search
main
0

Жизнь без конфликта – это нормально

​В последнее время школьная среда не всегда способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способов взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни.

Число конфликтов в школах увеличивается в геометрической прогрессии: от минимальных (не поделили место за партой) до значительных на национальной почве. Очень важно, что сейчас в Москве такое пристальное внимание уделяют гармонизации межэтнических отношений, профилактике ксенофобии и экстремизма (обучение технологии «SWOT-анализ» на базе Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ).Административные способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуют учителя, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными, поскольку авторитарный метод решения конфликтов не предполагает работу с истинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих. Здесь на помощь школе приходят восстановительные технологии, которые ориентированы на трансформацию отношений между людьми и восстановление общественно значимых ценностей. Главная задача применения такой технологии – привести конфликтующие стороны к примирению, при этом очень важна роль нейтрального ведущего (медиатора), который выслушивает мнение каждой из конфликтующих сторон и приводит их к урегулированию конфликта.Важно отметить, что практика урегулирования конфликтов исторически сложилась на территории России: споры и конфликты решались на общем сходе с помощью третейского судьи (медиатора). С 1996 года практика введения восстановительных технологий получила распространение с помощью Общественного центра «Судебно-правовая реформа» и при участии руководителя направления «Школьные службы примирения» в Москве Антона Коновалова. С 2005 года практика введения школьных служб примирения в деятельность образовательных учреждений началась в Юго-Западном округе на базе ЦДиК «Коньково» и школы №49. С 2009 года Центр диагностики и консультирования «Коньково» становится окружной площадкой по координации работы по распространению опыта введения школьных служб примирения. В своей работе этот центр взаимодействует с Общественным центром «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциацией медиаторов. По результатам проведенного мониторинга на декабрь 2012 года 89 ОУ(45% от общего числа) заявили о наличии у них школьных служб примирения, так мы выполняем решение протокола №01-11 от 21.09.2011 года заседания Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.Однако нельзя говорить о том, что во всех образовательных учреждениях школьные службы примирения работают активно, в округе есть 30 школ, где работу проводят систематически и она приносит видимые результаты, например, в районе Коньково специалисты двух комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав практически полностью перешли на опыт разрешения конфликтных ситуаций, возникающих внутри образовательного учреждения, внутри самого учреждения. Оставшиеся в перечне образовательные учреждения находятся в подготовительной стадии, когда принято решение о создании ШСП, выбраны кураторы и медиаторы (взрослые и обучающиеся), проводят обучение кураторов и медиаторов. В 2012 году 56 специалистов образовательных учреждений ЮЗОУО обучили на курсах повышения квалификации по теме «Восстановительный подход к разрешению конфликтов в школе» (специалисты факультета повышения квалификации МГППУ и А.Коновалов).Сегодня любой специалист образовательного учреждения, желающий ознакомиться с восстановительными технологиями, проконсультироваться по вопросам создания ШСП, может обратиться в районные службы примирения, которые созданы на базе ПМС-центров (опорные психолого-медико-социальные центры по сопровождению школьной службы примирения: ЦДиК «Коньково»; ЦДиК «Теплый Стан»; ЦПМСС «Зюзино»; ЦПМСС «Юго-Запад»; ЦПМСС «Бутово»). На базе опорных центров (стажировочных площадок) можно пройти обучение по восстановительным технологиям в рамках консультативно-тренинговых занятий.ЦДиК «Коньково» готов оказать помощь всем обратившимся. Каждую четвертую среду здесь ждут на интерактивный семинар кураторов школьных служб примирения, проводит встречи социальный педагог центра психолог, сертифицированный медиатор и тренер по медиации, член Европейского форума по восстановительному правосудию Наталья Путинцева.Следующим этапом по внедрению восстановительных технологий в образовательные учреждения округа стало введение в их деятельность службы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса. В марте 2012 года при подготовке окружной коллегии (в ней принял участие уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович), посвященной введению в практику работы образовательного учреждения службы уполномоченного, можно было говорить о реальной деятельности омбудсменов в 10 ОУ округа.В рамках выполнения Указа Президента РФ №761 от 01.06.2012 года «О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 годы», один из приоритетов которого «развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях», до конца 2012 года 96 ОУ заявили о наличии у них службы уполномоченного. Однако следует отметить, что практически отсутствует правовая основа деятельности уполномоченного, поэтому выбранным на основе голосования уполномоченным было предложено сделать опору на восстановительные технологии, лежащие в основе деятельности школьных служб примирения.Требование ст. 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает создание в образовательном учреждении комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Мы составили проект положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в составе которой мы видим:    уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса (с 01.09.2013 г. – уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений) – координатора деятельности комиссии;    представителей школьной службы примирения (от детей-волонтеров, родителей (законных представителей), администрации (работников) образовательной организации);    представителей управляющего совета образовательной организации.Уверены, что все члены комиссии должны быть обучены восстановительным технологиям по урегулированию конфликтов.О.БЕЛОУСОВА, методист по социальной работе Методического центра ЮЗОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте