search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Жизнь деда Макара, или Зачем нужна физика на базаре

Дед Макар любит живое общение с людьми. Часам к трем-четырем дня, маленько подремав после обеда, он облачается в залатанный свитер, надевает теплые валенки и потуже затягивает ремень своих галифе.
– Ох! – стреляет в пояснице. Старость – не радость.
Берет корзину с утренним уловом рыбы и, прихватив в собой учебник физики, направляется на базар. Не торопится. Впереди “непроходимая”, как он ее называет, дорога древнегреческого философа Зенона Элейского.
Колдобины, ямы и лужи к этому никакого отношения не имеют. В другом ее особенность. Пройдешь по ней половину пути (1/2), впереди еще половина (1/2). Осилишь половину половины (1/4), а до цели еще половина половины (1/4). Сколько ни иди, а у пути вперед есть своя половина, которую необходимо преодолеть. (И так для каждого этапа: 1/2; 1/4; 1/8; 1/16; 1/32… 1/2n, где “n” равно бесконечности). “Непроходима” дорога, так как требует бесконечного времени. Стучит дед Макар палочкой, по пыльной дороге ковыляя, и о чем-то спор ведет. И не понять: то ли с самим собой, то ли с греком Зеноном.
Добравшись, он аккуратно раскладывает товар. Пристраивается рядышком и, греясь на солнышке, терпеливо ожидает своих собеседников. Выручка от продажи для него не очень-то и важна. Главное не это. Главное – общение. Подойдет к нему покупатель, рыбкой поинтересуется, тут дед Макар и начинает свой ликбез.
– Какую, мол, – хотите? Эту, небольшую? Хороший выбор. Как говорится, рыбешка мелка, да уха сладка! Вам вес в Ньютонах сказать или будем переводить в единицы массы?
Некоторые косятся на рыбу: что за диковинка?
Тем временем продавец достает пару пружинных весов, одни обычные, а другие с самодельной шкалой, на которой деления в единицах силы указаны. А морщинки у глаз выдают деда, видно, что смеется. Восемь покупателей из десяти ошибочно предпочитают измерять вес покупки в килограммах, а никак не в таинственных Ньютонах. Тогда дед Макар ссылкой на первоисточник объясняет ошибочность взглядов. Век живи – век учись!
– Перейдем к эксперименту с измерением веса, – продолжает он лекцию. И, подцепив рыбешку к крючку весов, хитро улыбаясь, говорит опешившему от обилия информации покупателю:
– Смотри как много!
При этом его рука с пружинными весами движется снизу вверх с небольшим ускорением. Округленные глаза невольного соучастника эксперимента фиксируют показания стрелки на шкале прибора. Производя денежный расчет, научный оппонент, он же покупатель, удивляется, как весома небольшая на вид рыбешка.
– Ай да хитрец! – говорят иные, раскусив деда.
Но это еще не конец лекции, это скорее преамбула, начало ликвидации безграмотности. В нагрузку к покупке обязательно следует объяснение того, как вес тела зависит от ускорения, с которым оно движется. И тут же на страницах учебника дед демонстрирует забытую со школьных лет формулу:
Р = m(g +_ a).
Никакого шарлатанства!
Кто ругает деда, кто на чудака рукой машет, а кто над собой посмеивается. Но иногда встречаются истинные любители знаний. Подойдет такой знаток, выберет самую большую рыбину, попросит:
– Дай-ка, дедуля, я сам взвешу.
И рукой с весами раз! Сверху вниз с ускорением.
– Смотри-ка, как мало!
Думаете дед при этом печалится? Да ни капельки. Рад-радешенек умному человеку. Не зря, мол, в школе штаны просиживал, имеет соображение, как вес уменьшить.
Более всего дед Макар любит, когда покупатель, превратившись из добывателя продуктов в собеседника, вступает в научную беседу. Не хлебом же единым жив человек!
Ход такой беседы непредсказуем. Дед импровизирует. Она может привести к выводу формулы веса или обсуждению хитрой задачи. На каверзные задачи он мастак.
Нарисует, например, на земле рычажные весы, находящиеся в равновесии. На одной чаше – гиря, на другой – закрытая банка, по дну которой муха ползает. И затеет спор о том, что покажет чувствительный прибор, если мухе захочется сначала взлететь, потом кругами полетать на неизменной высоте, а затем крылышки сложить и вниз плюхнуться.
И находятся любители спорить! Кричат, размахивают руками, подпрыгивают в доказательство…
А дед подбрасывает новую проблему: изменится ли вес песочных часов, если их перевернуть вверх ногами?
Подходят и старые знакомые:
– Макарыч, я тут дома маленько покумекал, идея пришла…
– Выкладывай свою идею…
Слушая его, кое-кто забывает, зачем на базар пришел. А рядом толкутся люди, затаривая мешки и авоськи яблоками, салом, картошкой и другой материальной пищей. С таким грузом в облаках не витать.
Странно видеть здесь четверых “покупателей рыбы”, обсуждающих идею выгодной сделки: покупку золота, взвешенного на пружинных весах в одной из экваториальных стран, и его продажи с аналогичным взвешиванием на полюсе. Идет расчет потери веса, прибыли, извлекаемой из этого, и причин, вызвавших столь ценный эффект. С легкой руки деда компаньоны почти уже собрались в путь.
Дед Макар забыл о шумном базаре, о выручке за проданную рыбу и о тяжелой дороге домой. Ушла боль в пояснице и ноге, разгладились морщины на лице, и просветлели глаза. И будто бы ему не семьдесят пять, а двадцать пять лет. Стоит Макар Андреевич у доски, а перед ним за партами – его любимые ученики…
Сергей КИРИЛЛОВ,
учитель физики
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте