search
main
0

Жизнь и работа – на благо педагогов

Этим летом уходит на заслуженный отдых один из ветеранов профсоюзного движения столицы – председатель Юго-Западной окружной профсоюзной организации работников народного образования и науки Ия Дмитриевна Степанова. Учитель, знающий все проблемы педагогов, человек, много лет отдавший общественной работе на благо коллег.

В 1963 году Ия Дмитриевна после переезда из центра Москвы в Новые Черемушки пришла в школу №181. Работала библиотекарем, учителем русского языка и литературы, организатором внеклассной работы, была председателем профкома. Когда в 1977 году школа прекратила свое существование, Ия Дмитриевна перешла на работу в роно, семь лет была там старшим инспектором по всеобучу, а 1 июня 1984 года (дата незабываемая!) всерьез занялась профсоюзной работой. «Я своей судьбой довольна, потому что работа в профсоюзе – это особая работа», – говорит Ия Дмитриевна.

Когда несколько лет назад в Москву приехали профсоюзные лидеры из Центрального федерального округа, Ия Степанова не отходила от руководителя Смоленской областной организации. Так они все время и не расставались, разговаривая почему-то о Смоленске. Казалось бы, ну что столичному учителю до того, каким стал Смоленск или как там работают педагоги? Но позже все выяснилось. Оказывается, Ия Дмитриевна родилась в этом замечательном русском городе – Смоленске. Она дитя войны, видела ее своими глазами, когда с семьей оказалась на оккупированной территории. В ее нынешних ближайших планах – написание для своей внучки воспоминаний, в которых обязательно будет рассказано и о предках. Ия Дмитриевна гордится тем, что она представитель педагогической династии, что еще ее бабушка работала учителем, а если сложить вместе педагогический стаж всех ее родственников, то получится двести с лишним лет.

– С пятого класса я помогала проверять тетради, – вспоминает Ия Дмитриевна, – ведь мои папа и тетя – преподаватели словесности. Я была хорошим учителем, до сих пор встречаюсь со своими учениками. Я считаю, что с ребенком надо выстраивать доверительные отношения, верить в него, видеть в нем личность, помогать ему преодолевать комплексы. Мы были с ребятами как одна семья. Часто бывая в школах, особенно когда попадаю на выпускные вечера, последние звонки, я даже жалею, что ушла из педагогики. Сижу как гость, который к этим прекрасным детям не имеет никакого отношения, и плачу в душе. Но зато, когда общаюсь с председателями первичных профсоюзных организаций, часто ловлю себя на мысли, что они мои дети, которых надо чему-то научить, которым надо помочь.

Характер работы профсоюзного деятеля напрямую зависит от того, как развивается жизнь в стране. Любые общественные перемены ставят перед профсоюзом новые задачи, требуют порой кардинальной смены приоритетов, заставляют снова и снова икать новые формы и методы.

– Раньше нашей основной обязанностью была организация социалистического соревнования, производственная работа, – вспоминает Ия Дмитриевна. – Начиная с 1990-х годов нам пришлось многому учиться. Мы вышли на улицы Москвы, чтобы защищать права работников образования: требовать повышения зарплаты, социальных льгот и всего, что могло улучшить их жизнь.

С большим увлечением Ия Дмитриевна говорит о митингах, пикетах, «живых цепях», сборах подписей под требованиями профсоюза, хотя все это было временем трудным, горьким, непривычным для педагогов.

– Но это были и незабываемые минуты вдохновения, веры, что мы победим! Еще в 2006 году во время пикетирования четырех станций метро («Новые Черемушки», «Профсоюзная», «Коньково» и «Теплый Стан») я лично раздавала листовки, просила людей их брать. Ведь мы боролись за улучшение жизни педагогов, детей, пенсионеров. В тот день несколько тысяч листовок мы раздали буквально за полтора часа.

Как эти ни печально, в наши дни значимость профсоюза сознают не все работники образования. Например, в негосударственных образовательных учреждениях округа профсоюзных организаций пока нет. Ия Дмитриевна привела один показательный пример из собственного опыта. После возникновения в одной из частных школ конфликта между коллективом и директором часть учителей обратилась с просьбой создать профсоюз для своей защиты от притеснений администрации. Ия Дмитриевна помогла с его организацией. Но по прошествии незначительного времени, когда конфликт был исчерпан и все тучи развеялись, постепенно исчезла и профсоюзная организация.

– Сейчас у профсоюза иные проблемы, чем были в 90-е, – считает Ия Дмитриевна. – Теперь появилась такая категория учителей, которые говорят, что у них большая зарплата, что они платят большие взносы, но ничего не имеют от профсоюза. Приходится объяснять, что не хлебом единым сегодня жив человек, что наличие в стране огромной армии профсоюзов – большой положительный противовес власти, заставляющий ее постоянно думать о своих гражданах – работниках бюджетной сферы. Если бы не профсоюзы, то многие проекты улучшения жизни работников всех отраслей не были бы реализованы. И хорошо, что остаются еще люди, понимающие это.

В последние годы в столичную систему образования приходит множество молодых специалистов. Профсоюз активно работает с ними. «Совет молодых» круглый год участвует в организации встреч ветеранов педагогического труда с детьми. В окружной газете «Профессия и карьера» публикуются материалы об их интересной жизни. Еще одно начинание – «Ярмарка идей на Юго-Западе» – проходит в округе уже шесть лет. Начиная с первого класса по одиннадцатый, все желающие школьники могут участвовать в ней. Под руководством учителей они разрабатывают собственную идею и представляют ее на оценку экспертной комиссии. Бывают случаи, когда представители институтов приглашают авторов идей поступать к ним в вуз. На последней ярмарке был представлен очень интересный проект, посвященный истории российского профсоюза работников народного образования и науки. Проект включает в себя организацию информационной работы, рассказывает, что делает профсоюз, как он защищает учителя, а также создание профсоюзного музея на базе учебно-производственного комбината №21. Авторам проекта – одиннадцатиклассницам Анастасии Даниловой и Кристине Ашихминой – идея выполнить такую работу пришла после участия в профсоюзных уроках, которые вот уже несколько лет проходят в столичных школах.

В сентябре музей – методический кабинет должен уже начать свою работу. Помощь в обеспечении музея необходимой литературой и экспонатами оказали не только территориальная организация, но и Московский городской комитет, а также ЦК профсоюза. От горкома профсоюза девушки получили в качестве поощрения путевки в межвузовский студенческий лагерь «Зодиак» на побережье Черного моря. В помещении, отведенном под музей, уже закончен необходимый ремонт. Сейчас экспозиция почти готова, и несколько старшеклассников хотят стать экскурсоводами. В ходе работы по созданию музея у ребят даже появилось желание создать детскую профсоюзную организацию. Но так как школьники не считаются наемными работниками и по уставу профсоюза состоять в нем не могут, решено было создать детское общественное объединение «Друзья профсоюза».

– Мои 28 лет, отданные профсоюзу, завершаются надеждой, что профсоюз продолжит жить и будет нужен людям, – говорит Ия Дмитриевна, – ведь нами уже и дети заинтересовались, а дети – это будущее.

Ия Дмитриевна Степанова – обладатель множества профессиональных наград, в том числе знака ВЦСПС «За отличную работу в профсоюзе». В 1993 году ей присвоили и звание «Заслуженный учитель РФ». Но к наградам этим Ия Дмитриевна относится спокойно: «По натуре я человек не властолюбивый, не карьерист. Люди оценили, и спасибо им большое. Я всегда говорю: «Спасибо большое! Буду стараться еще лучше работать». Как мы всегда говорили: «Служу Советскому Союзу!», теперь говорим: «Служу родному профсоюзу».

Но разве может Ия Дмитриевна уйти? Отойти от дел, перестать заниматься активной работой? Энергичная Ия Дмитриевна Степанова, как всегда, полна планов. Она собирается помогать своему преемнику – и в поддержке музея, и в других делах, работает над книгой воспоминаний ветеранов педагогического труда о войне.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте