Валерий ЕРМОЛОВ
Донкихот от педагогики
Донкихот от педагогики
К 250-летию со дня рождения И.Г.Песталоцци (1746-1827)
Не только дорогая Шультгес!
И молодой человек бесповоротно определил свою судьбу – нужно попытаться облегчить жизнь людей через их просвещение. Точно так же, как его великий предшественник Я.А.Коменский, который стремился исправить пороки общества и изменить жизнь к лучшему через обучение. В письме к своей невесте и будущей жене Анне Шультгес Иоганн писал: “Дорогая Шультгес! Моя жизнь не обойдется без важных и очень опасных начинаний. Я никогда не забуду наставлений Меналька и моего первоначального решения посвятить себя служению моей родине. Я никогда не буду молчать из боязни, если только увижу, что польза отечества потребует моего выступления, я не пощажу своей жизни и не посчитаюсь со слезами жены и детей, чтобы только быть полезным моей родине… Жена моя должна быть поверенной моего сердца, участницей моих самых сокровенных намерений, и вместе со мной она будет единственной воспитательницей моих детей. Великая честная простота будет господствовать в моем доме; она будет настолько велика, насколько это требует строжайшее воспитание моих детей”. И вот первое большое препятствие, которое он преодолевает. Богатые родители Анны не захотели породниться с бедным человеком. Но благодаря его настойчивости Анна стала на всю жизнь “поверенной сердца” и помощницей во всех делах.
Ох уж эти меценаты…
Что такое “правильное воспитание”?
Но вот, казалось, мечта педагога сбывается. Ему поручают руководство детским приютом в Станце (1798-1799). С большим энтузиазмом принялся за дело. Опять в качестве главного воспитательного средства ставится труд. Причем долгое время, кроме экономики, у него не было помощников. Но зато имел материальную поддержку от правительства. Несмотря на многие сложности и трудности, он испытывал удовлетворение: “С раннего утра до самой ночи, все время, мои дети должны были видеть на моем лице и догадываться по моим губам, что всем сердцем я с ними, что их счастье – мое счастье, а их радость – моя радость… С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их похлебка была моей похлебкой, их питье было моим питьем. У меня ничего не было, у меня не было ни дома, ни семьи, ни друзей, ни слуг – только они были у меня”. Но это его педагогическое счастье продолжалось всего полгода: здание приюта отобрали и заняли под госпиталь.
Теория “элементарного образования”
В этот период он проводит фундаментальные педагогические исследования, осмысливая свой богатый прошлый опыт и организуя специальные эксперименты. Включает в исследования многих своих сотрудников. В результате сложилась его целостная система педагогических взглядов (“метод”, “теория элементарного образования”). Причем его “метод” получил достаточно глубокое психологическое обоснование на уровне развития науки о человеке того времени. Прибавилась разработка новых педагогических проблем, особенно в области дидактики. Вот некоторые из них.
Всестороннее развитие личности. Идея, проходившая у Я.А.Коменского и его предшественников, получила дополнительное обоснование в трактовке природы задатков личности: они развертываются и развиваются во взаимодействии; “элементарное умственное образование”, “элементарное нравственное образование”, “элементарное физическое образование”, осуществляемые однобоко, обособленно, ущербны; поэтому необходимы их тесные взаимосвязи и взаимодействие; нужно развивать все задатки.
Политехническое образование. Сам термин им не употреблялся. Но задолго до К.Маркса им обоснована необходимость общего образования, которое дает знания, навыки и умения общего характера, применяемые в разнообразной производственной деятельности, чтобы можно было легко овладеть любой профессией и стать мастером в ней.
Развивающее обучение. Его педагогическую теорию можно характеризовать как теорию развивающего обучения. “Конечная цель любого научного предмета заключается в основном в том, чтобы совершенствовать человеческую природу, развивая ее в максимально высокой степени. Не развитие науки, а развитие человеческой природы через науку является их священной задачей”. Ученый твердо и недвусмысленно заявлял, что его “метод психологически подготавливает ребенка к умственному напряжению… Метод является противником превращения учения в игру”.
Профессиональное образование. Им разработаны общетеоретические проблемы профессионального образования. Через “образование для индустрии”, “сельскохозяйственное образование”, “индустриальное образование” он видел “единственно возможный и реальный путь облагораживания людей”. Необходимой базой настоящей профессиональной подготовки он считал широкое общее образование политехнического характера.
Завещание
Своеобразным завещанием завершается его последняя крупная работа “Лебединая песня”: “Поэтому я и закончу свою лебединую песню словами, которыми я ее начал: подвергните все испытанию, сохраните хорошее, а если в вас самих созрело нечто лучшее, то правдиво и с любовью присоедините к тому, что я пытаюсь так же правдиво и с любовью дать вам на этих страницах.
По крайней мере не отвергайте целиком мои жизненные стремления как дело, с которым покончено и которое не требует поэтому дальнейшего испытания. С этим делом действительно еще не покончено, оно несомненно требует серьезного испытания, и совсем не ради меня и не ради моей просьбы”.
Петр ГОРНОСТАЕВ, доктор педагогических наук, профессор Коломенского педагогического института
Московская область
И сей день не без завтрашнего
И сей день не без завтрашнего
Недавно, разбирая семейный архив, я наткнулась на небольшую тетрадь из красной кожи с тисненной золотом надписью: “Экскурсiи учениковь третьихь классовь М.П.А.К.Н. 1914-1918”. Не составило большого труда расшифровать эту аббревиатуру – Московская практическая академия коммерческих наук. Именно там и преподавала историю моя бабушка Елизавета Семеновна Арабаджи.
Учебное заведение воплощало в себе новую для тогдашней России идею – воспитание истинно просвещенного, обладающего широким кругозором коммерсанта и промышленника. Академия должна была конкурировать с Московским мещанским училищем, которое, по свидетельству большого знатока торгово-купеческой жизни столицы П.Бурышкина, было известно “высокими требованиями к усвоению предметов, необходимых для элементарной коммерческой практики, и добивалось от всех своих учеников совершенства в обращении со счетами и каллиграфического почерка”. Создавая еще в 1810 году Академию, московские купцы думали не столько о настоящем, сколько о будущем, о следующем этапе, когда России не просто понадобится преуспевающий торговец, а общественный деятель, радеющий о процветании страны, владеющий всем богатством европейской культуры и в то же время благоговейно относящийся к родным традициям и памятникам старины.
Истинного своего расцвета Московская практическая академия коммерческих наук достигла в начале ХХ века, и возглавлял ее, как это часто бывало, не чиновник от образования, а крупный ученый, профессор-химик А.Реформатский. Подобно некоторым современным институтам, имеющим связку “школа-вуз”, Практическая академия имела свои младшие классы, в которых мальчики учились, чтобы через несколько лет поступить в собственно Академию, что обеспечивало более глубокую подготовку, и именно такую, которая была нужна будущему деловому человеку.
От истории учебного заведения вернемся к нашей реликвии – к тетради. Оказалось, что под красной кожаной обложкой собраны заметки об экскурсии учеников третьих классов Академии в Даниловский монастырь. В первой же заметочке сообщается, что мальчики отправились туда в сопровождении учительницы истории и классного наставника. Была и такая должность, подобная нашему классному руководителю, но если в современной школе классное руководство совмещено с преподаванием какого-то предмета, то в Практической академии наставник (слово-то какое хорошее!) занимался исключительно воспитанием детей, помощью в учебе и осведомлением родителей о том, как развивается и успевает их чадо.
Экскурсия была основательно подготовлена. Заранее классный наставник разбил детей на группы по пять человек, а учительница истории каждой группе дала записочку с заданием, например с просьбой рассказать о местоположении монастыря, памятниках допетровской истории на его территории или надгробиях русских литераторов в его некрополе. Понятно, что, получив конкретное задание, во время экскурсии дети были заняты серьезным делом: не в снежки играли (благо стояла зима), а зарисовывали виды, делали заметки, фотографировали. Обращает на себя внимание качество рисунков, запечатлевших главные ворота Даниловского монастыря, его угловые башни, могилу Н.В.Гоголя и др.
Любой, кому приходилось водить детей на экскурсию, знает, что, если дети просто внимательно слушали и смотрели, уже хорошо, но преподаватели Московской практической академии этим не ограничились. Дети еще получили задание на дом: каждая группа должна была свое задание оформить письменно и на основе своих заметок и набросков выполнить творческую работу и иллюстрации к ней.
…Тетрадь в красной кожаной обложке чудом уцелела. Она сохранила память о том, как серьезно собирались русские деловые люди готовить себе смену. В “Словаре живого великорусского языка” В.Даля есть такая пословица: “И сей день не без завтрашнего”. Хочется верить, что эта истина – на все времена.
Елена ЗИМЕНКО
Комментарии