search
main
0

Жизнь прекрасна! Это кредо первого учителя года Александра Сутормина

​24 октября в Сочи в 28‑й раз откроется Всероссийский конкурс «Учитель года России». Он пройдет на Кубани, потому что именно в этом регионе работает учитель русского языка и литературы Александр Шагалов, учитель года России-2016. А первым учителем года еще в Советском Союзе стал также филолог, педагог из Тульской области Александр Евгеньевич Сутормин. Этот факт вошел в анналы истории образования. А вот чем занимается сегодня наш конкурсный Гагарин, известно меньше, потому что человек он непубличный. Встретиться с ним и поговорить – большая журналистская удача и человеческая радость.

Почему радость? Ее не объяснишь, но она ощущается. Учитель года СССР верен своей школе – Поповской средней Чернского района Тульской области. Сорок лет учительствует – и ни на шаг с поста. Небольшая сельская школа – уютная, светлая, чистая, здесь есть все, что надо для учебы, вкусно кормят в столовой, а в классе Александра Евгеньевича, как в хорошем доме – много книг, атмосфера творчества, спокойно, умиротворенно.С Александром Евгеньевичем хочется говорить сразу обо всем. Начинаем, конечно, с конкурса, с того, что «Учительская газета», придумавшая это соревнование для педагогов, изменила раз и навсегда жизнь Сутормина.- Благодаря конкурсу я посмотрел на себя со стороны, до этого не был уверен в себе. А конкурс показал, что надо верить в свои силы.Выступал на телевидении после победы. Мне говорили журналисты: «Ой, как хорошо, вы работаете в сельской школе, идете по деревне, и все с вами здороваются». Я говорю: «Не в том радость сельского учителя, что все здороваются». Радость, наверное, в чем-то другом…- Мне кажется, вы счастливый человек…- Живу работой. Таскаю тетрадки, вот сейчас наберу на субботу, воскресенье. У меня есть кодекс, заложенный внутри: надо работать добросовестно, делать честно свое дело, не допускать брака.- Александр Евгеньевич, как вспоминается «Учитель года»?- Очень хорошо. Я познакомился со многими людьми. Директор школы Софья Павловна, сейчас она на пенсии, сказала тогда: «Саша, мы ничего не теряем, не корову проигрываем, поезжай, покажи себя». Я был молодой. Помогли друзья, посоветовали, подтолкнули – я и поехал. Легок был на подъем по молодости.У некоторых коллег по конкурсу были обиды – почему того выбрали, а не меня. Они привезли столько чемоданов методических разработок, а я приехал с одним журналом «Литература в школе».Что мне понравилось? Мы полдня писали психологические тесты, проверяли, какие мы люди – интроверты, экстраверты и так далее. Научный подход.Вообще понравилась организация конкурса, людей размещали, возили, кормили, думали о культурной программе.Понравился Геннадий Николаевич Селезнев, я был очарован им, такой обходительный, благородный, необыкновенный. Приятно было с ним общаться. Печально, что он умер. С занозой в душе прочитал заметку об этом.Петра Положевца помню. Большой ему личный привет!Александр Евгеньевич не бывает на всероссийском финале конкурса «Учитель года России», редко ездит даже не областной конкурс. Почему-то считает, что приглашают его как «свадебного генерала». Как человек скромный, уверен, что в жюри зовут из-за старого титула «учитель года». На мои робкие уверения, что коллеги хотят с ним пообщаться как с педагогом, поучиться у него, отвечает:- Уроки у меня обычные. Если каждый день по семь занятий, ухожу домой в четвертом часу, несу кипу тетрадей, скажите, есть ли время на написание новых конспектов? Когда было меньше уроков и оставалось время работать над конспектами, я успел создать задел. И теперь мне не стыдно работать по этим материалам, хотя прошло уже немало времени. Использую то, что у меня было наработано за долгие годы. Честно и добросовестно писал их, каждый день до полуночи сидел.- А новые требования, новые федеральные государственные образовательные стандарты?- Учу детей, которые идут по стандартам, и вижу, что они не умеют работать с книгой, со справочниками. Не могут сделать задание по образцу. Привыкли смотреть на электронную доску. А учить правила, запоминать не могут. Хотя техника чтения хорошая. Возможно, от класса зависит. Говорят – развивать креативность. Но не всегда креативный ученик отличником становится, есть просто зубрилки.Есть такое мнение: чтобы поддерживать жизнь в государстве, надо всего 15‑17 процентов образованных людей. И потом, вы сами знаете, от образования не зависит качество жизни. У моих выпускников высшего образования нет, а имеют и квартиры, и машины. Я за этим не гонюсь, не моя цель жизни, тем не менее в материальном плане они преуспевают больше, хотя должно быть наоборот.Александр Сутормин критически относится и к ФГОС, и к единому государственному экзамену – считает заниженной его планку. И особая печаль – об учебниках:- Вышли новые учебники по русскому языку, я сейчас по ним работаю. Какие же плохие! Не случайно я люблю старые учебники. Нет нормальных упражнений, чтобы работать по определенной теме. А раньше в учебниках были тысячи упражнений на отработку, каждое упражнение на свой случай из правила. Я мучаюсь, я не могу работать. Совсем другая подача материала. Старые учебники были компактнее, четче, понятнее.А видели вы учебник по литературе? Его можно читать только со специальным переводом на русский язык. Институтского уровня учебник. Проходили с ребятами Островского. Совсем ничего про личную жизнь Островского нельзя узнать. Девочка подготовила очень хорошую презентацию – и так выкрутились. Как понять писателя, если ты не знаешь его личной жизни? Учебники, по которым невозможно работать, – это боль. Хочется, чтобы дети, выйдя из школы, имели живое, образное представление о писателе как о человеке. А здесь такая скукота. Это не для школы учебники. И никто об этом не говорит.Кстати, знаю сайт mel.fm, захожу иногда туда, читаю. Один автор сказал: «Пугает вот что – нас заставляют читать целиком Достоевского». Очень хороший довод приведен: Пушкин не изучал Достоевского, и это не помешало ему стать образованным и умным человеком. Есть же прекрасные детские книги для каждого возраста. Почему их не вставить в программу? Или такой выход – составить хрестоматию, чтобы взять на уроке фрагмент великого текста, но адаптированного, и прочитать. Ну не читают дома дети! Пусть они хотя бы в классе прочитают сцену убийства старухи-процентщицы.Я тут решил дать Пушкина не спеша, все, что считал нужным. Когда они еще встретят Пушкина в своей жизни? Долго сидели над «Грозой» Островского. Хоть что-то у них да остается. Хотя… не остается ничего. Провел тест, с ним справились единицы. Такая результативность.- Но ведь есть и другие результаты, не знаниевые. Нравственные качества человека… То, что нельзя измерить.- Это зависит от личности учителя. Я стараюсь пробиваться к сердцу. Слушают, да, думают. Иногда что-то рождается.- Ведь вы не только предметник, еще и воспитатель.- Воспитываю. Но это опасно: не так сказал, не так повернул тему – и все. Когда я детям в 7‑м классе объясняю «Детство» Льва Николаевича Толстого, я говорю фразу, которая может быть по-разному истолкована: «Дети не люди». «Как так?!» – возмущаются ребята. «А давайте рассуждать», – предлагаю я. Почему возникают конфликты? Учитель-взрослый не понимает психологию ребенка, ребенок не понимает психологию взрослого. Ребенок плачет от тоски, что Карла Ивановича выгоняют из дома, а Карл Иванович сердится, что Николенька не делает уроки. Дети не люди в том плане, что они еще не взрослые.Александр Евгеньевич снова возвращается к самой больной теме:- Почему нет такого хорошего человека, который бы учебники литературы написал бы в научно-популярном стиле? Посмотрите, как скучно пишут вступительные статьи к учебникам. Сколько излишней научности!- Получается, вся надежда на то, что вы расскажете ребятам на уроке.- Если у меня будет хорошее настроение. (Улыбается.)- А бывает плохое?- Нечасто, но бывает.- А что вас вдохновляет?- Сама жизнь. Жизнь прекрасна каждый день! Если бы я мог обратиться к коллегам, я бы сказал им так: «Ребята, не отдавайтесь на сто процентов работе. Сегодня она есть, завтра нет. И вам никто не скажет спасибо». А за что ученики могут нам спасибо сказать? За то, что мы силой выбиваем из них эти тройки?- А книги вас вдохновляют?- Прочитал книгу Ирины Левонтиной «Русский со словарем» и продолжение – «О чем речь». Когда дошел до последней страницы, даже подумал: «Как здорово, что я живой, что такие книги могу читать!» Крылья выросли за спиной. Прилив жизнелюбия от этой книги был.- Кто вам нравится из современных писателей?- Алексей Иванов, Юрий Поляков. Не так давно открыл для себя Бориса Рыжего. Я прочитал о нем книжку из серии ЖЗЛ и все стараюсь понять этого поэта. Мне нравится одно стихотворение:Я тебе привезу из Голландии Lego,мы возьмем и построим из Lego дворец.Можно годы вернуть, возвратить человекаи любовь, да чего там, еще не конец.Я ушел навсегда, но вернусь однозначно -мы поедем с тобой к золотым берегам.Или снимем на лето обычную дачу,там посмотрим, прикинем по нашим деньгам.Станем жить и лениться до самого снега.Ну а если не выйдет у нас ничего -я пришлю тебе, сын, из Голландии Lego,ты возьмешь и построишь дворец из него.Такая трагическая судьба, такой талант и такие печальные стихи! Думаю: почему негатив вдохновляет? Почему нет радости в жизни?Я всегда детям говорю: жить надо весело. В общении с ребятами стремлюсь перейти барьер официальности. Пусть я буду казаться смешным. Зато дети открываются – смеются, говорят с места. Я удивляюсь, как умно они порой отвечают, юморят. Юмор – это признак ума. Есть один класс, где у меня особая атмосфера, мы можем говорить друг другу даже обидные вещи, но смешные. И ребята всегда знают, где проходит грань. Когда я серьезно объясняю – слушают и молчат. Когда можно расслабиться – шутят друг над другом и надо мной, ради Бога. Я тоже не закрыт для этого.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте