Небольшая сибирская деревенька, в которой проживают менее 700 человек. Школа, где обучаются менее 100 человек. Семья, в которой трое детей, и тяжелые девяностые… Последствия этих лет тревожат мою душу до сих пор: пьющие или спившиеся, отсидевшие, сидящие или просто прозябающие родители.
Все это болезненно действовало на неокрепшую психику маленькой девочки, которая всячески сопротивлялась принятию всего происходящего за норму жизни, с которой многие продолжают жить и по сей день. Что она могла сделать? Хотя бы учиться лучше всех.
Мне посчастливилось обучаться не просто в школе села Жеблахты, что в Ермаковском районе Красноярского края, а в настоящем райском уголке. Школу свою я полюбила с первых дней учебы. Основная заслуга в этом ее директора Нины Николаевны Ульчугачевой. Тридцать пять лет возглавляет она коллектив. Благодаря учителям школы я поняла, что хочу стать педагогом. Сначала выбрала математику, она очень хорошо мне давалась. Порой было сложно уснуть, пока не решу ту или иную математическую задачу. В свою очередь благодаря стараниям учителя физической культуры в школе я добилась определенных спортивных успехов, испытала первые яркие чувства уверенности в своих силах.
Так физическая культура стала основной сферой моей профессиональной и научной деятельности.
Хранители моей судьбы…
Вспоминая период обучения в Минусинском педагогическом колледже имени А.С.Пушкина, понимаю, что все его преподаватели целенаправленно стремились сделать из меня профессионала в области физической культуры. Они стали не только моими наставниками, но и хранителями меня и новой жизни, зародившейся во мне уже на втором курсе обучения, моей будущей доченьки. На тот момент мне было лишь 18 лет… Что будет со мной? Пугали неопределенность будущего, устрашающая бездна неизвестного…
Помощи со стороны родственников, кроме приютившей меня на время бабушки, практически никакой. А вот поддержка руководства и преподавателей колледжа оказалась более существенной. Она заключалась в создании благоприятных условий для продолжения моего обучения, в моральной поддержке, в которой на тот момент я нуждалась больше всего. Практически каждый из администрации колледжа, из преподавателей либо своим поступком-делом, либо силой своего учительского слова дарил мне надежду на будущее.
Все происходившие в тот момент моего жизненного пути события явились для меня первым очевидным и бесспорным свидетельством того, что моей судьбой руковожу не я. Кто-то окружал меня добрыми и заботливыми людьми, помогал, вел по жизни, оберегал меня и мою девочку.
Оставалось несколько недель до рождения новой жизни. После занятий в колледже я пошла на УЗИ. И вот на экране вижу детскую ступню! Первые мысли: «Внутри меня жизнь! Мой самый родной человечек!» Так я оказалась у дверей Спасского собора Минусинска. Здесь свершилось таинство крещения…
Настало время выпускных экзаменов в колледже. И вот я учитель физической культуры! В дипломе только «отлично» и одна отметка «хорошо» именно по той дисциплине, которая в дальнейшем стала главным предметом моих научных интересов. И по которой на данный момент я имею ученую степень кандидата педагогических наук.
Руководство колледжа позаботилось о том, чтобы устроить меня на работу. Да так, чтобы администрация этой школы смогла взять нас с доченькой под свою опеку. Малышку в год и три месяца устроили в детский сад, нам как молодой семье и мне как молодому специалисту помогли с арендой жилого помещения.
На следующем этапе очень непростого жизненного пути и профессионального становления появился новый учитель – наставник по жизни и помощник в совершении первых самостоятельных шагов в педагогической деятельности Людмила Михайловна Неведомская, директор невонской средней школы №6 Богучанского района Красноярского края.
Поселок Невонка, расположенный на берегу Ангары и окруженный бескрайней глухой тайгой, находился на расстоянии более тысячи километров от моего прежнего места жительства и обучения в колледже. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности сельской школы была усиленная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних при тесном взаимодействии с родителями, многие из которых бывшие заключенные.
Девять лет я находилась под чутким и добрым крылом Людмилы Михайловны. Это был первый для меня образцово-показательный пример руководителя. Учителя не по профессии, а по призванию, наставника не по должности, а по своим человеческим качествам!
На протяжении 13 лет свою педагогическую деятельность в школе я совмещала с получением высшего образования и обучением в аспирантуре. И все это благодаря еще одному подарку судьбы: появлению нового учителя – кандидата педагогических наук, профессора Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева Александра Николаевича Савчука, который привел меня в науку.
Небывало жаркий июль
Июль 2010 года был небывало жарким во всей средней полосе России. Но для меня это был месяц не только неимоверной жары, но и изнурительной работы в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга. Ее работники даже спрашивали меня о причинах ежедневного чуть ли не круглосуточного пребывания в библиотеке. Удивлялись упрямству, усидчивости, настойчивости, по их словам, граничивших с какой-то безнадежной безысходностью.
Считаю своим долгом упомянуть здесь о человеке, который принял меня в городе на Неве, присматривал за моей маленькой девочкой, когда я уезжала в пять утра, а возвращалась поздно вечером. Это Мария Быковская, настоящая подруга, которая бывает одна в жизни, моя однокурсница из минусинского колледжа, работающая учителем физической культуры в Вырице Гатчинского района Ленинградской области.
Целые горы прочитанных книг, монографий, журналов… Все интересно, но никак не удается найти то, к чему лежит душа, что помогло бы стать основой для подготовки собственной научной работы.
И вот наступил долгожданный момент! В заключительный день работы в библиотеке я нахожу настоящее сокровище – монографию «Концепция модернизации системы общего физкультурного образования в России» доктора педагогических наук, профессора Виктора Павловича Лукьяненко. Это было именно то, что нужно! То, ради чего я, учитель физической культуры из сибирской глубинки, из далекой таежной школы, с маленьким ребенком на руках приехала в Северную столицу.
В тот момент моим эмоциям не было предела! Очевидцами происходящих событий стали многие мои знакомые, родственники, коллеги. Радостью я делилась со всеми, кто хоть как-то был причастен к моим жизни, работе, интересам!
Казалось, вот оно, то самое главное, самое ценное, самое дорогое! Но нет! Это было лишь начало новых надежд и испытаний на жизненном и профессиональном пути. И первые решительные шаги стали возможными опять-таки благодаря очередному подарку судьбы в лице наставника, научного руководителя, хранителя меня и моей девочки, главного предмета моей любви и обожания! И все это в одном лице. Дело в том, что автор того научного труда, того сокровища и клада, стал моим мужем, с которым мы не только зарегистрированы, но и повенчаны!
Идеальные яблоки
«Жизнь многообразна и удивительна, и одним из самых замечательных проявлений этого многообразия является то, что она прекрасна», – слова моего семейного редактора и первого читателя этого рассказа Виктора Павловича Лукьяненко, доктора педагогических наук, профессора СКФУ, мне хотелось бы сделать эпиграфом ко всему повествованию.
…Как-то в школе пожилая учительница, намекая на неблагополучие в нашей семье, где я росла, заметила с оттенком неодобрительности: «Яблоко от яблони недалеко падает». Я понимала, так говорят, когда хотят указать, что дети склонны совершать те же поступки, что и их родители, имеют схожие черты характера, взгляды на жизнь. Но, будучи школьницей, я тогда ничего не могла учительнице ответить. А сейчас по этому поводу хотелось бы заметить, что яблочки те бывают разные – спелые и красивые, недозрелые и сброшенные яблонькой до момента их созревания. А идеальные яблоки бывают лишь у садовых деревьев, которые обработаны химикатами. Люди, как правило, предпочитают натуральные яблочки, а не обработанные вредными веществами и лишь внешне красивые.
…Однажды в большой компании кто-то из присутствовавших сказал, что такие веселые, счастливые девочки, как я, настоящей жизни не видели и не знают ее. На что я даже не сочла нужным как-то возразить. Лишь мой муж тихо прошептал: «Знал бы он, что пришлось этой девочке пережить, какие трудности преодолеть, чтобы стать именно такой счастливой!»
Но это уже совсем другая история…
Наталья ЛУКЬЯНЕНКО (МУХАНОВА), Ставрополь
Об авторе
Общий педагогический стаж работы Натальи Владимировны Лукьяненко на данный момент составляет 19 лет. В 2019 году защитила кандидатскую диссертацию по двум научным специальностям – «общая педагогика, история педагогики и образования» и «теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
По теме школьной физической культуры опубликовано более 90 работ, из них 2 монографии, 2 учебных пособия, статьи в ведущих журналах страны.
С 2020 года работает в Ставропольском государственном педагогическом институте. Доцент, преподает будущим учителям физической культуры такие дисциплины, как «Теория и методика физического воспитания», «Гимнастика с методикой преподавания», руководит педагогической практикой студентов.
Комментарии