search
Топ 10

Жизнь и работа – на благо педагогов

Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы: – Добрые слова, которые произносят в адрес Москвы, мы должны воспринимать как приглашение к тому, чтобы наша система образования и в рамках программы «Столичное образование-5», одобренной столичным правительством, развивалась, не останавливалась и не успокаивалась на каких-то более приличных результатах, чем те, которые, например, министр образования и науки РФ видит в других регионах. В столице все то, что касается уровня образования и интеллектуального развития, должно быть, конечно, поосновательнее, тем более что мы объективно имеем большие возможности.

Сегодня нам в государстве нужно решить вопросы большего масштаба, объема, привлекательности, подготовки специалистов в области техники и технологии. Очевиден перекос (хотя и не хочу противопоставлять гуманитарные направления в образовании техническим), поэтому все-таки баланс должен быть увеличен, подготовка специалистов технических профилей выровнена и усилена.

Программа «Столичное образование-5» – одна из самых мощных программ. Собственно, образование для Правительства Москвы и Московской городской Думы – главное стратегическое направление в нашей деятельности, ибо, когда мы говорим и о столичном образовании, и о дошкольном воспитании, все это связано с молодым поколением, все это должно быть действительно наилучшим. Я думаю, что у нас были все основания, чтобы принять прграмму, уделив повышенное внимание некоторым вопросам.

Первая задача «Столичного образования-5» – подтянуть общий уровень образования в Москве к уровню лучших образовательных учреждений. У нас есть школа, которая может быть примером – школа № 2030. Действительно, она настолько интересна, что там и самому хочется остаться и позаниматься на всех этих нестандартных элементах, которые воспитывают мышление, представление о каких-то физических процессах через игровые моменты. Все остальное, все то, что есть в городе, должно приближаться к этому уровню. Вот главная задача, которая должна быть решена в программе «Столичное образование-5», и с точки зрения физического состояния самих школ, детских садов, и с точки зрения всего того потенциала, который сегодня накопило образование в уровне, качестве и разнообразии.

Мы вводим в строй по 100 детских садов в год и будем продолжать это делать, пока у нас не снизится потребность в детских садах. Но 95 детских садов в городе еще принадлежат различным ведомствам, не отданы Москве, хотя 122-й закон это предопределил. Когда я встречался с Владимиром Владимировичем Путиным, то обратился к нему с просьбой дать совершенно однозначные поручения по решению этого вопроса. Ведь мы, по сути дела, тогда приблизим еще на год реализацию задачи полного обеспечения города местами в детских садах. А пока нам приходится строить детские сады в новых местах, все это трудно дается, потому что часто нужно вписывать эти детские сады в сложившуюся инфраструктуру города. Все должны понимать, что это детский сад, что это необходимо, что это забота о детстве, но тем не менее очень много возражающих против строительства.

Следующий год у нас будет Годом равных возможностей. Это вторая стратегическая задача в программе «Столичное образование-5» и на следующий год, и на будущие годы. Мы должны создать для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов действительно равные возможности для получения образования. У нас уже есть система домашнего образования для таких детей, но я бы поставил здесь задачу немного по-другому. То есть для тех, кто уже просто не может отказаться от домашнего режима обучения по медицинским показаниям, нужно обеспечивать домашнее образование в полном объеме, а для тех детей, которые могут посещать школы, нужно создать все возможности. Для детей с ослабленным здоровьем, для детей-инвалидов у нас есть в Москве прекрасный опыт обучения, мы получаем на выходе из школы уже нормальных по здоровью молодых людей.

Третья стратегическая задача – воспитание у детей интереса к образовательным процессам через использование принципа «Технорама». Мы видели, какой интерес вызвало даже частичное использование в Манеже всех тех грандиозных возможностей, которые этот принцип дает. Там было представлено, может быть, 10 процентов того богатства, которое предлагают разработчики, те, кто занимается этой целевой задачей у нас и за рубежом. Мы должны позвать ребенка, семью, чтобы они на таких выставках получили представление о физических и иных процессах. Такие выставки притягивают ребенка к технике, технологии, физике, химии, астрономии, то есть ко всему тому, что сегодня необходимо для государства, которое должно развивать реальный сектор экономики.

Еще одна важная задача – подготовка кадров. Мы вопреки тем решениям, которые были приняты и исключали саму возможность субъектов РФ иметь свои институты, свою высшую школу, пошли своим путем. Это был абсурд какой-то, какое-то помешательство у некоторых структур Правительства РФ (прежде всего Минфина РФ, который считал, что создавать региональные вузы дорого). Я думаю, что нужно дотационным субъектам РФ давать больше денег, чтобы и там был какой-то баланс, а финансисты считали, что все это надо исключить, ликвидировать, перевести на коммерческие рельсы, меньше дотировать субъекты РФ. Мы не пошли на это, а сейчас, по-моему, уже и речи об этом нет. Но уровень подготовки кадров у нас должен быть такой: мы должны готовить специалистов, а не бакалавров. Не нужно нам готовить бакалавров, пусть их Министерство образования и науки РФ готовит в других местах.

Подготовка кадров для образования очень важна, это очень сложная задача, потому что нам сейчас нужно, например, все больше и больше воспитателей дошкольных учреждений, и нам нужно их готовить, потому что это не просто призвание сердца или желание найти работу (в Москве нет безработицы), тут нужна еще и хорошая подготовка, чтобы воспитатели работали и с интересом, и с пользой для дошкольников. То есть количество таких специалистов должно быть все большим и большим.

Когда я смотрю на новую программу «Столичное образование-5», я говорю: дай нам, Бог, ее выполнить. Но мы должны не только обращать взоры и искать помощи у Всевышнего; как говорят: «На Бога надейся, и сам не плошай!» Мы должны работать, и эта программа должна стать обязательной для исполнения как важная стратегическая программа города.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

– Москва – лидер российского образования, это общепризнанный факт, и стандарты образования в России во многом задаются Москвой, причем это стандарты не исключительно с точки зрения прописанного содержания, это стандарты того, как подходить и как вообще относиться к образованию.

Есть позиции, которые мне кажутся принципиальными, важными для программы «Столичное образование-5». Начну с дошкольного образования. Москва начала возвращать детские сады, Москва объявила, что будет строить по 100 детских садов в год, и это дало ориентиры для всей России для того, чтобы, во-первых, отбирать детские сады назад и использовать по назначению, во-вторых, строить детские сады. Могу сказать, что у Москвы уже есть последователи и этот пример очень важен.

Москва работает над моделью «Школы будущего». У нас два года назад в так называемых современных условиях в России учились меньше 15% детей. С тех пор, как мы стали реализовывать национальный проект «Образование», многое сделано. Я думаю, что тут как раз есть почти консенсус в отношении к этому проекту: это полезный проект. Сегодня уже более 30% детей учатся в России в современных условиях. Мы ставим перед собой задачу увеличить этот показатель к 2010 году и довести его до 70%. Но Москва тут – безусловный лидер. И не случайно она получила на конкурсе комплексного развития регионов статус «регион-наставник», потому что если посмотреть, как развивается в Москве образовательная сеть, как идет работа над проектом «Школы будущего», как не на бумажке написано, какой школа должна быть, а реализуется на практике и можно приехать, посмотреть, причем не в одну московскую школу. Да, конечно, не все школы такие, но почти каждая школа в Москве может что-то показать. Я в разных школах бывал, причем по приглашению, и могу сказать: действительно есть школы, которые уже давно построены, располагаются не в новых зданиях, но в каждой есть то, что стоит посмотреть. Это очень важная вещь.

Очень важно, что в Москве есть образовательные центры, созданные на основе интеграции и дошкольного образования, и школьного образования, и дополнительного образования. Образование вообще неверно разрывать на куски. Образование – понятие целостное. Если мы делаем целостное образование, то нормальных людей и обучаем, и воспитываем. Если мы рвем образование на кусочки, то где-то начинаем терять. Вот мы увлеклись виртуальным миром и, может быть, иногда и забываем о важности мира материального. У нас есть естественно-научный, гуманитарный профили, но мы понимаем, что очень важен и технологический профиль. Люди вообще должны понимать, что руки даны им не только для того, чтобы нажимать на кнопки компьютера. В этом плане Москва – тоже лидер, она запускает очень многие вещи, мы же все это поддержим. Я предложил бы даже продумать, может быть, какие-то совместные программы, обеспечивающие запуск технологического профиля, когда люди получают общее полное среднее образование. Но при этом есть люди, и их довольно много, которые хотят не только слушать лекции, посещать занятия, но и что-то делать своими руками. Такую возможность надо им предоставить, так как на самом деле это здорово, и Москва уже в каком-то смысле взяла лидерство в этом направлении по сравнению со всей Россией.

Нас тревожат ребята с проблемами в здоровье. В Москве уже давно есть традиция давать этим ребятам полноценное образование. В Московском государственном техническом университете имени Н.Э.Баумана делают многое для того, чтобы ребята с любыми проблемами (и проблемами со слухом, и проблемами со зрением) могли получить достойное образование. Несколько лет назад Любовь Петровна Кезина стала инициатором проекта, когда ребята, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья, могли получать образование с помощью сети «Интернет», не выходя из дома. Это очень важный пример, которому мы будем следовать. Известно, что Президент РФ Дмитрий Медведев поставил перед нами задачу – для всех ребят, которые имеют проблемы со здоровьем и не могут идти в школу, создать условия для получения дистанционного образования, а в Москве все это уже сделано. Я думаю, что опыт столицы будет использоваться, ведь очень важно, что мы можем посмотреть, а не только теоретически узнать, как работает такая система образования.

Очень важна сегодня подготовка педагогов. В Москве несколько педагогических вузов, и их ректоры знают мое отношение к этим вузам. И Московский городской психолого-педагогический университет, и Московский городской педагогический университет действительно готовят педагогов, людей, которые потом идут работать в школы. Я часто критикую педагогические вузы за некачественную подготовку кадров, потому что группа лидеров – педагогических вузов по России очень небольшая, потому что по России лишь от 10 до 30 процентов выпускников сегодня идут работать в школы, а пример московских городских педагогических вузов – замечательный пример. Каждый должен заниматься своим делом, и речь идет о том, что бюджетные места нужно распределять тем вузам, которые готовят востребованных специалистов. Если человек получает высшее педагогическое образование, а потом идет работать официантом, то пусть он изначально учится на официанта, потому что иначе вуз будет заниматься профанацией.

Я считаю, что мы должны несколько уменьшить количество бюджетных мест для экономистов, юристов, увеличивая количество мест для тех специалистов, которые востребованы тем, что раньше называлось народным хозяйством. Ну не хватает квалифицированных строителей, думаю, Москва чувствует это больше, чем кто бы то ни было. Государство даст сигнал, мы дадим бюджетные места, потому что государство считает, что на них нужно тратить деньги, и призовем ребят идти туда, в том числе тех, у которых не хватает денег, чтобы оплатить образование.

В Москве используются новые подходы к оплате труда, у нас по этому поводу есть споры, но есть и то, что нас объединяет. Сегодня важно вводить нормативное финансирование не только в общем, но и в дополнительном образовании, когда рассчитывается, сколько надо платить исходя не из того, что у нас есть, а из норматива, из того, сколько надо платить для того, чтобы обеспечить хорошее образование. В Москве все это запустили и, что особенно важно, запустили в дополнительном образовании. Я считаю, что это может использовать Россия в целом, потому что есть и еще одна вещь – увеличились стимулирующие фонды. Людям надо платить не за то, что они приходят на работу, а за результат. Тут у нас тоже есть единство подходов, я считаю, что мы используем опыт Москвы. Но при этом существуют и разные подходы, и я вообще не вижу ничего плохого в том, что эти подходы разные, что мы дискутируем и как-то берем друг у друга то, что есть хорошее.

Нет ни одной встречи, на которой бы не сказали о ЕГЭ. Я считаю, что портфолио на самом деле, когда оценивается весь результат знаний, работы в школе, учебы в школе, – это правильный подход. Москва и тут начала первая. И слава богу, нам есть где посмотреть, как это все работает.

Известно, что с принятием закона о ЕГЭ существенно увеличилось число ребят, которых принимают в вузы по результатам олимпиад. По этому году порядка 8% поступавших в вузы поступали по результатам олимпиад, но мы должны довести этот показатель до 10%. Московские олимпиады должны быть такими, чтобы привлекали ребят со всей России. У нас есть информационные технологии, от этого все мы выиграем, а Москва выиграет, если лучшие ребята из разных регионов России будут приезжать на ее олимпиады.

Есть и другая сторона ЕГЭ, в котором, как мы знаем, есть обязательный экзамен по русскому языку. Мы аттестовываем сейчас всех кандидатов в ректоры всех вузов России. Одного из кандидатов из одной из республик мы на заседании аттестационной комиссии спрашиваем: «А на каком языке ведется преподавание в вашем вузе?» Он отвечает: «На родном языке республики. Ведь когда ребята приходят в вуз, они же не русский язык-то не знают». Мы чуть не упали. Говорим: «Как?!» А он говорит: «Ну а как?!» Мы боремся за русский язык в странах СНГ, мы боремся за русский язык в других странах, это правильно, но давайте бороться за русский язык и в России. Это же ненормально, когда человек поступил в вуз, стал студентом и не знает русского языка. ЕГЭ, худо-бедно, но заставляет людей все-таки иметь какой-то минимальный уровень, потому что без знания русского языка со следующего года никто ни в один вуз не попадет. Это хотя бы какой-то положительный фактор ЕГЭ.

Мы постоянно говорим о новом качестве образования. Бессмысленно это обсуждать по отношению, скажем, к высшей школе, если не говорить о новом качестве образования вообще. Если не будет нормального дошкольного образования, нормальной школы, то никаких достойных университетов у нас тоже не будет.

Евгений БУНИМОВИЧ, председатель Комиссии по науке и образованию Московской городской Думы:

– Программа «Столичное образование-5» – один из первых моментов реализации нашей стратегии «Московские дети», которую мы обсуждали на заседании Правительства Москвы, и находится она на той мощной базе предыдущих программ «Столичное образование 1-4», которые мы принимали и реализовывали в Москве.

Для того чтобы понять и, может быть, объяснить, в чем особенность этой программы, я позволил бы себе как учитель математики использовать все-таки математическую модель. В математике есть два знака, два квантора – «любой» и «существует». «Существует» – значит, некоторые элементы множества обладают данным свойством, а «любой» – значит, что им обладают все элементы. Сегодня в Москве в самом деле, какую бы инновацию, какую бы мощную, интересную идею мы ни захотели увидеть, мы увидим ее в столичных детских садах, школах, колледжах. И это прекрасно знают и мэр, и префекты, потому что если к нам приезжают гости, то нам всегда есть куда их повести и показать такие модели, такие возможности, которые сравнимы с самыми сильными и интересными технологиями образования в мире. Но каждый из нас прекрасно знает, что если пройти два-три квартала, то можно найти другую школу, где не будет такого уровня (и технологического, и профессионального, и другого), мне кажется, что переход от этого существует к этому для «любого» и становится ключевой позицией проекта программы «Столичное образование-5». Здесь наша главная задача – создание системы развития детей, в том числе раннего, кстати говоря, развития, независимо от их места проживания, состояния здоровья, социального положения, создание образовательной среды в целом, которая обеспечивает доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (это относится к инклюзивному образованию), не только создание системы поддержки одаренных детей, но и выявление этих самых талантливых, одаренных детей, психологическое сопровождение всех разных групп наших детей.

Мы строим детские сады (и строим особенно интенсивно), школы, колледжи, но все же важно, что в «Столичном образовании-5» главное все-таки – содержание образования, то есть то, чему и как мы учим. Поэтому вопрос о государственном стандарте, который вводится с 2009 года, для нас особенно важен. Я считаю, что важным будет договор между РАО и Москвой, который сейчас готовится, о том, чтобы Москва была одним из главных регионов и задавала во многом ориентиры для федеральных разработок. Но ключевым в нашей программе «Столичное образование-5» стало все же именно дошкольное образование, и это не случайно. Практика и многие исследования показывают, что вклад именно в раннее дошкольное образование наиболее результативен сейчас и с точки зрения социальных, и с точки зрения образовательных эффектов. Проект Москвы вместе с ЮНЕСКО «От младенчества до школы» очень важен сегодня, когда разрабатываются стандарты образования только от начальной школы, Москва могла бы попробовать разработать стандарты условий для дошкольного образования. Конечно, это не стандарты требований к детям, не дай бог, чтобы мы в год, два или три начали их тестировать. Нет, стандарты условий к дошкольному образованию – очень важный момент, потому что в возрасте от трех до шести лет формируются такие ключевые качества для сегодняшнего общества, как креативность, способность к поиску знаний, воображение и так далее. У нас, к сожалению, до сих пор детский сад часто воспринимается как «камера хранения» ребенка, и воспитатели в этом смысле – просто некоторый присмотр. Это не так, конечно, и нам предстоит решить большие задачи по изменению статуса воспитателей, по переподготовке воспитателей и по выработке этих самых стандартов и базовых требований.

Надо сказать, что другим не менее важным вопросом становится формирование механизмов оценки качества и востребованности того или иного образования с учетом общественных институтов, создание прозрачной и внятной оценки достижений учащихся на основе перехода к следующему уровню образования. Да, мы, как мне кажется, можем внятно, конкретно спрашивать и говорить о прозрачных механизмах оценки качества. Здесь должен быть в том числе и общественный контроль, кроме профессионального контроля, должно быть выявление тех неприятностей, которые бывают и на ЕГЭ, и в других ситуациях. С помощью именно общественного контроля, как это сейчас и происходит.

Я думаю, одна из важных позиций, о которой нужно сказать, если мы говорим о переходе от среднего к высшему образованию, – это повышение статуса московских олимпиад как альтернативной формы поступления в вузы, продолжения образования помимо ЕГЭ и получение московскими олимпиадами, которые у нас традиционно проводятся с 1933 года (еще до всех федеральных олимпиад), статуса федеральной олимпиады.

Еще одна базовая позиция «Столичного образования-5» – это, конечно, все, что связано с информатизацией, причем понимаемой достаточно широко, потому что именно информатизация дает нам возможность сделать школу открытой, понятной, прозрачной и привлекательной и для детей, и для родителей через школьные сайты, через интерактив. Сегодня вырабатываются абсолютно другие формы взаимоотношений, когда школа с их помощью по-настоящему открывается для общества. Я об этом говорю потому, что и на уроках это все используется, это более понятно.

Кроме того, когда мы говорим об оценке качества, мы должны перейти от идеи только экзаменов, тестов и каких-то других «срезов» к очень поддерживаемой сегодня, но трудно внедряемой системе «Портфолио», которая говорит обо всех возможностях и успехах ребенка. Именно информатизация дает сделать возможным, внятным и это, чтобы сохранять достижения и успехи, чтобы решать проблемы и детей, и учителей, и всего коллектива образовательного учреждения.

Есть совершенно другой круг вопросов, о котором мы говорим гораздо реже. Он относится вообще к проблемам взаимоотношений участников образовательного процесса. Здесь, надо сказать, делаются большие шаги. Сейчас все наши дети получили книжечку о правах ребенка, раньше они, по-моему, даже не подозревали о ее существовании. Но гораздо важнее вообще вся та работа по появлению уполномоченных по правам участников образовательного процесса, которая сейчас началась на опыте пока что только Южного округа. Надеюсь, что этот опыт станет общегородским опытом, что будут предприняты меры и появятся в городе связанные, координируемые уполномоченные по правам ребенка.

Вообще школа должна быть открытой системой. Не всегда это сегодня так происходит. Образование идет, конечно, не только в детском саду, в школе в колледже и так далее. Поэтому эти акценты, которые расставлены в программе «Столичное образование-5», связанные с городами науки, образования, детства, чрезвычайно актуальны, и очень важно, что они начали работать еще до того, как появляются здания и сооружения, потому что это и есть возможности Москвы, возможности ее интеллектуального уровня для того, чтобы воздействовать на всех школьников и создать благоприятную образовательную среду, используя такие возможности дополнительного образования, как, например, «Ярмарка идей».

Существует прямая положительная корреляция (это доказали в своих работах ученые) между удлинением срока образования и сокращением отклонений в молодежной среде, то есть образование само – очень мощный воспитательный процесс. Кроме того, образование – ключевой «социальный лифт», который пока не очень хорошо работает, но, надеюсь, будет работать в нашем городе. Еще я очень надеюсь, что Министерство образования и науки РФ не будет дальше сокращать число бюджетных мест, потому что именно бесплатное образование в хороших вузах даст нам возможность «социального лифта» и успешности наших детей. «Город равных возможностей», «Город, дружественный к детям» – это и есть наша стратегия.

Виктор РЯБОВ, ректор Московского городского педагогического университета:

– Анализ выполнения четырех целевых программ «Столичное образование», безусловно, доказывает эффективность программного, целостного научного подхода к развитию системы образования. Это делает образование открытым для всех участников образовательного процесса, это позволяет Правительству Москвы, Департаменту образования постоянно проводить мониторинг и отслеживать качественные изменения в системе, выявлять уязвимые позиции, точки напряжения и принимать оперативные своевременные меры для их устранения. Не случайно образовательная система Москвы была готовой к восприятию национального проекта «Образование» и быстро адаптировалась в условиях его реализации.

Как уже было неоднократно подчеркнуто, лидерство московского образования неоспоримо. Оно постоянно находится в состоянии перманентных преобразований. Программа «Столичное образование-5» создавалась на основе требований Правительства Москвы к целевым среднесрочным программам. В этом процессе активно участвовали вузы и научные центры Департамента образования, Совет ректоров Москвы и Московской области, прежде всего его секции и вузы, учрежденные Правительством Москвы.

Особое значение имеет подготовка научно-педагогических кадров, научно-методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса. Известно, что мы имеем положительные тенденции сокращения дефицита учителей. Увеличена их доля с высшим образованием, возросла закрепляемость молодых специалистов, введена система целевого набора в педагогические вузы, используются новые технологии в подготовке учителей. Все это хорошо, но нельзя забывать, что в столице доля учителей-пенсионеров медленно, но растет и соответствует примерно 20%. Остается значительное число скрытых вакансий, перегрузка учителей. В результате педагогические вузы стали испытывать сложность с трудоустройством молодых специалистов и даже с устройством студентов на педагогическую стажировку. Между тем социологический опрос по школам показал, что во многих образовательных учреждениях вообще нет молодых специалистов, как будут работать эти учреждения через 5, 10, 15 лет, видимо, директоров не волнует. Но надо искать выход, необходимо иметь точный прогноз потребности в учителях на 15-20 лет и видеть реальные перспективы в подготовке педагогических кадров. Стоит, видимо, подумать о переводе опытных учителей на роль наставников, классных руководителей, воспитателей с оплатой этого труда. Разработка перехода на такую систему оплаты труда наставников позволит увеличить материальную поддержку творчески и наиболее эффективно работающих молодых учителей.

В России больше 40 вузов, созданных субъектами РФ, из них 10 вузов подобного рода – в Москве, в их числе 4 педагогических. Создание системы регионального высшего образования за последние 15 лет позволило Москве решить серьезные проблемы подготовки кадров не только учителей, воспитателей, но и управленцев, менеджеров, психологов, специалистов в области ресторанного и гостиничного бизнеса, социологов и других специалистов. Кстати, право иметь региональные вузы в субъектах РФ отстояла именно Москва благодаря позиции столичного правительства и городской Думы.

Вузы Правительства Москвы занимают достойное место в высшем педагогическом образовании Российской Федерации. Не случайно, например, именно на базе наших вузов прошел семинар-практикум ректоров всех 32 педагогических вузов Украины. На базе нашего городского педагогического университета работала рабочая группа Госсовета РФ по образованию, проходил Всероссийский семинар руководителей органов управления образованием регионов РФ, а Московский городской психолого-педагогический университет стал победителем конкурса вузов России, внедряющих инновационные образовательные программы.

Недавно был опубликован проект федеральных государственных стандартов по направлению высшего педагогического образования, подготовленных Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена, соразработчиками этих стандартов были и два наших педагогических вуза – МГПУ и МГППУ.

В «Столичном образовании-5», исходя из необходимости модернизации образования, поставлена задача подготовки новой генерации учителей, специалистов, способных ответить на вызовы времени в условиях взрыва информационных технологий и перехода на уровневое высшее образование. В нашем университете согласно программе «Столичное образование-5» будет создана городская экспериментальная площадка с участием школ, работающих над моделью «Школы будущего», по отработке новой модели подготовки научно-педагогических кадров, уже открывается Центр гуманитарного и социально-экономического образования, естественно-научных исследований, лингвистики массовых коммуникаций, Институт непрерывного педагогического образования.

Как никогда остро, на мой взгляд, возникает практическая необходимость формирования единого регионального научно-образовательного комплекса – корпорации, интегрирующей образовательные исследовательские программы в интересах столичного региона. Это важный путь к инновациям. Нужна конкурсная поддержка вузовских программ, создание в вузах современной инфраструктуры, региональных ресурсных центров, центра сертификации и модульных программ подготовки.

Ректоры городских вузов предлагают сформировать региональный научно-образовательный комплекс во главе с попечительским или управляющим советом, который бы возглавил один из руководителей Правительства Москвы. В этот комплекс могли бы интегрироваться как высшие учебные заведения городского подчинения, так и научно-исследовательские учреждения этого же подчинения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту