Сегодня задача школы – не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.
По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:
– в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;
– достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;
– не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;
– теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, возникают трудности;
– как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;
– чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.
А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании:
– российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности;
– вызывает трудности операция выделения информации из вопроса;
– российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации;
– дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.
Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.
Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос – задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, – они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача – ситуация, случай, требующие собственного решения.
За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.
Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).
Входное тестирование
Задание 1. Представьте в виде ряда ключевых слов понятие «кейс».
Кейс – это…
Задание 2. Изобразите графически предполагаемый спектр возможностей кейс-метода.
Задание 3. Попробуйте заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом.
Правила для учителя:
– отказаться от ……….. и …………
– иметь нейтралитет к ………
– занять ……….. позицию
– преодолевать конфликты и …………. без морализаторства
– серьезно ………. участников
– активизировать и ……….. группу
– ………….. свои эмоции
– …………структурировать занятие.
Правила для учеников:
– высказывания должны быть ………..
– не разрешается говорить нескольким………….
– главные идеи должны быть ……….
– все обсуждения ведутся ……………
Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) – метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.
Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известен прежде всего благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе государственных служащих Гарвардского университета.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.
Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.
При ознакомлении с конкретной ситуацией или при анализе конкретного примера ученик должен вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить проблему и ее суть. Затем он должен определить свою роль в решении проблемы и выработать линию поведения.
Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения.
Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, то есть объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс – технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.
В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.
Глоссарий
Кейс (case) – многозначное слово:
Case study – социологическое исследование;
Case fame – моделирование управления;
Case history – наглядная иллюстрация;
Case method – метод анализа ситуации.
Моделирование – построение модели ситуации.
Системный анализ – системное представление и анализ ситуации.
Мысленный эксперимент – способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования.
Методы описания – создание ситуации описания.
Проблемный метод – представление проблемы, лежащей в основе ситуации.
Метод классификации – создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации.
Игровые методы – представление вариантов поведения героев ситуации.
Мозговая атака – генерирование идей относительно ситуации.
Дискуссия – обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения.
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.
Подготовительный этап
(до начала занятий)
Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
Прежде всего имеет смысл определить, насколько целесообразно использовать кейс-метод в каждом конкретном случае. Существует ряд педагогических задач, которые решаются без применения кейс-метода. К ним относятся передача теоретических знаний, фактов, информации, усвоение нового материала. Практические работы не хуже кейс-метода способствуют приобретению нового опыта.
Однако, если основные задачи – обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого анализа, эффективной коммуникации, повышение креативности, значит, выбор кейс-метода оправдан.
Следует подчеркнуть, что кейс-метод требует подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность учеников, несамостоятельность или отсутствие знаний по обсуждаемому вопросу могут приводить к поверхностному решению кейса.
Прежде всего желательно преобразовать пространство класса: расположить столы для групповой работы (например, буквой «П», треугольником, по группам). Затем подготовить материалы для визуализации, приложения к кейсу (если они необходимы).
Особое внимание следует обратить на выбор кейса. Выбор должен отвечать целому ряду требований:
– ситуация должна логично продолжать содержание элективного курса;
– сложность ситуации должна быть на уровне возможностей учащихся;
– содержание должно отражать реальные ситуации;
– ученикам должны быть предоставлены конкретные инструкции по работе с кейсом;
– ученикам должна быть интересна проблема, которая поднимается в кейсе;
– проблема должна диктовать необходимость срочного решения;
– реальность решения кейса должна быть основана на имеющейся информации.
При необходимости возможно проведение консультаций по работе с кейсом, которые включают в себя: технологическую модель занятия, систему оценивания решения кейса, правила работы на уроке, правила презентации, основы дискуссии и ролевой игры.
Ознакомительный этап (во время урока)
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
Вступительная часть урока может начинаться с демонстрации фрагмента игрового фильма, видеоматериалов с реальными событиями, относящихся к ситуации, чтения проблемной статьи, статистических данных, описания случая из реальной жизни.
Далее должно следовать слово преподавателя, в котором обозначен контекст предстоящей работы и обращено внимание учеников на актуализацию знаний в определенной области.
Наш кейс на тему «Добывание информации. Основные методы сбора» написан к элективным курсам «Азбука журналистики» для 10-11-х классов О.И.Лепилкиной, Е.Ю.Умновой и др. Кейс составлен на основе реальной ситуации, когда возникает необходимость использовать чужие тексты в своей работе.
В нашем конкретном случае кейс может содержать такую информацию:
«Ирина, молодой специалист, работает в редакции газеты «Юность» всего 6 месяцев. Ирина очень скромная, рассудительная и симпатичная девушка. Над каждым своим проектом она работает очень долго и аккуратно, все досконально взвешивает. Она большой энтузиаст своего дела, но, к сожалению, мало интересуется людьми, что вызывает недовольство руководства и сотрудников редакции. Некоторые считают ее белой вороной. Чтобы «утвердиться» в глазах коллег, ей приходится преодолевать немало трудностей. Она часто берет недоделанную работу домой.
По заданию редакции ей необходимо написать статью о финансовой деятельности одного банка. В одном журнале Ирина нашла очень интересный материал как раз по теме ее работы. Статью необходимо было срочно сдать, и Ирина, не успевая к сроку, решила заимствовать в своей статье большой фрагмент журнального материала, частично пересказав его своими словами.
Через неделю, когда газета вышла, в редакцию позвонили. Это оказался автор заимствованной статьи из журнала. Он долго разговаривал с главным редактором газеты…»
Знакомство учеников с конкретной ситуацией может быть индивидуальным или групповым. В нашем конкретном случае эффективнее организовать обсуждение и выработку решения в группе, т.к. решение должно стать плодом совместных усилий нескольких сторон.
Аналитический этап (начало обсуждения кейса)
Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.
Перед началом обсуждения учитель может задать так называемые «разогревающие» вопросы:
– Был ли у вас похожий опыт?
– Не напоминает ли вам этот случай ситуацию, виденную ранее?
– Как вы относитесь к этой ситуации?
– Насколько актуальна эта ситуация? Какую проблему она поднимает?
Эффективность групповой работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и определенными инструкциями:
– необходимо решить процедурные проблемы: определить порядок и регламент выступлений, вопросов и ответов;
– учитель не должен отвечать и детально обсуждать ситуацию, ускоряя анализ;
– в классе должны быть партнерские отношения;
– обсуждение должно концентрироваться вокруг трех основных моментов: проблемы, альтернативы, действия, которые предпочтительны в этой непростой ситуации;
– анализ ситуации необходимо начинать с выявления признаков проблемы;
– постановка проблемы требует четкой формулировки;
– успех в решении проблемы зависит от различных способов действий (альтернатив);
– необходимо обоснование альтернатив;
– при составлении программы нужно учитывать реальность воплощения.
В нашей ситуации затрагиваются следующие проблемы:
1) использование чужих текстов;
2) адаптация молодого специалиста;
3) репутация информационного издания.
Кейс направлен на преодоление следующих дефицитов:
– поиск точной информации;
– сопоставление информации, полученной из разных источников;
– определение собственной точки зрения.
В нашем случае предпочтительно разделить участников обсуждения на три группы:
1. Представители Ирины (позиция Ирины).
2. Представители редакции (позиция главного редактора).
3. Автор (позиция автора заимствованного текста).
Все они узнали друг друга, и теперь пришло время обменяться мнениями. Цель групп – вынесение обоснованного решения.
Приложение к кейсу:
1) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
2) Сонин К. Украденные слова. Огонек. 2004. №24 (14-20 июня).
3) Приложение об организации учебного процесса. Справочник. 2002-2003 учебный год. – М., 2002г.
Итоговый этап (презентация групповых решений)
Цель: представить и обосновать решение группы по кейсу.
Обсуждение кейса невозможно без дискуссии. Однако ее целесообразно организовать, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, контролировать эмоции, утверждать и доказывать свою точку зрения. Главной характеристикой дискуссии является уровень компетентности ее участников.
Вопросы для дискуссии:
– Является ли ситуация, сложившаяся в редакции, типичной?
– Что является предпосылкой сложившейся ситуации?
– Что можно считать основной проблемой?
– Кто участвует в решении проблемы?
– Каковы их цели?
– В чем заключается «проблема» Ирины?
– От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации?
– Почему Ирина попала в такую ситуацию?
– Что необходимо предпринять каждой из сторон?
– Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему?
– Кто может принять решение?
– Какое решение должно быть принято?
– Каковы цели человека, который принимает решение?
– Какие действия должны быть приняты?
– Каковы последствия?
– Что бы вы сделали на месте главного героя?
– Почему?
Признаки хорошего обсуждения кейса:
– Чем меньше говорит преподаватель, тем лучше.
– Активность учеников.
– Количество вопросов, заданных учениками.
– Энергичность учителя.
– Активность дискуссии.
– Позитивная атмосфера.
– Обоснованность вывода по кейсу.
На заключительном этапе у педагога есть выбор: представить анализ ситуации в письменном виде, либо в виде устной презентации микрогрупп как программу действий, направленных на решение проблемы.
Важным моментом во время презентации является способность учеников толерантно и без предвзятости принимать чужие варианты решения проблемы.
Во время итогового этапа также чрезвычайно важна атмосфера, которая царит в классе, убедительность завершающего этапа работы. В противном случае неизбежны разочарования. Чтобы избежать подобного, учитель может заранее запланировать способ завершения работы: мини-лекция по теме, статистика, информация о будущих событиях, которые описывались в ситуации.
Основные пункты дискуссии, решения проблемы должны быть по возможности завизуализированы учениками. Это служит многим целям. Во-первых, это своеобразная «память» класса, которая связывает различные темы обсуждения, вызывает у участников чувство гордости, солидарности и знаменует продвижение вперед. Одновременно это контрольный механизм для преподавателя, ведь он создает порядок и структуру, предопределяет значимость обсуждаемых тем.
Учитель может сделать письменные комментарии по завершении работы над кейсом, это поможет быстрее накапливать опыт, фиксировать и учитывать возникшие трудности, обмениваться опытом с другими учителями.
Важная проблема – оценивание учеников в рамках кейс-метода. При оценке необходимо учитывать:
– органичность решения проблемы;
– способ подачи материала;
– доступность презентации;
– оригинальность решения и представления результатов.
Руководство по написанию кейса
Кейс должен отвечать следующим условиям:
– наличие реально существующей группы людей, организации, в которой развивается ситуация;
– существование хронологии событий, временных рамок;
– наличие реальной проблемы, конфликта;
– ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, должны быть отражены не только события, но и персонажи и их действия, поступки;
– действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.
Структура кейса
1. Введение – первые несколько абзацев:
– постановка задачи кейса;
– название организации, имена, действующие лица;
– профиль организации;
– название кейса и авторство.
2. Проблема – несколько абзацев:
– описание проблемы, ее видение разными действующими лицами;
– описание структуры проблемной ситуации, если она есть.
3. Материалы для решения структурированы в виде вопросов и ответов:
– развитие конфликта и проблемы;
– описание внешней среды;
– слабые и сильные стороны;
– взаимодействие действующих лиц;
– схемы, таблицы, статистика, фотографии, картинки, иллюстрации, различные документы и формы отчетности.
Выходное тестирование
Раскройте следующие положения:
– Суть кейс-метода.
– Функциональные возможности кейс-метода.
– Формирование кейсов.
– Работа с кейсом на уроке.
– Особенности презентации и оценки кейсов.
– Проблемы преподавателя, применяющего кейс-метод.
– Структура кейса.
– Оценка возможностей кейс-метода в российском образовании.
– Достоинства и недостатки кейс-метода.
Светлана ДУДЧИК, старший преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, соискатель Института теории и истории педагогики РАО
– .
Комментарии