search
main
0

Жизненная поступь или игра с огнем? “Внешняя политика России в начале XX века”

Цель урока: 1) Познакомить учеников с внешней политикой России в первом десятилетии XX века. 2) Анализируя международные события, подвести детей к самостоятельному выводу о характере внешней политики Российской империи в данный период времени, тенденциях их развития и причинах первой мировой войны. 3) Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков.
Технические средства и наглядные пособия: доска, “Политическая карта мира в начале XX века”.
На доске написаны тема и эпиграф:
“Внешняя политика Российской империи в начале XX века.
Железная поступь или игра с огнем?”
Мы не боимся ничего на свете, кроме Бога.
О.Бисмарк
(Из речи 6 февраля 1888 г.)
Вы боитесь всех, только Бога вы не боитесь.
А.М.Горчаков
(Из речи 28 февраля 1888 г.)
Урок начинается вступлением учителя:
– Осенью 1894 года в кресле, на терассе Ливадийского дворца, умирал император Александр III. Рано утром он сказал Марии Федоровне: “Чувствую конец”. За два часа до кончины потребовал к себе наследника и приказал ему тут же, на террасе, подписать манифест к населению империи о восшествии на престол. Тот сказал: “Точно так, папенька”, – и скрепил автографом вступительный документ.
“От Господа Бога вручена нам власть царская над народом нашим, пред престолом Его мы и дадим ответ за судьбы державы Российской…”
Такими словами ознаменовалось восшествие на трон нового императора. Ему предстояло управлять великой державой, оберегать от напастей и в первую очередь отвечать за международную безопасность государства.
Далее учитель обращается к классу, предлагает вспомнить о том, какое наследство в области внешней политики досталось молодому императору. Повторив дома соответствующий материал учебника, дети отвечают, а учитель фиксирует на доске (в левой ее части) выдержки из их ответов.
Внешняя политика России во времена Александра III:
1. Общий миролюбивый курс.
2. Сближение с Францией.
3. Соперничество с Англией.
4. Расширение влияния на Востоке.
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан.
6. “Охлаждение” отношений с Германией.
Затем учитель предлагает вспомнить основные тенденции в международных отношениях в конце XIX века из курса новой истории. Ученики называют образование устойчивых военно-политических блоков из числа великих держав и начало борьбы за территориальный передел мира. Учитель ставит задачу: определить, в русле каких тенденций проявлялись направления внешней политики России. Какие выводы о характере внешней политики Российской империи можно сделать из всего этого. Вывод учащихся: Россия вела активную внешнюю политику, являлась участницей военного блока, включилась в борьбу за передел мира, обладала всеми атрибутами великой державы.
Далее учитель обращается к теме урока. Акцентируется внимание на второй части формулировки темы. В ней заложена основнная проблема. Учитель уточняет проблемные вопросы, заложенные в содержание темы: “Было ли, по вашему мнению, оправдано активное вмешательство России в европейские дела в начале XX века?”, ” Отвечали ли национальным интересам страны активная экспансионистская политика на Востоке, наращивание присутствия на Балканах?”, “Можно ли было избежать России участия в грядущей мировой войне?”
Учитель обращает внимание на эпиграф урока, предлагает подумать над его выбором в течение урока, а затем (в конце урока) ответить, почему же был выбран именно этот эпиграф.
Какие приоритеты во внешней политике выберет Николай II? Круг внешнеполитических задач напрямую связан с задачами внутриполитическими и внутриэкономическими.
Ученикам предлагается вспомнить материал предыдущих уроков об особенностях экономического развития России на рубеже веков. Основным вопросом экономики является вопрос модернизации. Задача модернизации российской экономики, с одной стороны, требовала определенных внешних условий: мира, спокойствия, привлечения иностранных капиталов, с другой – Россия не могла избежать борьбы за рынки сбыта.
Для изучения последующих событий предлагается составить правую часть опорной схемы, начатой учителем.
Рассмотрение темы идет в виде рассказа учителя с демонстрацией по карте и привлечением текста учебника.
Оформление наглядного материала на классной доске по ходу урока.
Левая половина доски – внешняя политика во времена Александра III.
Правая – внешняя политика во времена Николая II.
1. Общий миролюбивый курс – 1898 г., обращение Николая II к иностранным державам – Гаагская международная конференция.
2. Сближение с Францией – 1893-й, военный союз с Францией.
3. Соперничество с Англией – отказ от соперничества – 1907-й, Тройственное соглашение.
4. Расширение влияния на Востоке – вмешательство Китая – русско-японская война – Портсмутский мир
5. Соперничество с Австро-Венгрией из-за Балкан – снижение активности на Балканах – усиление присутствия России на Балканах – 1909 г. боснийский кризис, 1913 г. – албанский кризис.
6. “Охлаждение” отношений с Германией – 1905-й, отказ от союза с Германией – усиление конфронтации с Германией.
Основные выводы, которые делает класс:
1. Внешняя политика России в начале XX века была весьма активной и противоречивой: с одной стороны, миролюбивые инициативы, с другой стороны, легкость, с которой Россия ввязывалась в международные конфликты.
2. Внешнеполитический курс правительства Николая II стал традиционным для России. Отличным от времен Александра III было сближение с Англией и большая неосторожность в балканских делах.
3. Поражения, такие, как в русско-японской войне, не изменяли характера внешней политики страны, возможна была лишь смена направлений.
4. Россия являлась активным участником военного блока Антанты в условиях, когда произошло фактическое размежевание сил в Европе на два лагеря, тем самым она обрекала себя на участие в будущей войне.
Центральным моментом урока является обсуждение проблемного вопроса: “Отвечала ли внешняя политика Российской империи интересам российского народа, заслуживали ли данные интересы жертв со стороны народа и был ли у России шанс избежать этих жертв”.
Учащимся предлагается доказательно согласиться или оспорить следующие утверждения:
1. Внешняя экспансия для России была жизненно необходима?
2. Русско-японская война отвечала экономическим и социальным интересам русского народа.
3. Русско-японской войны можно было бы избежать.
4. На Балканском полуострове Россия “присутствовала” лишь из братской солидарности к славянским народам.
5. Успех балканской политики не давал никаких реальных выгод для национальных интересов России.
6. Россия вполне могла объявить себя нейтральной и не вмешиваться ни в какие международные дела.
7. Все акции русского правительства преследовали реализацию очень важных для России интересов, экономических, политических. Если когда-то и использовались силовые средства, то, как говорится, “цель оправдывала эти средства”.
Задания домашнего вопросника:
Ответьте письменно на вопросы или закончите предложения.
1. Иллюстрацией миролюбивых устремлений Николая II являлось его предложение о созыве…
2. Двоякость политики Николая II заключалась в том, что наряду с миролюбивыми предложениями…
3. В отношении Англии позиция России изменилась в сторону…, что выразилось в…
4. Соглашение о разделе сфер влияния между Россией и Англией в 1907 г. закончило формирование…
5. Расширением своего влияния на Балканах Россия добивалась…
6. Какую угрозу таила в себе активная поддержка Россией балканских славян?
7. В чем проявилась внешнеполитическая активность России на Востоке?
8. Какие цели преследовала Россия, вступая в русско-японскую войну?
9. Как отразилась русско-японская война на самочувствии русского общества?
10. Какие были у России шансы избежать конфронтации с Германией?
На втором уроке по этой теме мы подходим вплотную к рассмотрению основной проблемы, выраженной в оглавлении: “Железная поступь или игра с огнем?”.
Урок проводим в форме дебатов. Класс делится на три группы. Первая группа отстаивает позицию, что внешняя политика России в начале XX века строилась исключительно в интересах населения России и другого выбора у страны не было. Правительство действовало исключительно правильно, не допуская никаких серьезных ошибок. Вторая группа утверждает, что деятельность российского правительства – это “игра с огнем”. Третья группа играет роль жюри.
В течение 10 минут группы обсуждают свою позицию, готовят выступление и выступающего. 1-й ученик из первой группы выступает, оппоненты выслушивают (выступление длится минуты три), затем, несколько секунд посовещавшись, 1-й ученик из второй группы задает вопросы, отвечает на которые, после нескольких секунд консультаций, второй участник первой группы.
Затем наступает очередь выступления второй группы. Вопросы, ответы на них – по той же схеме. И, наконец, четвертые участники групп рецензируют выступления и ответы на вопросы своих оппонентов. Рецензии начинаются словами “Правильно ли я вас понял, что…”
В ходе этой работы жюри анализируют работу групп, по окончании дебатов подводят итоги тому, что стало результатом обсуждения: оценка внешнеполитического курса России в первом десятилетии XX века.
Олег НИКАНОРОВ,
учитель истории
Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте