Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Жизнь без конфликта – это нормально

УГ - Москва, №38 от 17 сентября 2013. Читать номер
Автор:

​В последнее время школьная среда не всегда способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способов взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни.

Число конфликтов в школах увеличивается в геометрической прогрессии: от минимальных (не поделили место за партой) до значительных на национальной почве. Очень важно, что сейчас в Москве такое пристальное внимание уделяют гармонизации межэтнических отношений, профилактике ксенофобии и экстремизма (обучение технологии «SWOT-анализ» на базе Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ).Административные способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуют учителя, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными, поскольку авторитарный метод решения конфликтов не предполагает работу с истинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Здесь на помощь школе приходят восстановительные технологии, которые ориентированы на трансформацию отношений между людьми и восстановление общественно значимых ценностей. Главная задача применения такой технологии – привести конфликтующие стороны к примирению, при этом очень важна роль нейтрального ведущего (медиатора), который выслушивает мнение каждой из конфликтующих сторон и приводит их к урегулированию конфликта.Важно отметить, что практика урегулирования конфликтов исторически сложилась на территории России: споры и конфликты решались на общем сходе с помощью третейского судьи (медиатора). С 1996 года практика введения восстановительных технологий получила распространение с помощью Общественного центра «Судебно-правовая реформа» и при участии руководителя направления «Школьные службы примирения» в Москве Антона Коновалова. С 2005 года практика введения школьных служб примирения в деятельность образовательных учреждений началась в Юго-Западном округе на базе ЦДиК «Коньково» и школы №49. С 2009 года Центр диагностики и консультирования «Коньково» становится окружной площадкой по координации работы по распространению опыта введения школьных служб примирения. В своей работе этот центр взаимодействует с Общественным центром «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциацией медиаторов. По результатам проведенного мониторинга на декабрь 2012 года 89 ОУ(45% от общего числа) заявили о наличии у них школьных служб примирения, так мы выполняем решение протокола №01-11 от 21.09.2011 года заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.Однако нельзя говорить о том, что во всех образовательных учреждениях школьные службы примирения работают активно, в округе есть 30 школ, где работу проводят систематически и она приносит видимые результаты, например, в районе Коньково специалисты двух комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав практически полностью перешли на опыт разрешения конфликтных ситуаций, возникающих внутри образовательного учреждения, внутри самого учреждения. Оставшиеся в перечне образовательные учреждения находятся в подготовительной стадии, когда принято решение о создании ШСП, выбраны кураторы и медиаторы (взрослые и обучающиеся), проводят обучение кураторов и медиаторов. В 2012 году 56 специалистов образовательных учреждений ЮЗОУО обучили на курсах повышения квалификации по теме «Восстановительный подход к разрешению конфликтов в школе» (специалисты факультета повышения квалификации МГППУ и А.Коновалов).Сегодня любой специалист образовательного учреждения, желающий ознакомиться с восстановительными технологиями, проконсультироваться по вопросам создания ШСП, может обратиться в районные службы примирения, которые созданы на базе ПМС-центров (опорные психолого-медико-социальные центры по сопровождению школьной службы примирения: ЦДиК «Коньково»; ЦДиК «Теплый Стан»; ЦПМСС «Зюзино»; ЦПМСС «Юго-Запад»; ЦПМСС «Бутово»). На базе опорных центров (стажировочных площадок) можно пройти обучение по восстановительным технологиям в рамках консультативно-тренинговых занятий.ЦДиК «Коньково» готов оказать помощь всем обратившимся. Каждую четвертую среду здесь ждут на интерактивный семинар кураторов школьных служб примирения, проводит встречи социальный педагог центра психолог, сертифицированный медиатор и тренер по медиации, член Европейского форума по восстановительному правосудию Наталья Путинцева.Следующим этапом по внедрению восстановительных технологий в образовательные учреждения округа стало введение в их деятельность службы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. В марте 2012 года при подготовке окружной коллегии (в ней принял участие уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович), посвященной введению в практику работы образовательного учреждения службы уполномоченного, можно было говорить о реальной деятельности омбудсменов в 10 ОУ округа.В рамках выполнения Указа Президента РФ №761 от 01.06.2012 года «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы», один из приоритетов которого «развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях», до конца 2012 года 96 ОУ заявили о наличии у них службы уполномоченного. Однако следует отметить, что практически отсутствует правовая основа деятельности уполномоченного, поэтому выбранным на основе голосования уполномоченным было предложено сделать опору на восстановительные технологии, лежащие в основе деятельности школьных служб примирения.Требование ст. 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает создание в образовательном учреждении комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Мы составили проект положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в составе которой мы видим:    уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (с 01.09.2013 г. – уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений) – координатора деятельности комиссии;    представителей школьной службы примирения (от детей-волонтеров, родителей (законных представителей), администрации (работников) образовательной организации);    представителей управляющего совета образовательной организации.Уверены, что все члены комиссии должны быть обучены восстановительным технологиям по урегулированию конфликтов.О.БЕЛОУСОВА, методист по социальной работе Методического центра ЮЗОУО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту