search
main
0

Жизнь состоит не из времени, а из моментов

Образовательное сотрудничество в рамках Лермонтовских чтений

Вот уже четвертый год в школе реализуется метапредметный проект «Лермонтовские чтения». Он входит в число 15 школьных фестивалей программы «Школафест». Этот проект задумывался как особое пространство для реализации творческого потенциала педагогов и обучающихся. На его площадках проходят научно-практическая конференция, творческие конкурсы и мастер-классы.

Участники Лермонтовских чтений проявляют таланты не только в области литературного творчества, исполнительского мастерства, изобразительного искусства, но и в сфере информационных технологий при создании мультимедийных проектов. Таким образом, формат Лермонтовских чтений в полной мере можно соотнести с образовательным пространством конвергентного типа.

Особые возможности для саморазвития и раскрытия творческого потенциала участников чтений предоставляют партнеры Лермонтовских чтений – усадьба Середниково, художественная школа №9 Зеленограда, Пензенский государственный университет, Институт русского языка имени А.С.Пушкина.

Преподаватели кафедры литературы Пензенского государственного университета дистанционно по видео-конференц-связи проводят встречи с учителями и обучающимися школы, которые работают над проектами в рамках Лермонтовских чтений. Откровенный разговор об актуальности творчества Лермонтова, обзор интересных работ в современном лермонтоведении, заочная литературно-краеведческая экскурсия по Тарханам – все это способствует развитию интереса к изучению творчества М.Ю.Лермонтова и рождению новых идей для проектов.

С интересом поддержали идею проведения чтений преподаватели Института Пушкина. Между школой и институтом был подписан договор, и для обучающихся и учителей открылись новые образовательные возможности. Так, например, в 2020-2021 учебном году более 250 человек смогли пройти дистанционное бесплатное обучение по разным программам на платформе «Образование на русском». В тот год занятия и мастер-классы легендарные преподаватели института проводили по видео-конференц-связи. Особенный интерес вызвали у детей курсы гуманитарной направленности «Язык культуры и культура языка», «Основы журналистики для школьников», «Цифровой печатный двор» и «Виртуальный экскурсовод». Яркие впечатления остались у слушателей от занятий по риторике доктора филологических наук, профессора Владимира Ивановича Аннушкина.

Особенно хочется сказать об уникальном онлайн-проекте Института Пушкина «Литературные гостиные «Слово и космос» с прямыми подключениями к Международной космической станции. Мы имели возможность подключаться к прямой трансляции всех пяти литературных гостиных. Хозяйка гостиной Эльмира Афанасьева, доктор филологических наук, литературовед, руководитель пушкинских проектов Института Пушкина, открывала I Лермонтовские чтения.

Наши ученики не раз бывали на очных занятиях в Институте Пушкина. Они с удовольствием принимают участие в проектах «Университетские субботы» и «Научные субботы». А в 2022-2023 году во всех корпусах школы прошел день Института Пушкина. В этот день преподаватели института провели интереснейшие лекции и мастер-классы для учеников 14 классов. Это был настоящий праздник научного общения по широкому кругу вопросов: «Основы безопасности в социальной сети» (доктор филологических наук П.А.Катышев), «Лингвистический анализ текста» (доктор филологических наук Е.А.Юрина), «Загадки «Евгения Онегина» (доктор филологических наук Э.М.Афанасьева), «Основы медиажурналистики» (преподаватель К.А.Усманов), «Межкультурная коммуникация» (преподаватель М.С.Руслякова).

Конечно же, такое общение не могло не принести положительных результатов: дети не боятся создавать собственные произведения и проекты. Они творят и хотят развиваться. Так, например, наши воспитанники ежегодно принимают участие во всех конкурсах ЦТПО Института русского языка имени А.С.Пушкина и занимают призовые места в разных номинациях. Некоторым выпускникам нашей школы занятия в институте помогли определиться с выбором профессии, теперь они студенты этого ведущего учебного заведения страны.

Тепло поддержал идею проведения Лермонтовских чтений директор детской художественной школы №9 Зеленограда заслуженный художник России Роман Олегович Фашаян. Он является автором памятника Лермонтову, который установлен в Солнечногорске в честь 200‑летия поэта. Ученики в ходе подготовки к проекту об образе Лермонтова в искусстве взяли интервью у Романа Олеговича. Так, формат чтений открыл для школьников возможность познакомиться с удивительными людьми. Роман Фашаян присутствовал на торжественном открытии I Лермонтовских чтений и возглавлял работу жюри конкурса живописи и рисунка. А в этом учебном году запланировано открытие выставки работ воспитанников художественной школы по произведениям М.Ю.Лермонтова. Хочется сказать, что и школьный конкурс живописи и рисунков в рамках Лермонтовских чтений является одним из самых массовых, поэтому в школе открыта постоянно действующая арт-зона с выставочным пространством и местом для творчества.

Одним из самых знаковых и любимых мест для отдыха и размышлений наших учеников является усадьба Середниково, что находится недалеко от Зеленограда. Программа сотрудничества с Середниково открыла для школьников новые возможности по созданию и реализации собственных проектов в области литературного и исторического краеведения и туризма. Одним из таких опытов стал мультимедийный проект «Лермонтовские места России», созданный на основе Google-карт. Исследование краеведческого материала и непосредственные эмоции от посещения усадьбы легли в основу обучающего фильма-экскурсии «Родство невольное мы чувствуем с тобою и верим, что ты нам, поэт, недаром дан…» и интерактивного альбома о Лермонтове «Жизнь состоит не из времени, а из моментов». Эти проекты были созданы в рамках подготовки к Лермонтовским чтениям и теперь входят в методическую копилку учителей-словесников.

Наша школа уже много лет поддерживает тесные связи с Зеленоградским драматическим театром «Ведогонь». Ученики в рамках программы «Театр – школе» имели уникальную возможность прямо в стенах учебного заведения смотреть спектакли и посещать актерские мастерские. Так, например, в 2021-2022 учебном году театр представил спектакли «Финтифлюшки» (по рассказам Чехова) и «Герой нашего времени» (избранные главы), актриса Наталья Третьяк и актер Федор Липатов провели интерактивные занятия «Мой голос» и «Актерское мастерство». Результатом такого взаимодействия стало возрождение театральной деятельности в одном из корпусов школы. Дети потянулись к сцене, им захотелось творить. А для камерных выступлений в холле третьего этажа даже была построена сцена-беседка. Это место используется и как выставочное пространство. Беседка уютно вписалась в холл, где находится экспозиция «Художественный мир М.Ю.Лермонтова».

Говоря об образовательном сотрудничестве с партнерами Лермонтовских чтений, хочется отметить и междисциплинарный характер нашего взаимодействия, и сетевую коммуникацию. Какой опыт в результате такого взаимодействия получают школьники? Это и обучение различным видам деятельности, и получение надпредметных знаний, и формирование важнейших качеств личности, таких как самоорганизация и саморазвитие.

Хотите знать, какую истину на практике постигли наши ученики? Истина такова: прикасаясь к творчеству великих и имея рядом с собой мудрых наставников, мы и сами вдохновляемся и начинаем творить!

Наталья ЕГОРОВА, учитель русского языка и литературы школы №1194

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте