Тема “О курении и пьянстве”
Цель: показать негативное влияние курения и пьянства на человека.
Задачи: раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к алкоголю и курению;
показать последствия этих вредных привычек для человека;
подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.
Материалы к уроку: учебное пособие Я. Соколова, ╖ 28; агитационные материалы против пьянства и курения.
Понятия: табакокурение, никотин, алкоголь, алкоголизм, здоровый образ жизни.
Эпиграф:
“Покуда жив, покуда можно – стань хорош” (Марк Аврелий)
В начале урока организуется обсуждение фактов, свидетельствующих о вреде курения (их можно выписать на карточки).
1) Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили. Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.
2) Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля.
3) В экономически развитых странах мода на курение проходит. Сейчас в моде стройная фигура, гимнастика, культуризм, оздоровительные процедуры. Курить непрестижно. Оно (курение) может испортить здоровье и карьеру. Все больше предпринимателей отказываются принимать на работу курящих. В США 35 млн., а в Англии более 8 млн. человек бросили курить.
4) Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.
5) Уровень смертности детей при родах у курящих матерей в среднем выше на 30 процентов, чем у некурящих. Курение во время беременности повышает риск мертворождения, а также число врожденных дефектов у ребенка.
6) Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы.
Не следует ожидать, что учащиеся будут единодушны в осуждении курения. Наверняка будут высказаны доводы в защиту табака. Выявившиеся разногласия станут хорошей основой для дискуссии.
Тренинг
“Суд над курением”
Роль ведущего играет учитель. Двое ребят приглашаются к доске, чтобы вести запись аргументов “за” и “против” курения. Эти аргументы предлагают участники тренинга.
Аргументы “против” курения:
Портит цвет кожи
Придает желтый оттенок зубам
Разрушает легкие
Поражает сердце
Снижает физическую активность
Вызывает раковые опухоли
Аргументы “за” курение:
Успокаивает нервы
Снимает головную боль
Помогает сосредоточиться
Это модно
Помогает остаться стройным
Помогает согреться в холод.
Авторы тренинга А. Александров и В. Александрова указывают, что, комментируя суждения, важно уделить внимание каждому из них, а не останавливаться лишь на некоторых. Внимание учеников прочно удерживается ожиданием комментариев своего суждения или того, за которое он “болеет”. Особенно внимательно необходимо отнестись к аргументам “за” курение. К каждому необходимо привести убедительные контраргументы. Приведем примеры.
Контраргументы к утверждению “Курение помогает остаться стройным”:
когда человек бросает курить, к нему возвращается аппетит;
затем восстанавливается вкусовая чувствительность;
бывшие курильщики получают удовольствие от еды и едят больше;
если в это время увеличить физическую нагрузку, то аппетит может еще больше возрасти;
наконец, сколько полных людей курят и при этом не худеют!
Контраргументы к утверждению “Курение помогает согреться в холод”:
табачные яды, попадая в организм, увеличивают пульс и уровень артериального давления;
это дает кратковременный согревающий эффект;
однако учащение пульса и повышение артериального давления в конечном счете приводят к истощению резервов организма и к различным заболеваниям;
чередование холодного воздуха и горячего табачного дыма ведет к разрушению эмали зубов и развитию кариеса.
Контраргументы к утверждению “Курение модно”:
мода на курение в цивилизованном мире уже прошла;
во всех цивилизованных странах модно, если человек выглядит спортивным, стройным и не курит;
табачные компании, чтобы найти сбыт своей продукции и получить прибыль, пытаются заманить молодежь в ряды курильщиков;
во многих странах не разрешается курить в общественных местах;
курение в присутствии других рассматривается как дурной тон, результат плохого воспитания.
Суд заканчивается вынесением приговора, который, как правило, поддерживают большинство учащихся: сигарета должна быть изгнана из жизни людей.
Тренинг “Не хочу курить!”
Тренинг имеет целью выработать специальные навыки, которые могли бы помочь ребятам уберечься от вовлечения в курение. Проводится в парах.
В начале тренинга ребят спрашивают: “Почему подростки начинают курить?”. Вероятные ответы: из любопытства, это модно, за компанию, из подражания взрослым, слабая воля, неумение занять досуг.
Учитель подчеркивает, что даже те, кто хорошо знает о вреде курения и не хочет курить, поддаются порой на уговоры друзей. Причина проста: подростки не умеют сказать “нет”.
Можно спросить: кому труднее отказать, если вам будет предложено закурить, – взрослому, компании курящих сверстников, близкому другу?
Учитель объясняет, что будет проведен тренинг, который должен помочь научиться говорить “нет”.
Ребятам предлагается узнать, кто лучше всех умеет договариваться, а кто умеет отказываться так, чтобы не ссориться.
Полезно провести несколько диалогов перед классом. Например, такой диалог:
– Давай закури!
– Мне нельзя!
– Почему?
– Родители увидят.
– А мы отойдем за угол.
– Мне нельзя, я недавно болел. Мне курить вредно.
– Ну ты же не умрешь от одной сигареты!
– А я наши сигареты не курю.
– А у меня иностранные.
– А я от спичек не прикуриваю.
– А у меня зажигалка.
– Меня родители увидят.
– Мы в подвал пойдем…
Вот другой пример:
– На, кури.
– Не буду.
– А что тогда сюда пришел?
– Просто так.
– Ну тогда иди отсюда…
Диалоги необходимо проанализировать: какова аргументация сторон, кто добился цели, почему? Главное, чтобы комментарии ведущего учителя не были грубы и категоричны.
Тренинг “Да” и “нет”
Парный тренинг строится по принципу игры: “Да” и “нет” не говорить, черное с белым не носить…” Один участник тренинга предлагает закурить, другой отказывается, причем нужно делать это, не произнося слова “нет”. Потом участники меняются ролями, используя при этом другие способы отказа. Можно использовать задание 1 (с. 206-207 учебного пособия): придумать три варианта обращений к человеку, который курит в вашем присутствии, с просьбой не курить.
Вопрос об опасных последствиях курения целесообразно рассмотреть в игровой, эмоциональной форме.
Игра “Что здесь зашифровано?”
Учащиеся по очереди подходят к доске и восстанавливают зашифрованное слово:
акшлеь кашель
дыокша одышка
неболиз асдцер болезни сердца
сартгти гастрит
акр егликх рак легких
яарння мресть ранняя смерть
ваилдннтиось инвалидность
ракисе кариес
ыщормин морщины
“Сердце курильщика”
Сначала покажите школьникам на плакате сердце. Объясните, что это важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь. Объясните, что табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем ему положено. А теперь задача. Сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится сделать сердцу курильщика за сутки?
Опыт
“Курящая кукла”
Для его проведения необходимо иметь: резиновую куклу среднего размера, резиновую грушу, кусок ваты, одноразовую систему для внутреннего переливания растворов, сигарету с фильтром и спички.
Поместите кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки. Вставьте в мундштук сигарету и зажгите ее. “Выкурите” сигарету до конца с помощью резиновой груши (не торопитесь закончить опыт, так как в противном случае эффект не будет наглядным).
Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение ее цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату – это значительно усилит воздействие.
Объясните, что ребята видели воздействие только одной сигареты на “легкие” куклы, а легкие курильщика еще чернее и запах еще противнее.
Важный аспект урока – профилактика опасных последствий рекламы табачных изделий для подростка.
Необходимо подчеркнуть, что сигареты рекламируют производители сигарет, чтобы их продать. У медиков и у тех, кто производит табак, таким образом, разные цели.
Полезно предложить ребятам таблицу “Реклама табака” (по А. и В. Александровым).
Реклама табака
Что мы всегда видим в рекламе табачных изделий:
Красивую пачку, полную сигарет, которую Герой только что распечатал.
Красивых, молодых, здоровых, преуспевающих людей.
Человек на рекламе всегда закуривает с удовольствием.
Курение никогда не мешает окружающим.
Человек, который закурил в рекламном клипе, сделал какое-то важное дело и сделал его отлично.
Нет сомнений – курить или не курить, главное – выбрать правильный сорт сигарет.
Чего мы никогда не увидим в рекламе табачных изделий:
Окурки в пепельницах, пустые смятые пачки.
Больных, несчастных людей с дрожащими, коричневыми от табачного дыма пальцами.
Человек в рекламе никогда не закашляется и не сощурится от табачного дыма.
В рекламе никогда нет детей, родственников, соседей курильщика, которым мешает табачный дым.
Человек в рекламном ролике никогда не курит в безысходной ситуации, при ссоре, проигрыше, после скандала.
Никогда не показывают больных, жалеющих о том, что своевременно не бросили курить.
Данную часть урока целесообразно завершить выполнением вставки-задания на стр. 204-205 учебного пособия.
При рассмотрении вопроса об опасности пьянства вполне возможно использовать методические приемы, описанные выше.
Ограничимся поэтому фантами и текстами, которые помогут учителю на уроке.
1) При вскрытии умерших из-за длительного потребления алкоголя поражает глубина и распространенность тех изменений, которые происходят в организме. Эти изменения есть во всех органах, и патологоанатому трудно сказать, поражение какого органа сыграло решающую роль в смерти человека.
Иногда изумляешься, как этот человек вообще мог жить, если у него не оставалось ни одного непораженного органа, способного выполнять положенную функцию!
2) У тех, кто пьет, часто наблюдаются поражения сердца. По изменениям в нем можно судить о дозе принимаемого алкоголя и о “стаже” потребления.
3) Алкогольная гипертония – это результат нарушения нервной регуляции сосудистого тонуса, обусловленного токсическим действием этилого спирта на различные отделы нервной системы. У 40% пьющих развивается алкогольная гипертония.
4) Очень распространенное заболевание алкоголиков, ведущее к смерти, – это цирроз печени.
“Лекарство”
Саша рос в семье единственным ребенком. Он хорошо учился, увлекался спортом. Родители – общительные, радушные люди. Самая обычная встреча со знакомыми не обходилась без вина.
Однажды мальчик принес домой газету, где говорилось о пользе сухого вина, что в нем много витаминов и полезных веществ, что долгожители пьют сухое вино и… вместо сока Саше стали наливать вино.
Сначала Саше вино не понравилось. Неприятно кружилась голова, тошнило. Но потом привык. Выпив, заметно веселел и казался себе самому умным и красивым, мог пить много, но на ногах тем не менее держался. И тем гордился.
Пьяным Сашу не видели. Но успехи в учебе снизились. Его работа была связана с общением с людьми. Шли годы. Саша стал замечать боли в правом боку, но в больницу не шел, отшучивался: “Вот выпью водки, и пройдет!” И действительно, когда выпивал, боли, казалось, проходили. Но через какое-то время появлялись снова.
…Однажды его едва успели довезти до больницы.
Вопросы для беседы.
Можно ли считать алкоголиком того, кто пьет “умеренно”?
В чем “лекарственные” свойства алкоголя?
Способен ли алкоголь исцелить от недуга?
Какое отношение к алкоголю вы будете воспитывать в своих детях?
Целесообразно выполнить и обсудить вставку-задание на с. 206 учебного пособия, а также предложить ребятам ответить на вопросы теста “Сможете ли вы устоять?” (с. 207-208 учебного пособия).
В заключение урока можно попросить учащихся написать короткое эссе-размышление о словах Б. Франклина: “Трезвость кладет дрова в печку, мясо – в кастрюлю, хлеб – на стол, деньги – в кошелек, силу – в тело, одежду – на спину, ум – в голову, довольство – в семью”.
Домашнее задание
Опишите судьбу людей, пострадавших от пристрастия к наркотикам (по материалам газет и журналов).
Тема “Наркомания”
Цель: предупредить учащихся об огромной опасности наркомании, способной нанести непоправимый ущерб личности и обществу.
Задачи: развить представления о пагубности наркомании и наркотической зависимости для человека;
показать заинтересованность наркобизнеса в расширении числа юных наркоманов.
Материалы к уроку: учебное пособие Я. Соколова, ╖29; Уголовный кодекс РФ (ст. 228); материалы СМИ.
Понятия: наркобизнес, наркомания, наркотик, наркотическая зависимость, эйфория, гедонистический эффект, абстинентный синдром, психическая наркозависимость, психический дискомфорт.
Эпиграфы:
“Гнилое не терпит прикосновения” (У. Шекспир); “Праздность – мать пороков” (Д. Верас)
Если вдуматься, борьба с наркотиками – это воспитание интеллектуально развитых подростков с высокими духовными запросами и потребностями, умеющих организовать свой досуг и предпочитающих праздности созидательную деятельность. На семинаре по граждановедению мы спросили у американского коллеги: “Каковы ваши программы по борьбе с наркотиками?” И каково было наше удивление, когда в ответ мы услышали, что в программу входят: создание спортивных комплексов и секций, оборудование в школах компьютерных классов и центров, обучение навыкам интервью по поиску работы, обучение межвозрастному преподаванию, привлечение родителей в школу, организация питания в школе и др. Все вместе объединено программой “Безопасный дом”.
На уроке необходимо дать учащимся информацию, которая испугала бы, насторожила их, заставила задуматься о цене безволия, стремления к сомнительным удовольствиям, желания испробовать все.
Начать урок можно с экспресс-опроса “Что вы знаете о наркомании?” (проводится по методике “эстафетной палочки”). Уместны все, даже отрывочные и ошибочные, сведения учащихся о наркомании.
Это тот срез, который поможет учителю определить уровень и приоритетные направления разговора.
Важный этап урока – работа над понятием “наркомания”, изучение двух стадий этой болезни (стр. 209-211 учебного пособия).
Особенность материала состоит, в частности, в обилии и сложности понятий. Впрочем, они обстоятельно охарактеризованы авторами учебного пособия.
Наркомания – это тяжелая болезнь, заключающаяся в формировании жесткой зависимости состояния человека, его психического и физического сомочувствия от наличия или отсутствия наркотика в организме (это определение записывается в тетрадь).
Вопросы для беседы
Что такое наркотическая зависимость?
Как пользуются этой зависимостью наркодельцы?
Что такое гедонистический, эйфоризирующий эффект? В тетрадях делается запись: “Наркомания имеет три стадии: психическая зависимость (желание наркотиков); физическая зависимость (невозможно без наркотиков); физические страдания (износ организма, его гибель)”.
Нужно объяснить, что в коре головного мозга есть центры, передающие информацию, а наркотические вещества вклиниваются в эту цепочку, разрывают ее. Организм после употребления наркотиков требует его присутствия в организме вновь и вновь, чтобы эта цепочка оказалась замкнутой.
Задания для учащихся
Прочитайте рассказ о Денисе и Гансе (с. 209-210 учебного пособия). Чего хотел Ганс? Какими методами он действовал? Что такое “ломка”? Почему ее так боятся наркоманы? Как защитить себя от преступных посягательств наркодельцов?
Важное воспитательное и профилактическое значение имеет вопрос, который автор учебного пособия формирует так: “На чем держится наркобизнес?”
В процессе обсуждения учащиеся делают записи в тетрадях.
На чем держится наркобизнес?
На безвольных дураках:
потому, что они не научились говорить “нет”;
потому, что силы воли не хватает, чтобы не поддаться “психологии толпы”;
потому, что живут чужим умом: что скажут, то и сделаю;
потому, что любопытство побеждает рассудок.
На отсутствии культуры:
потому, что культурный человек найдет прелесть в активном творчестве, а не в пассивном кайфе наркотика;
потому, что культурный человек выберет себе иной круг общения;
потому, что культурный человек читает книги;
потому, что культурный человек знает о вреде наркотиков.
На жажде наживы:
потому, что только жажда денег может заставить пользоваться иезуитским лозунгом “Цель оправдывает средства”;
потому, что, имея благородные цели, человек не стал бы губить человеческие судьбы;
потому, что продавать наркотики – это собственноручно убивать людей.
На следующем этапе урока организуется обсуждение домашнего задания: ребятам предлагается в группах рассказать о тех последствиях наркомании, которые им удалось выяснить. Затем каждая группа докладывает о результатах работы.
Приведем рассказы и мнения подростков.
Маша, 14 лет: “Однажды один пацан из нашего класса пришел на урок, “наколовшись”. И все время вел себя как сумасшедший: издевался над учительницей и над девочками, просил проверить его вены, в общем, вел себя как ненормальный. Единственное чувство, которое он у меня вызвал, – это глубокое отвращение. Поэтому наркотики, алкоголь, никотин не употребляю. Хотя знаю, многие школьники, особенно пацаны, после уроков идут в укромное местечко, чтобы “наколоться” и забыться. Знаю, многие подростки оказываются там не по своей воле, а потому, что они хотят подражать кому-то”.
Лена, 13 лет: “Я нейтрально отношусь к наркотикам – нашествию “белой смерти”. По-моему, в жизни надо испытать все, но не заходить слишком далеко”.
Николай, 13 лет: “Я не пробовал употреблять наркотики. Считаю, что это глупость. Они разлагают человека в духовном плане”.
Максим, 14 лет: “А я к наркотикам отношусь нормально. Это самый большой прикол в моей жизни”.
Ирина, 16 лет: “Я считаю, что если человек стал принимать наркотики, то, значит, он для этого вырос. Но статистика говорит обратное. Большинство молодых людей стали принимать наркотики только потому, что есть “крутые” друзья и в их компании принято это делать. Они думают, что, попробовав раз, смогут бросить в любой момент. А потом оказывается, что это практически невозможно. Вот тут-то и начинается паника, самоубийства”.
Аня, 16 лет: “Я думаю, что люди, употребляющие наркотики, – это те, у кого уровень интеллекта самый низкий (или ниже среднего). Образованный, умный человек понимает, что даже самый легкий наркотик – не баловство. И избавиться от зависимости гораздо труднее, чем втянуться в нее. Я встречала наркоманов не раз. Они производили на меня впечатление потерянных. В их глазах – усталость, хотя им всего-то 16 лет, тоска, печаль. Они понимают, что обречены, что ничего уже не могут сделать. Это и есть самое страшное – знать свою беду и не уметь с ней справиться”.
Целесообразно предложить учащимся задание: слушая выступление, попытайтесь определить черты характера того, чье мнение мы обсуждаем.
Например: в характере Лены уже сейчас просматривается излишняя (необдуманная) смелость, тяга к риску, острым ощущениям, ей не хватает знаний о вреде наркомании, зато она хочет выглядеть взрослой и умудренной жизненный опытом.
Важно, чтобы ребята задумались над теми личностными качествами, которые помогают противостоять наркотикам.
Значительную часть урока целесообразно посвятить практической работе (фронтальной, в группах или в парах).
По данным исследований, дети приобщаются к наркотикам, потому что распространители предлагают им попробовать бесплатно; предлагают наркотики на дискотеке, во дворе; навязывают наркотики, угрожая побоями; подростки не умеют отказать опытным дельцам; складываются тяжелые отношения в семье; наркотики употребляют их друзья и близкие.
Обсудите вопрос: как следует поступить, если к употреблению наркотиков вас принуждают силой, бьют, угрожают расправой?
Марина ШКРОБОВА,
кандидат педагогических наук
Комментарии