search
main
0

Жизнь поразительных людей. Больше клубов – меньше битых стекол!

Оказавшись во Дворце детского (юношеского) творчества Выборгского района, я поняла, что… затянуло. Приветливостью лиц, теплом слов, уютом рассказов. Затянуло снующими по этажам, спешащими и что-то обсуждающими мальчишками и девчонками. То здесь, то там вдруг распахивалась дверь, и какой-то очередной юный художник или музыкант нырял в проем, оставляя за собой еле ощутимый запах акварели или зыбкую дрожь звучащей ноты.

Мое увлечение дворцом сразу разглядела его директор – Натела Александровна Савченко. И неудивительно, более десяти лет назад, появившись в нем во второй раз, сама про себя поняла – прикипела. Как написала она в сборнике, посвященном 80-летию ДЮТ, «дворец стал частью моей жизни».

Восьмидесятиоднолетнюю историю своего существования ДЮТ начал с пионерского клуба на Выборгской стороне. Для того чтобы это выяснить, педагогический и детский коллективы дворца два года провели в архивах. В клубе тогда занимались около 500 детей, а главным девизом было: «Больше клубов – меньше битых стекол!». Натела Александровна, рассказывая об этом, делает акцент:

– Уже тогда думали, как увести детей с улицы!

– Но на улице не всегда вырастают только червивые яблоки…

– Да, когда есть идея. А когда великой идеи нет, то стихийность зачастую не носит положительного характера. Сегодня дети другие, сплотить их тяжело, увлечь каким-то общественно полезным, социально значимым трудом еще сложнее. Правда, нам в этом плане повезло: наши ребята с Выборгской стороны («РВС») принимают самое активное участие в работе Союза юных петербуржцев. Причем это работа, придуманная не взрослыми и не исполненная вместе с ними. Она вполне самостоятельна, мы только мотивируем детей на разные придумки, на практические дела.

В разговор включается Татьяна Морозова, заместитель директора по организационно-массовой работе:

– Под патронатом нашей детской общественной организации «РВС» детский дом и дом малютки, гериатрические больницы, воинские части. Это все объекты детской заботы. Есть традиционные акции, которые проходят в течение всего учебного года. Они посвящены Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда. Дети выезжают к памятникам, делают уборку, проводят митинги. Сегодня «РВС» – это около 500 активных участников.

– Что меня поразило, когда я пришла во дворец, – делится воспоминанием Натела Александровна, – так это то, что техническое творчество в нем занимало больше половины учебных групп. Оно было одним из самых сильных направлений. Когда-то ребята из судомодельного кружка вместе с педагогом создали снегоход и аэросани, а работы юных ракетомоделистов выставлялись на ВДНХ в Москве. Мы постарались сохранить эту уникальность, и сегодня у нас работают кружки автомоделирования, авиамоделирования, судомоделирования. Серьезно развита радиоэлектроника, и на ее основе одной из первых в городе получила развитие LEGO-робототехника. В 2006 году первое участие команды ДЮТ в соревнованиях в Москве сразу принесло третье место. И в этом же году на мировой олимпиаде по робототехнике в Китае, где участвовало 146 команд, ребята заняли шестое место.

– Почему важно сохранить техническое творчество?

Натела Александровна смотрит на меня изумленными глазами:

– Потому что это будущее России! Я не умаляю роли гуманитариев, но кто-то же должен выводить страну из эпохи сырья! Возьмите нашего Алексея Геннадьевича Хомячкова, который руководит кружком автомоделирования, он ведь конструктор по образованию и может из чего угодно, даже из бумаги, сконструировать любую модель.

Впрочем, поразительное во дворце поджидает на каждом углу. К примеру, у экологов-биологов, которыми руководят Татьяна Миронова и Людмила Петрова, я попала в чудесный ботанический сад, в котором живет кактус «Царица ночи». Его удивительный цветок держится всего одну ночь, и в эту ночь, например, в городском Ботаническом саду открывают двери для посетителей. А в ДЮТ кактус цветет каждое лето! Мало того, он так разросся, что бесцеремонно теснит остальные цветы.

А еще здесь в живом уголке живет кролик, которого было трудно приручить. Татьяна Евгеньевна сказала, что ласковым и послушным его сделали дети. Ни одному взрослому это не удалось.

Вообще эколого-биологическим направлением хорошо представлена исследовательская деятельность детей. Здесь созданы программы «Исследователь» и «Естествоиспытатель». Есть стационарные лаборатории и лаборатории для полевых условий. После экспедиций ребята пишут исследовательские работы. А два года назад две воспитанницы вошли в сотню лучших учащихся России в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Поразили меня и тонкие детские ручки, легко и свободно летающие над глиной, чтобы потом поднять на ладошках очередное керамическое чудо. Поразили старательные, тянущиеся носочки юных танцоров, веселые мальчишеские голоса юных хористов. Поразили кропотливые осторожные движения малышей, рисующих «Картинки из соломки». И на память сразу пришли слова педагога этого коллектива Аллы Шейко, которая сказала: «Ребята приходят, чтобы научиться мастерству. Но кроме этого я учу их думать, размышлять, умению слушать и слышать педагога и друг друга».

Натела Александровна тут же подтверждает эти фразы:

– Мы очень любим исследование и считаем его одной из самых интересных форм деятельности. Это и общение, и поиск, и эрудиция. Это выход за рамки кружка, это детское образовательное объединение. У нас в рамках каждого направления есть уровни. Не всякая образовательная услуга тянет на статус образовательной программы. У каждой отдельной программы разная степень глубины. Скажем, одному ребенку достаточно, если он с какой-то дисциплиной ознакомится на уровне кружка. Кто-то идет дальше, и, возможно, для него это станет толчком во взрослую жизнь. Тянуть все до уровня образовательной программы нецелесообразно. Многоуровневая система от кружка до образовательной программы намного эффективнее.

Особенным событием для дворца стало получение в 2008 году статуса опорного учреждения по методическому обеспечению и координации воспитательной работы образовательных учреждений района и развитию дополнительного образования. Сегодня дворец является ретранслятором собственного опыта и активно участвует во всех общероссийских, городских, районных мероприятиях.

– Мы продолжаем свою инновационную деятельность, – замечает Натела Александровна. – И делаем акцент на молодых педагогов.

– Когда приходит педагог, на какие качества вы прежде всего смотрите?

– Раньше отдавала дань профессионализму. Смотрела рекомендации, достижения. Сегодня я обращаю тоже внимание на профессионализм, но главное – человеческие качества.

– Вы упомянули о системе повышения квалификации педагогов.

– У нас существует внутренний конкурс «Успех», – дополняет директора Елена Неволина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – Проходит он уже третий год. Каждый раз программа конкурса разная, но обычно первый этап – это смотр кабинетов. Мы обращаем внимание на использование пространства кабинета для педагогических инноваций. Следующий этап – серия открытых занятий. Есть этап творческих работ, когда педагоги с детьми проводят творческие мероприятия в разной форме. Еще один этап – защита программы. В каждом этапе свой победитель, а в конце года выводится победитель среди отделов.

– Что это дает педагогу?

– В прошлом году мы проводили «круглый стол» на эту тему, и педагоги говорят, что это дает уверенность в себе. Особенно молодым. Они еще раз убеждаются в том, что на правильном пути, что выбрали ту профессию. Им важна оценка коллег.

Конкурс ли затягивает или сама атмосфера дворца, непринужденная и теплая, но молодежи в нем много. Здесь работают 13 его бывших воспитанников. Причем продуктивно работают. Например, Виктория Пензина стала победителем конкурса педагогических достижений 2008 года в номинации «Сердце отдаю детям». От детей и родителей тоже отбоя нет: сегодня в ДЮТ занимаются около пяти тысяч детей.

– Мы мотивированы на творчество, – объясняет этот феномен Натела Александровна.

Но, мне кажется, лучше всего об этом сказала бывший директор ДЮТ Виктория Пречистенская. В юбилейном сборнике она написала: «Самых лучших друзей подарил мне дворец». Думаю, каждый мальчишка, каждая девчонка и каждый педагог подпишется под этими словами.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте