российского правительства – это “игра с огнем”. Третья группа играет роль жюри.
В течение 10 минут группы обсуждают свою позицию, готовят выступление и выступающего. 1-й ученик из первой группы выступает, оппоненты выслушивают (выступление длится минуты три), затем, несколько секунд посовещавшись, 1-й ученик из второй группы задает вопросы, отвечает на которые, после нескольких секунд консультаций, второй участник первой группы.
Затем наступает очередь выступления второй группы. Вопросы, ответы на них – по той же схеме. И, наконец, четвертые участники групп рецензируют выступления и ответы на вопросы своих оппонентов. Рецензии начинаются словами “Правильно ли я вас понял, что…”
В ходе этой работы жюри анализируют работу групп, по окончании дебатов подводят итоги тому, что стало результатом обсуждения: оценка внешнеполитического курса России в первом десятилетии XX века.
Олег НИКАНОРОВ,
учитель истории
Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте