search
main
0

Жизнь – непростая задачка. Заочные курсы повышения квалификации. Занятие 12. Метод анализа конкретной ситуации

Сегодня задача школы – не только сформировать функциональные компетенции учеников, но и воспитать у школьников такие качества и способности, которые позволят им определить свою образовательную траекторию и выбрать профессию. При этом система образования обязана стимулировать личную ответственность подрастающего поколения за свое образование и будущее. Речь идет не столько о передаче «секретов» от учителя к ученику, сколько об оценке различных ситуаций, информации, поиске творческих решений и их реализации. При этом школьникам предлагается продемонстрировать навыки работы с текстами разных жанров.

По данным результатов международного исследования PISA-2000, наши школьники имеют целую группу «дефицитов», связанных с анализом информации и текстов:

– в целом умеют читать и понимать тексты, отвечать, однако необходимость дать развернутый ответ в виде текста вызывает трудности;

– достаточно хорошо схватывают общую канву текста, понимают его общее содержание, но невнимательны к деталям;

– не могут решить задачу, если необходимо дать качественный, а не количественный ответ;

– теряются при работе с составными текстами. Если информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину, возникают трудности;

– как правило, ориентированы либо на общее содержание текста, либо на его фрагменты;

– чаще всего не имеют навыка работы с бытовыми, научно-популярными, публицистическими текстами.

А эта группа «дефицитов» связана с анализом всей совокупности условий, содержащихся в задании:

– российские школьники не умеют привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи. Задачи, в которых требуется использовать бытовые сведения, личный практический опыт, вызывают трудности;

– вызывает трудности операция выделения информации из вопроса;

– российским ребятам нелегко ответить на вопросы, которые предполагают многократное возвращение к условию для получения дополнительной информации;

– дети пасуют перед заданиями, в которых форма вопроса недостаточно нормализована.

Классическая схема задания или задачи может быть описана через условие задачи и вопрос, на который необходимо дать ответ. Соотношение условий задачи и вопроса точно задает способ действия. Фактически речь идет о стереотипном применении способа действия.

Задания и задачи, которые сейчас широко используются в мировом сообществе, выглядят иначе. Условие и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условие и вопрос – задача ученика. Часто для такого действия необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, нужна детальная работа с контекстом. Отсюда и «дизайн» международных заданий, в частности заданий PISA, – они часто представляют собой описание ситуации (кейс), взятой из реальной жизненной практики. Каждая задача – ситуация, случай, требующие собственного решения.

За годы учебы в средней школе, а затем и высшем учебном заведении, учащиеся накапливают опыт решения четко и конкретно сформулированных задач. Однако в реальной жизни ситуация принципиально другая: жизненные и профессиональные задачи, которые перед ними возникают, им не известны заранее, для них никто не формулирует их в привычной форме учебных задач, более того, обычно они замаскированы множеством важных и рядовых сопутствующих событий и фактов.

Именно поэтому так важно, особенно начиная со школьной скамьи, использовать такие технологии, которые помогли бы ученику объективно оценивать реальную ситуацию, выделять проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность. Для этих целей как нельзя лучше подходит метод конкретных ситуаций (кейс-метод).

Входное тестирование

Задание 1. Представьте в виде ряда ключевых слов понятие «кейс».

Кейс – это…

Задание 2. Изобразите графически предполагаемый спектр возможностей кейс-метода.

Задание 3. Попробуйте заполнить пропуски в предложениях, касающиеся реализации технологической стороны работы над кейсом.

Правила для учителя:

– отказаться от ……….. и …………

– иметь нейтралитет к ………

– занять ……….. позицию

– преодолевать конфликты и …………. без морализаторства

– серьезно ………. участников

– активизировать и ……….. группу

– ………….. свои эмоции

– …………структурировать занятие.

Правила для учеников:

– высказывания должны быть ………..

– не разрешается говорить нескольким………….

– главные идеи должны быть ……….

– все обсуждения ведутся ……………

Ситуационная методика, или кейс-метод (Case study) – метод анализа кейсов, ситуаций. Решение кейса позволяет развить навыки критического мышления, а также актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении заявленной проблемы.

Кейс-метод появился в Соединенных Штатах в начале XX века и стал широко известен прежде всего благодаря Гарвардской школе бизнеса и Школе государственных служащих Гарвардского университета.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, то есть перед тем, как дать задание ученикам, происходит разработка конкретного примера или поиск готовых материалов с описанием реальной ситуации.

Мы считаем, что метод конкретных ситуаций можно эффективно использовать при работе с элективными курсами. Констатируются какие-то события, описываются конфликт или проблема, эмоционально-поведенческие аспекты взаимодействия, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

При ознакомлении с конкретной ситуацией или при анализе конкретного примера ученик должен вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить проблему и ее суть. Затем он должен определить свою роль в решении проблемы и выработать линию поведения.

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Иначе говоря, в кейсе обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса. Важным условием считается присутствие в кейсе «действующего лица», ответственного за принятие решения.

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, то есть объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс – технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

Глоссарий

Кейс (case) – многозначное слово:

Case study – социологическое исследование;

Case fame – моделирование управления;

Case history – наглядная иллюстрация;

Case method – метод анализа ситуации.

Моделирование – построение модели ситуации.

Системный анализ – системное представление и анализ ситуации.

Мысленный эксперимент – способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования.

Методы описания – создание ситуации описания.

Проблемный метод – представление проблемы, лежащей в основе ситуации.

Метод классификации – создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации.

Игровые методы – представление вариантов поведения героев ситуации.

Мозговая атака – генерирование идей относительно ситуации.

Дискуссия – обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

Подготовительный этап

(до начала занятий)

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

Прежде всего имеет смысл определить, насколько целесообразно использовать кейс-метод в каждом конкретном случае. Существует ряд педагогических задач, которые решаются без применения кейс-метода. К ним относятся передача теоретических знаний, фактов, информации, усвоение нового материала. Практические работы не хуже кейс-метода способствуют приобретению нового опыта.

Однако, если основные задачи – обучение навыкам критического мышления, принятия решений, независимого анализа, эффективной коммуникации, повышение креативности, значит, выбор кейс-метода оправдан.

Следует подчеркнуть, что кейс-метод требует подготовленности учащихся, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность учеников, несамостоятельность или отсутствие знаний по обсуждаемому вопросу могут приводить к поверхностному решению кейса.

Прежде всего желательно преобразовать пространство класса: расположить столы для групповой работы (например, буквой «П», треугольником, по группам). Затем подготовить материалы для визуализации, приложения к кейсу (если они необходимы).

Особое внимание следует обратить на выбор кейса. Выбор должен отвечать целому ряду требований:

– ситуация должна логично продолжать содержание элективного курса;

– сложность ситуации должна быть на уровне возможностей учащихся;

– содержание должно отражать реальные ситуации;

– ученикам должны быть предоставлены конкретные инструкции по работе с кейсом;

– ученикам должна быть интересна проблема, которая поднимается в кейсе;

– проблема должна диктовать необходимость срочного решения;

– реальность решения кейса должна быть основана на имеющейся информации.

При необходимости возможно проведение консультаций по работе с кейсом, которые включают в себя: технологическую модель занятия, систему оценивания решения кейса, правила работы на уроке, правила презентации, основы дискуссии и ролевой игры.

Ознакомительный этап (во время урока)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

Вступительная часть урока может начинаться с демонстрации фрагмента игрового фильма, видеоматериалов с реальными событиями, относящихся к ситуации, чтения проблемной статьи, статистических данных, описания случая из реальной жизни.

Далее должно следовать слово преподавателя, в котором обозначен контекст предстоящей работы и обращено внимание учеников на актуализацию знаний в определенной области.

Наш кейс на тему «Добывание информации. Основные методы сбора» написан к элективным курсам «Азбука журналистики» для 10-11-х классов О.И.Лепилкиной, Е.Ю.Умновой и др. Кейс составлен на основе реальной ситуации, когда возникает необходимость использовать чужие тексты в своей работе.

В нашем конкретном случае кейс может содержать такую информацию:

«Ирина, молодой специалист, работает в редакции газеты «Юность» всего 6 месяцев. Ирина очень скромная, рассудительная и симпатичная девушка. Над каждым своим проектом она работает очень долго и аккуратно, все досконально взвешивает. Она большой энтузиаст своего дела, но, к сожалению, мало интересуется людьми, что вызывает недовольство руководства и сотрудников редакции. Некоторые считают ее белой вороной. Чтобы «утвердиться» в глазах коллег, ей приходится преодолевать немало трудностей. Она часто берет недоделанную работу домой.

По заданию редакции ей необходимо написать статью о финансовой деятельности одного банка. В одном журнале Ирина нашла очень интересный материал как раз по теме ее работы. Статью необходимо было срочно сдать, и Ирина, не успевая к сроку, решила заимствовать в своей статье большой фрагмент журнального материала, частично пересказав его своими словами.

Через неделю, когда газета вышла, в редакцию позвонили. Это оказался автор заимствованной статьи из журнала. Он долго разговаривал с главным редактором газеты…»

Знакомство учеников с конкретной ситуацией может быть индивидуальным или групповым. В нашем конкретном случае эффективнее организовать обсуждение и выработку решения в группе, т.к. решение должно стать плодом совместных усилий нескольких сторон.

Аналитический этап (начало обсуждения кейса)

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

Перед началом обсуждения учитель может задать так называемые «разогревающие» вопросы:

– Был ли у вас похожий опыт?

– Не напоминает ли вам этот случай ситуацию, виденную ранее?

– Как вы относитесь к этой ситуации?

– Насколько актуальна эта ситуация? Какую проблему она поднимает?

Эффективность групповой работы обеспечивается применением специфических приемов организации групповой работы и определенными инструкциями:

– необходимо решить процедурные проблемы: определить порядок и регламент выступлений, вопросов и ответов;

– учитель не должен отвечать и детально обсуждать ситуацию, ускоряя анализ;

– в классе должны быть партнерские отношения;

– обсуждение должно концентрироваться вокруг трех основных моментов: проблемы, альтернативы, действия, которые предпочтительны в этой непростой ситуации;

– анализ ситуации необходимо начинать с выявления признаков проблемы;

– постановка проблемы требует четкой формулировки;

– успех в решении проблемы зависит от различных способов действий (альтернатив);

– необходимо обоснование альтернатив;

– при составлении программы нужно учитывать реальность воплощения.

В нашей ситуации затрагиваются следующие проблемы:

1) использование чужих текстов;

2) адаптация молодого специалиста;

3) репутация информационного издания.

Кейс направлен на преодоление следующих дефицитов:

– поиск точной информации;

– сопоставление информации, полученной из разных источников;

– определение собственной точки зрения.

В нашем случае предпочтительно разделить участников обсуждения на три группы:

1. Представители Ирины (позиция Ирины).

2. Представители редакции (позиция главного редактора).

3. Автор (позиция автора заимствованного текста).

Все они узнали друг друга, и теперь пришло время обменяться мнениями. Цель групп – вынесение обоснованного решения.

Приложение к кейсу:

1) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.

2) Сонин К. Украденные слова. Огонек. 2004. №24 (14-20 июня).

3) Приложение об организации учебного процесса. Справочник. 2002-2003 учебный год. – М., 2002г.

Итоговый этап (презентация групповых решений)

Цель: представить и обосновать решение группы по кейсу.

Обсуждение кейса невозможно без дискуссии. Однако ее целесообразно организовать, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, контролировать эмоции, утверждать и доказывать свою точку зрения. Главной характеристикой дискуссии является уровень компетентности ее участников.

Вопросы для дискуссии:

– Является ли ситуация, сложившаяся в редакции, типичной?

– Что является предпосылкой сложившейся ситуации?

– Что можно считать основной проблемой?

– Кто участвует в решении проблемы?

– Каковы их цели?

– В чем заключается «проблема» Ирины?

– От какой из сторон в большей степени зависит бесконфликтное решение ситуации?

– Почему Ирина попала в такую ситуацию?

– Что необходимо предпринять каждой из сторон?

– Какие вопросы должны быть решены для того, чтобы уладить проблему?

– Кто может принять решение?

– Какое решение должно быть принято?

– Каковы цели человека, который принимает решение?

– Какие действия должны быть приняты?

– Каковы последствия?

– Что бы вы сделали на месте главного героя?

– Почему?

Признаки хорошего обсуждения кейса:

– Чем меньше говорит преподаватель, тем лучше.

– Активность учеников.

– Количество вопросов, заданных учениками.

– Энергичность учителя.

– Активность дискуссии.

– Позитивная атмосфера.

– Обоснованность вывода по кейсу.

На заключительном этапе у педагога есть выбор: представить анализ ситуации в письменном виде, либо в виде устной презентации микрогрупп как программу действий, направленных на решение проблемы.

Важным моментом во время презентации является способность учеников толерантно и без предвзятости принимать чужие варианты решения проблемы.

Во время итогового этапа также чрезвычайно важна атмосфера, которая царит в классе, убедительность завершающего этапа работы. В противном случае неизбежны разочарования. Чтобы избежать подобного, учитель может заранее запланировать способ завершения работы: мини-лекция по теме, статистика, информация о будущих событиях, которые описывались в ситуации.

Основные пункты дискуссии, решения проблемы должны быть по возможности завизуализированы учениками. Это служит многим целям. Во-первых, это своеобразная «память» класса, которая связывает различные темы обсуждения, вызывает у участников чувство гордости, солидарности и знаменует продвижение вперед. Одновременно это контрольный механизм для преподавателя, ведь он создает порядок и структуру, предопределяет значимость обсуждаемых тем.

Учитель может сделать письменные комментарии по завершении работы над кейсом, это поможет быстрее накапливать опыт, фиксировать и учитывать возникшие трудности, обмениваться опытом с другими учителями.

Важная проблема – оценивание учеников в рамках кейс-метода. При оценке необходимо учитывать:

– органичность решения проблемы;

– способ подачи материала;

– доступность презентации;

– оригинальность решения и представления результатов.

Руководство по написанию кейса

Кейс должен отвечать следующим условиям:

– наличие реально существующей группы людей, организации, в которой развивается ситуация;

– существование хронологии событий, временных рамок;

– наличие реальной проблемы, конфликта;

– ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, должны быть отражены не только события, но и персонажи и их действия, поступки;

– действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Структура кейса

1. Введение – первые несколько абзацев:

– постановка задачи кейса;

– название организации, имена, действующие лица;

– профиль организации;

– название кейса и авторство.

2. Проблема – несколько абзацев:

– описание проблемы, ее видение разными действующими лицами;

– описание структуры проблемной ситуации, если она есть.

3. Материалы для решения структурированы в виде вопросов и ответов:

– развитие конфликта и проблемы;

– описание внешней среды;

– слабые и сильные стороны;

– взаимодействие действующих лиц;

– схемы, таблицы, статистика, фотографии, картинки, иллюстрации, различные документы и формы отчетности.

Выходное тестирование

Раскройте следующие положения:

– Суть кейс-метода.

– Функциональные возможности кейс-метода.

– Формирование кейсов.

– Работа с кейсом на уроке.

– Особенности презентации и оценки кейсов.

– Проблемы преподавателя, применяющего кейс-метод.

– Структура кейса.

– Оценка возможностей кейс-метода в российском образовании.

– Достоинства и недостатки кейс-метода.

Светлана ДУДЧИК, старший преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, соискатель Института теории и истории педагогики РАО

– .

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте