С 31 октября по 3 ноября в Санкт-Петербурге состоится финал уже пятой Всероссийской олимпиады педагогов начальной школы «Мой первый учитель», которая стартовала в 2018 году по инициативе Общероссийского Профсоюза образования. Организует это состязание педагогов начальных классов профсоюз при помощи друзей и партнеров. Подробнее об этом – на сайте https://1‑teacher.ru. И, конечно, немало страниц посвящает олимпиаде наша газета. «МП» не только ведет хронику этого конкурса, но и позволяет своим читателям познакомиться с участниками. После олимпиады 2021 года были опубликованы очерки о победителях из Санкт-Петербурга – Михаиле Бутяеве, которого выбрали лидером (https://ug.ru/schastlivye-deti-schastlivogo-pedagoga), и Галине Игнатьевой (https://ug.ru/uroki-galiny-ignatevoj). А теперь пришло время представить московскую победительницу, педагога начальных классов школы №1353 имени генерала Д.Ф.Алексеева Аллу Вовченко!
Педагогическая биография
Уверена, если вы были онлайн-наблюдателем четвертой олимпиады «Мой первый учитель», вы обязательно запомнили Аллу Вовченко. Она улыбалась больше всех, она активно выполняла все олимпиадные задания и участвовала в антиконференции – внеконкурсном мероприятии, позволяющем педагогам из разных концов страны обменяться опытом, причем уже не под строгими взорами жюри, а «просто так».
На рабочем месте, в зеленоградской школе, я увидела Аллу Васильевну немного другой – такой же доброжелательной, но более собранной, деловой. Угощая меня чаем, победительница рассказала, как пришла в профессию. Путь оказался не прямой.
– Я мечтала стать… акушеркой, принимать роды. Жила я на Сахалине, в поселке городского типа Ноглики. И когда окончила 8 классов, подала документы и в педагогическое, и в медицинское училища. В медицинское поступила – знания у меня были крепкие, взяли без экзаменов, на основе собеседования. Но увы, в медицинском училище не было общежития. Жила я далеко от Южно-Сахалинска, где предстояло учиться, – 16 часов на поезде ехать. А вот в Южно-Сахалинском педагогическом училище было общежитие, туда и поступила. Приняли. Наверное, это судьба.
– А почему начальные классы? Не химия? Вы ведь хотели стать медиком?
– Не хотела работать со взрослыми учениками. Думала: или садик, или начальная школа. Сразу после окончания училища поступила в Южно-Сахалинский педагогический институт. Три года отучилась, но госэкзамен сдать не успела, по семейным обстоятельствам пришлось срочно перебраться в Подмосковье. Здесь вышла замуж, родились двое сыновей – сейчас они уже взрослые. Получила высшее образование в Психологическом университете Российской академии образования.
После первого декрета Алла Васильевна устроилась в школу в Поварово – подмосковном поселке между Солнечногорском и Зеленоградом. Отработала год, родила еще одного ребенка и вернулась в школу. Школа была небольшая, уютная, все друг друга знают… Алле Вовченко там нравилось. Но жизнь повернулась так, что после 25 лет работы в одном коллективе школу пришлось поменять. У Аллы Васильевны было пять предложений. Обошла все учебные заведения, остановилась на школе №1353, потому что она словно в лесу стоит, даже шоссе не рядом, немного надо пройти пешком.
Мне повезло попасть в гости к Алле Вовченко в ту пору, когда зелень смотрится наиболее выигрышно – весной, на исходе прошлого учебного года. Сама школа огромная – 12 зданий, началка занимает три из них. Первых классов много! Один из них, 1‑й «З», в прошлом учебном году взяла моя героиня. В этом – уже второклашки. И я твердо знаю, что сейчас воспитанники Аллы Васильевны чувствуют себя на уроках как рыба в воде. Потому что педагог дала им самые важные навыки – умение работать в команде, слушать инструкции, не робеть, когда учитель спрашивает. Я сама была свидетелем того, как дети учатся, оказавшись на уроке в уютном классе.
Человеку свойственно ошибаться
Дети есть дети. Занятие только началось – кто-то уже потерял ручку… Учительница советует: «Посмотри под партой». Тема урока – повторение того, что прошли за первый класс. Самое трудное для первоклассников, почти второклассников – понимание, что такое предыдущее и последующее число. Свежий опрос показал, что некоторые дети и впрямь путаются. На доске цифры.
– Что такое последующее число?
– То, которое будет перед этим.
Алла Васильевна не возражает, тем более не ругает, спокойно задает новые вопросы, правда постепенно выясняется. Неправильный ответ – это не беда. Зато правильный награждается заслуженным: «Умница! Хорошо».
Педагог объясняет в интервью после урока:
– В первом классе я детям даю такую установку: если у вас возник ответ – сразу поднимайте руку. Мы все можем ошибаться. Но я должна понимать, что у ребенка в голове. Некоторые зажимаются. Есть 5-6 человек в классе, которые сидят и непонятно что делают. Они должны привыкать к общению с учителем и учениками. У нас очень много творческой работы, много проектов. Родители иногда пытаются выяснить, как и что надо делать. Я отвечаю: «Я детям все объяснила. Если ребенок не понял, пусть подойдет ко мне и спросит». Я заранее даю задание, у детей всегда есть время переварить информацию. Ученик должен понять, откуда сможет получить информацию. У родителей? Нет. Значит, надо подойти к учителю. Подходит ко мне школьник: «Мама сказала, что я сегодня стихотворение не выучил». А я, кстати, всегда им говорю: «Стихотворение надо прочитать 16 раз – и вы его запомните»… Поэтому отвечаю школьнику: «Твои одноклассники сейчас это стихотворение 28 раз расскажут, а 29‑м пойдешь ты». И он запоминает, выходит и рассказывает. Родители все время пытаются «прикрыть» своих детей. Так не должно быть. В средней школе не выучил – двойка. Некому прикрывать.
Новое задание – учитель предупреждает, что будет быстро показывать цифры. Мальчик сомневается, успеет ли увидеть. Учительница говорит: «Давай попробуем. Не опускайте глаза, иначе ничего не увидите. На меня не смотрим, на мне ничего не написано». В этом задании каждой показанной цифре соответствует буква. Такая дешифровка получается. Нашли слово «задача». И буква Ш затесалась лишняя – Алла Васильевна устроила небольшую провокацию, но дети не обманулись…
«Вы не строгая, вы добрая»
Идет работа с учебником, решение задач. Общение учителя и учеников настолько плотное, без пустых пауз (если тихо – значит работают), что на меня, сидящую на задней парте, иногда выходящую вперед, чтобы сфотографировать класс, почти не обращают внимания.
Алла Васильевна хвалит ребят не только индивидуально, но и коллективно. Пока я еще не знаю, что это часть педагогической стратегии…
– Второй ряд прямо трудится и трудится у меня. Молодцы. Принесете мне дневники, поставлю пятерки за работу на уроке.
Детям не просто приятно это слышать. Коллективная работа и коллективная ответственность в классе Вовченко – основа воспитания.
– В 3-4‑х классах ребята работают группами, звеньями. Я говорю звеньевому – если видишь, что человек забывает материал, ты его подстрахуй, спроси, позвони. Должна быть взаимовыручка.
Алла Васильевна направляет ребят XXI века согласно заветам Антона Семеновича Макаренко, его последователя Игоря Петровича Иванова, по программе «Воспитание коллективом». Звено – коллектив, где каждый готов подставить плечо, во главе звеньевые – дети, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся. Состав звена сначала назначает педагог, а в 3-4‑х классах звеньевые сами собирают свое звено. Есть ученики, которых никто не хочет брать, увы. Однако их тоже распределяют по звеньям. Мне такой подход напомнил устройство советских октябрятских звездочек.
Но вернемся к уроку. Если неправильный ответ не повод для критики, то нежелание следовать инструкции – еще какой повод. Похвалу у Аллы Васильевны надо заслужить – внимательным отношением к словам учителя, к заданиям, к правилам. Она строгий педагог, но справедливый, дети это четко понимают.
– Ребята на вас не обижаются?
– Мои выпускники, которые сейчас в 5‑м классе, спрашивали у меня: какой у нас учитель самый строгий в школе? Я отвечала: «Наверное, я». «Нет, – говорят, – вы не строгая, вы добрая». Все мои замечания оправданны. В 1‑м классе важно привить умение слушать инструкцию и выполнять действия по инструкции.
– А творчеству в этом возрасте есть место?
– Творчество на уроках русского языка и математики, как правило, крайне редко бывает. Математика требует точности. На родном языке пишем сочинения, иногда стихи. Но русский язык должен быть четким. Особенно с современными детьми. Ведь каждый второй ребенок у меня в классе с нарушением речи – дислексия, дисграфия.
– А почему так?
– Раньше были специализированные учебные заведения, теперь одна школа для всех. У нас здесь и те дети, которые плохо видят, слышат, разговаривают.
– Им и в обычной школе помогают специалисты?
– Да, но они занимаются с ребенком только после решения комиссии. Я могу попросить логопеда или другого специалиста – придите, проверьте и проинформируйте родителей.
А вот дальше сбой, который огорчает многих учителей, не только Аллу Васильевну, – родители зачастую не готовы лечить ребенка, заниматься по особой программе, да вообще считать, что у сына или дочки есть проблема…
Конкурс по душе
Когда я готовилась к интервью с Аллой Вовченко, удивилась – ее практически нет в социальных сетях. Педагог призналась – не любит сидеть в Интернете, лучше, на ее взгляд, заняться творчеством, сделать что-нибудь своими руками, сесть за гончарный круг, например…
– А как вы узнали об олимпиаде «Мой первый учитель»? – спрашиваю.
– Пришли из администрации школы, сказали: «Алла Васильевна, вы идете на олимпиаду». Сначала возразила: «Я только пришла в эту школу, мне показать нечего». – «Что вы, у вас есть что показать!» Да, опыт у меня большой. Я творческий человек, мне только стоит дать направление, я могу найти много решений. Например, каждый год провожу праздники, причем масштабные. Приглашаем родителей, чтобы они полюбовались детьми. Вы не представляете – они смотрят и плачут. Я понимаю, что для них это важно. Они впервые отпустили своего ребенка в жизнь. Но я не люблю выступать, я не публичный человек. Для меня самое главное – мои ученики.
– И все-таки вы удовольствие от олимпиады получили?
– Конечно! Более того, это единственный конкурс, от которого я получила удовольствие! В первую очередь от общения с людьми. Мы до сих пор общаемся. Мне очень приятно, что коллеги, учителя начальной школы, всегда готовы делиться опытом, они, что называется, не жадные. На нашей олимпиаде царит творчество. Ты видишь, что человек «бурлит». И его принимают за то, что он «бурлит»!
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии