search
main
0

Жизнь – в каждом кадре: 27 августа страна празднует День российского кино

День российского кино, который отмечают 27 августа,  является одним из самых ярких и любимых праздников.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова

Далекий 1919 год сегодня вспоминается благодаря тому, что тогда, именно в этот день, Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа, который он провозгласил «важнейшим из всех искусств».

Несмотря на столь лестную оценку вождя мирового пролетариата, кино обрело статус государственного профессионального праздника лишь в 1980 году. Его названия корректировались по ходу драматической истории государства. В конечном счете, из «советского» он неплавным образом перешел в День российского кино.

От черно-белой «Понизовой вольницы» до цветной «Груни Корнаковой»

Нетерпеливый российский кинематограф не стал дожидаться построения «нового мира» и разродился первым отечественным фильмом, поставленным режиссером Владимиром Ромашковым по сюжету известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень» о знаменитом разбойнике Стеньке Разине.

Премьера состоялась 15 октября 1908 года. Картина длилась всего семь минут. За это время успели стать первыми «звездочками» российского экрана актеры из труппы Петербургского народного дома. А блистали они на фоне вполне внушительной массовки из 150 приволжских мужичков.

Цвет пришел в российское кино благодаря кисточке Сергея Эйзенштейна. Ею великий реформатор кинематографа лично не поленился раскрасить 108 кадров с флагом, развивающимся над мятежным «Броненосцем Потемкиным», в революционно красный цвет. Произошло это в 1925 году. Впрочем, это лишь одна из придумок гения, сотворившего шедевр, вошедший в тройку лучших фильмов мирового киноискусства.

Картина с простеньким названием «Груня Корнакова», вышедшая  на экраны в 1936 году, не была столь знаменитой. Тем не менее она стала эпохальной – первым цветным полнометражным советским художественным фильмом. Завороженные зрители не могли оторвать глаз от пылающего яркими красками экрана, на котором демонстрировались кадры пожара.

В языках пламени то и дело мелькали силуэты мечущихся людей. Ни о каких компьютерных эффектах тогда, разумеется, не могло быть и речи. К слову, главная героиня фильма Валентина Ивашева получила ожоги. К тому же, во время съемок «пострадало» огромное количество тарелок – более 150 тысяч штук, поскольку действие картины происходило на фарфоровой фабрике.

Полноценным радужным аккордом в истории цветного отечественного кино стала документальная лента о Параде Победы 1945 года, снятая на многослойной кинопленке AGFA. Далее цветные картины перестали быть диковинкой.

Фестивали, премии, пробы жанров

Мало кто помнит, но отцом-основателем I Московского Международного кинофестиваля, который состоялся в 1935 году, был Сергей Эйзенштейн. Он возглавлял жюри и во многом определил судьбу главного приза форума. Его получил фильм братьев Васильевых «Чапаев», 1934 года выпуска. Картина стала чрезвычайно популярной у многих поколений советских людей. Со временем ее главные герои – Чапай, Петька и Анка – весело перекочевали в любимые персонажи анекдотов, которые оказались живучее самого фильма.

Впрочем, и тот фестиваль оказался лишь «пробным шаром», не имевшим такого значения для мира киноиндустрии, какое приобрел его последыш – ММКФ, состоявшийся 3 августа 1959-го года в гигантском Дворце Спорта имени Ленина в Лужниках. Он действительно стал событием мирового масштаба и началом доброй ежегодной традиции.

Что касается самой престижной кинематографической награды в мире – ежегодной премии «Оскар», то заветную статуэтку посчастливилось получить многим нашим замечательным деятелям кино. Среди них Илья Копалин и Леонид Варламов («Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», 1942), Марк Донской («Радуга», 1944), Сергей Бондарчук («Война и мир», 1968), Акира Куросава («Дерсу Узала», 1975, совместное производство СССР и Япония), Владимир  Меньшов («Москва слезам не верит», 1980) и Никита Михалков – «Утомленные солнцем», 1994 год.

Кроме того, в 2000 году российский режиссер, художник-мультипликатор Александр Петров получил «Оскара» за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам повести Эрнеста Хемингуэя.

Кадр из фильма «Война и мир». Фото: kino-teatr.ru

Первые и самые-самые

Первым советским боевиком стал фильм Бориса Дурова «Пираты XX века», вышедший в конце 1979 года. В следующем году он стал лидером проката, собрав около 90 миллионов просмотров в кинотеатрах страны.

В течение последующих десяти лет популярность картины не ослабевала. К 1990 году количество поклонников отечественного блокбастера достигло 120 миллионов человек. Фильм признан самым кассовым за всю историю советского и российского кинопроката.

В том же 1980 году случился еще один прорыв в отечественном кинематографе – на экраны вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж». Он стал вторым по посещаемости – за год его посмотрели более 70 миллионов зрителей. Картина по-своему уникальна, поскольку состоит из двух, совершенно разных по жанру серий. Одна – сугубо мелодраматическая, а другая – от первого до последнего кадра исполнена в стиле экшен.

Самым дорогим советским фильмом считается эпическая историческая драма «Война и мир», снятая Сергеем Бондарчуком по одноименному роману Льва Толстого. Бюджет 4-серийной картины составил более $100 миллионов в ценах 1967 года. По оценкам прокатчиков, фильм в общей сложности посмотрели 135 000 000 человек, его кассовый сбор превысил 58 миллионов советских рублей.

Если четыре серии эпопеи Сергея Бондарчука поэтапно демонстрировались на экранах в течение двух лет (1965-1967 годы), то сериал Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» по одноименному роману Анатолия Иванова заставлял трепетать сердца соотечественников от серии к серии на протяжении десяти лет – с 1973 по 1983 год. По этой причине он и стал самым длинным за всю историю советско-российского кинематографа.

Фаина Раневская в фильме «Подкидыш» (1939 год) Фото: culture.ru

Цитаты о кинематографе

Все-таки жаль немого кино. Какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а ее голоса не слышно. (Чарли Чаплин).

Я думал, что кинодрама – это когда героиня плачет. Я ошибался: кинодрама – это когда плачут зрители. (Фрэнк Капра).

Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту. (Бернардо Бертолуччи).

Фильм пишут камерой, а не пером. (Кинг Видор).

Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки. (Альфред Хичкок).

Каждый фильм должен быть триллером, даже если это всего лишь скромная любовная история. (Бернардо Бертолуччи).

Фотография – это правда. А кино – это правда 24 кадра в секунду. (Жан Люк Годар).

Кино не умрет, пока в кинотеатрах будет темно. (Сэмюэл Голдвин).

Фильм – не кусок жизни, а кусок пирога. (Альфред Хичкок).

Во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получат возможность взглянуть самим себе в лицо. (Вальтер Беньямин).

Звуковое кино открыло тишину. (Робер Брессон).

Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино. (Роман Полански).

Кино было немым от рождения. (Тристан Бернар).

В фильме должно быть начало, середина и конец, но не обязательно именно в этом порядке. (Жан Люк Годар).

Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино. По существу, что такое фильм? Это мозаика из времени. (Андрей Тарковский).

Мы все киношники, мы пламенное племя, Мы все художники, рисующие время. Пусть после смерти монумент не сложат нам из кинолент, Наш монумент — его величество Момент. (Евгений Евтушенко).

Кино родилось на ярмарке, и через сто лет вернулось туда же. (Агнешка Холанд).

Под воздействием крупного плана раздвигается пространство, ускоренной съемки — время. (Вальтер Беньямин).

Сняться в плохом фильме – все равно, что плюнуть в вечность. (Фаина Раневская).

Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя. (Альфред Хичкок).

Кино состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить. (Альфред Хичкок).

Кино может быть большим или маленьким — неважно. Я просто должна в него влюбиться. (Ева Грин).

Ранее Сетевое издание «Учительская газета» рассказало о Дне филолога, который россияне отмечают 25 мая. А также о Международном дне родного языка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте