search
main
0

Жизнь в розовом свете. В копейской школе №48 учат радоваться по-настоящему

Это не школа, а просто праздник какой-то! Взять хотя бы встречу участников августовского педсовета: юные особы в розовом (старшеклассницы? феи?) призвали гостей примерить розданные очки того же нежного оттенка в форме сердечек (сами сотворили!). Не столько для того, чтобы не замечать незаконченный ремонт, а чтобы хоть на мгновение увидеть мир взглядом ребенка: омытым доброжелательностью и непредвзятостью. Сработало. Серьезные обычно люди – зам. министра образования области, начальники управления образования, директора школ – разулыбались, как школяры. Так ребята из копейской школы №48 в озорной акции флеш-моба выразили философию своей альма-матер – быть открытыми и позитивно настроенными по отношению к окружающему миру. И вы знаете, мир согласно закону равновесия отвечает им тем же: учителя и ученики 48-й постоянно становятся обладателями различных престижных наград, в 2006 году школа получила премию губернатора Челябинской области как одна из лучших в регионе, а в 2007 году – грант Президента России как одна из лучших в стране.

Может быть, самое трудное в жизни – уметь радоваться ей и быть счастливым. Я говорю про нас, взрослых, воспитанных на идеалах борьбы (с кем и с чем?!). Детям-то – этим чистым листам – все радостное дается легко, как само собой разумеющееся. Но чтобы научить их (или учиться у них?) этому, надо самому измениться внутренне.

Не представляю, какой креативный бог поцеловал в макушку взрослых философов этой школы и какой добрый волшебник подарил им розовые очки в разгар голодных и злых 90-х. Но это случилось, когда две смелые женщины – Любовь Сергеевна Апостолова и Ирина Стейгоновна Апалихина, «в миру» директор и заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №48, – в 1997 году придумали свою «национальную идею», способную объединить мини-страну – педагогов и ребят их школы. Ею, к удивлению всех, стала толерантность – по определению самих идеологов, «терпение, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». То есть то, чего так не хватало в кризисные 90-е и так не хватает в относительно благополучные 2000-е (недавний грузино-осетинский конфликт – тому очередное подтверждение). И, как показывает история (а Любовь Сергеевна историк по образованию), не хватает всегда.

Местных исторических предпосылок искать тоже не пришлось – ребята под руководством литератора и русоведа, обладателя гранта Президента России Евгении Павловны Неручевой даже исследования провели по ономастике фамилий учеников и выяснили, что здесь вместе учатся потомки русских, татар, башкир, казахов, украинцев, мордвы, чувашей, немцев и еще многих народов. В Челябинской области и ее части – Копейске, как в большом котле, переплелись воедино живущие на Урале и в Сибири национальности, традиции, убеждения.

– У меня самой интернациональная семья, – говорит Ирина Апалихина, один из главных идеологов школы. – Моя мама – немка, папа – латыш, а муж – русский.

Личным же побуждением, как призналась Ирина Стейгоновна, стал… вид из окна ее дома на дорогу к храму. И родилась идея, которая учит жить друг с другом в мире и любви, в том числе религиозной терпимости. Выражением духа школы стал ее девиз, найденный все той же Апалихиной у Августина Блаженного: «В спорном – свобода, в главном – единство, во всем – любовь».

Начинали проект толерантности на свой страх и риск, но уже в 2001 году на конкурсе «Урок толерантности» получила подтверждение востребованность выбранной стратегии на общероссийском уровне: учительница начальных классов Ольга Павлючкова стала победительницей конкурса, еще шесть (!) педагогов из 48-й школы стали лауреатами конкурса. В 2002 году учреждение стало лауреатом в общероссийском конкурсе «Школа толерантности». Но главное – даже не награды, хотя они, конечно, важны как стимулы к дальнейшему творчеству, главное – сама идея толерантности пропитала всю школьную жизнь, начиная с учебного процесса (вспомните исследования по ономастике) и заканчивая внеучебной деятельностью, которая поражает своей обширностью.

Тут тебе и масса школьных праздников вроде «Урбании» (дети катаются на роликах, рисуют, танцуют) – какая же терпимость без неформального совместного времяпрепровождения, где каждый узнает об увлечениях и талантах одноклассников и ребят из других классов? И школьная пресса – газета «48-восемь сорок», и авторский журнал «БонЖУР-ТуЖУР», который придумала и делает 15-летняя Лиза Апалихина, делясь со сверстниками собственными переживаниями и размышлениями. Какая же терпимость без самовыражения и самопознания?

А флеш-моб-студия «Епифаня», во многом благодаря которой простые копейчане знают о Международном дне толерантности? Этих необычных ребят с желтыми шариками-смайликами узнают и в онкологическом диспансере, и во Дворце культуры машиностроителей, и в магазинах, и в редакции газеты «Копейский рабочий». Они готовы поддержать в трудную минуту и поднять настроение взрослым, которые так редко улыбаются.

– Эти дети уже умеют делиться радостью и терпеливо выносить скептический взгляд и циничное замечание прохожего, – говорит Ирина Стейгоновна, вдохновитель и генератор идей флеш-моб-акций (в соавторстве с дочерью Лизой и другими ребятами).

Официальной же формой самовыражения ребят стала Школьная республика, в которой есть своя дума, правительство и, конечно, президент. 11-классник Данил Булатов, которого выбрали главой Школьной республики, считает, что система самоуправления дает примерить на себя множество социальных ролей (учителя, руководителя, журналиста) и воспитывает ответственность за все, что происходит в школе.

Кроме того, толерантность как открытость в широком смысле школа практикует, наладив систему взаимоотношений с социумом – краеведческим музеем, ДК имени Кирова, психологическим центром, спортивно-оздоровительным комплексом и другими «соседями» по городу. Результат? Кажется, школьники 48-й «засветились» и сняли урожай наград во всех значимых детских соревнованиях города, области и страны. К примеру, семь учениц школы в составе хорового коллектива «Радуга надежд» при детской школе искусств №2 стали победительницами международного конкурса «Роза ветров», лауреатом фестиваля «Еврооркестрия» во Франции и недавно вернулись с фестиваля «Лето в Италии». Или возьмите спорт – ученики школы Дима Соколов, Володя Махов и Ксюша Леонтьева (запомните это имя, оно еще прозвучит на страницах, посвященных Копейску) стали призерами легкоатлетических соревнований российского уровня.

И, конечно, открытость невозможна без тесной связи с родителями, отношения с которыми в 48-й школе тоже возвели в систему. Это и участие родителей в попечительском совете, и помощь в обустройстве школы, и вовлечение во всевозможные творческие проекты. Например, в «Я + Я = дружная, крепкая, самая лучшая семья», который предусматривает знакомство ребят с семьями одноклассников, экскурсии на трудовые места родителей, совместные внеклассные мероприятия и поездки.

Но, пожалуй, самое интересное и продуктивное выражение на официальном уровне открытость получила в установлении партнерских отношений с попечителями и благотворителями школы. Все образовательные учреждения вынуждены просить деньги у сильных и богатых мира сего – на ремонт (и 48-я не исключение – зданию уже 43 года), обновление классов, оборудование и передовую технику. Но это целое искусство, и не у всех оно получается. Директор и ее зам решили научиться это делать и окончили соответствующие курсы в Межрегиональном институте экономики и права аж в Санкт-Петербурге. Именно из уст философов-практиков 48-й представители копейской администрации, бизнеса и образования узнали о таком диковинном понятии, как фандрейзинг, то бишь «привлечение и аккумулирование денежных средств для претворения в жизнь некоммерческих проектов». На созванном для этих целей семинаре особенно сложно пришлось с бизнесменами.

– Предприниматели были предельно закрытыми, потому что приготовились отражать очередные назойливые просьбы о деньгах, – вспоминает Ирина Стейгоновна. – Мы тоже были к этому готовы и предложили бизнесменам сотрудничество и ответные услуги – аренду помещения столовой, спортзала под различные мероприятия, профессиональный перевод с иностранных языков технической и иной литературы, составление резюме, проведение поздравительных вечеров на предприятиях и т.д. Кроме того, нам легче было становиться «профессиональными попрошайками» (так психологи с юмором называют специалистов по фандрейзингу), имея опыт самостоятельного зарабатывания денег (гранты принесли нам 1,5 миллиона рублей).

Среди других важных правил фандрейзинга в 48-й называют: четко выбранную цель («пойми, на что просишь»); постоянную деятельность и выработку положительного имиджа («чем больше вам уже дали – тем лучше к вам отнесутся»); ответственность и благодарность («имей совесть быть открытым, прозрачным, благодарным и отчитывайся, отчитывайся, отчитывайся за каждую копейку»); готовность к отказу («откажут сейчас, потом сами предложат; откажут одни – дадут другие»).

Сказали – сделали. Благодаря умелой фандрейзинговой стратегии в 48-й школе появились школьное кафе «Радужное», два компьютерных класса с выходом в Интернет, современный методкабинет, медийный класс «Звездный», спортивный зал «Россиянин», современная библиотека с автоматизированным рабочим местом библиотекаря и компьютером для читателей и многое другое.

Надо ли говорить, что идей у педагогов 48-й хоть отбавляй? А это означает дни напролет в школе, бессонные ночи и вовсе не означает успешное завершение иногда слишком смелых начинаний. Да и психологический климат в педагогическом коллективе не всегда ровный (что неизбежно в ситуации, когда кто-то более успешен и активен). И тогда наступает «фрустрация» (еще одно словечко, которое ввели в местный педагогический оборот в 48-й) – разочарование и усталость. Как их победить? Через коучинги (выездные семинары) и психологические тренинги. Проще говоря, два-три раза в год учителя выезжают на природу, совмещая приятное («просто на озеро, траву посмотреть, успокоиться», как говорит Ирина Стейгоновна) с полезным (с новыми разработками познакомиться, провести ролевую игру-тренинг, позволяющую снять психологическое напряжение).

Неформальное общение, как известно, объединяет и вдохновляет. Чтобы вновь, сбросив груз усталости, мысленно водрузить волшебные очки на нос и увидеть жизнь в розовом – таком позитивном! – свете.

Из школьного журнала «БонЖУР-ТуЖУР». Автор и редактор Елизавета Апалихина (15 лет):

Для того, чтобы выйти из депрессии, нужно научиться радоваться. Что такое радость? Может, умение замечать мелочи, но такие приятные? Может, сгусток положительных эмоций? Может, еще что-нибудь… Вот ты смотришь на мир и думаешь: «Бог – это все! Все, что не я». Считаешь, ты одна такая несовершенная, а многие «другие» – идеальны? «Легко на земле никому не бывает. Легкие на ней не задерживаются». Оценивай себя как снежинку;-)… Нет, не холодную, а одну такую неповторимую… Ищи в людях, в жизни, в себе не только минусы, но и плюсы! Радуйся! Радуйся!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте