О том, что воронежская школа №8 является городской экспериментальной площадкой, узнаешь сразу, по надписи при входе. «Разработка и реализация модели образовательного пространства в многопрофильной школе в условиях личностно-ориентированного и дифференцированного обучения» – такова тема эксперимента. А предметом исследований стали несколько направлений: управляющая система школы, содержание образования на разных ступенях, педагогические технологии, формы организации учебно-воспитательного процесса.
С чего все начиналось?
Школе в нынешнем году исполняется 70 лет, она одна из старейших в городе – есть опыт и традиции. А с приходом в 2000 году нового директора Татьяны Юрьевны Родионовой возросла и творческая составляющая. В итоге руководство городской системы образования откликнулось на инициативу педколлектива, и на базе школы была открыта муниципальная экспериментальная площадка.
– Перед нами, – рассказывает Татьяна Юрьевна, – стояла непростая задача: обеспечить стабильное функционирование и развитие школы в условиях резкого спада количества обучающихся и нарастающей конкуренции среди образовательных учреждений. Кроме того, предмет исследований у нас достаточно широкий. Надо анализировать все аспекты, составляющие деятельность учебного заведения, – от управленческой работы до структуры и содержания образования.
Не скажу, что наша школа стала первой работать в этом направлении. Уже существовали учебные заведения, имеющие статус инновационных, – гимназии, лицеи, школы-комплексы. Они занимались и вопросами дифференцированного обучения, и поиском новых управленческих моделей. Мы же – самое обычное общеобразовательное учреждение, и в этой роли наша школа одной из первых в городе начала разрабатывать тему эксперимента.
За советом – к родителям
Изменения коснулись всех сторон жизни школы. Были разработаны соответствующие программы развития школы и управления в новых условиях. Изменили организационную структуру управляющей системы школы. Теперь управленческий блок представлен педагогическим советом, советом школы, имеющим расширенные полномочия. Также активно работают административный совет (реализующий оперативное управление образовательным процессом), совет функциональных служб (решающий в основном текущие вопросы хозяйственной деятельности и функционирования школы), научно-методический совет (координирующий деятельность кафедр, методобъединений, временных творческих групп учителей, экспертных и аттестационный комиссий, педагогических консилиумов и социально-психологической службы). Основной функцией директора при реализации данной модели является координация усилий всех участников образовательного процесса через деятельность вышеперечисленных служб и работа с внешней средой.
По мнению директора, совет школы и есть та самая структура, которая должна осуществлять общественно-профессиональное управление школой. Совет необходим, и с началом эксперимента его роль возросла, а действенность усилилась. Председатель совета – должность выборная, и занимает ее один из самых активных и ответственных родителей. В совет кроме родителей входят еще учителя и ученики школы. Именно советом принимаются важнейшие решения в жизни школы – например, об открытии профильных классов. И именно родители – члены совета занимаются анализом и контролем прохождения внебюджетных средств.
– У нас, – говорит Татьяна Юрьевна, – абсолютно прозрачная схема работы с внебюджетными средствами. Все они, в том числе и родительские взносы, поступают через централизованную бухгалтерию и сберкассу только перечислением средств. Наличного обращения у нас нет.
В восьмой школе всегда бывает много гостей. Только за этот учебный год здесь проведено два семинара городского уровня: для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе (тема «Педагогические и правовые аспекты административной работы») и для учителей-экспериментаторов школ города (тема «Новое в содержании образования в начальной школе»). Областных семинаров было три: для заместителей директоров по УВР («Вопросы оптимизации деятельности школ на этапе модернизации образования»), для социальных педагогов школ города и области, а также для директоров («Управленческая деятельность администрации СОШ №8 в условиях модернизации образования»).
Семинар по начальной школе совсем не случайность. По мнению педагогов школы, главная задача при изменении структуры образовательного процесса – это оптимальное сочетание базового, профильного и дополнительного образования. На первом этапе, в начальной школе, она решается через недифференцированную модель с акцентом на развивающее обучение, образование валеологической и экологической направленности. Также в восьмой школе проводятся свои внутренние эксперименты – по безотметочному обучению и по программе Московского института образования и развития личности.
К недифференцированной модели начальной школы шли несколько лет. Так, с 2001 по 2004 год младших ребятишек обучали в классах прогимназии и классах возрастной нормы (общеобразовательных). Но вот уже два года как классов прогимназии в восьмой школе нет. Почему? Отвечает Татьяна Юрьевна:
– Во-первых, отобрать ребенка в первый класс по уровню интеллектуального развития – это процентов на 80 ошибиться. Очень многое здесь зависит от того, как подготовлен ребенок, какие у него родители, сколько они с ним занимались. Но все это не дает представления о реальном потенциале ребенка. И второе. Мы пришли к выводу, что в классе, где наряду с сильными учениками есть ребята послабее и даже откровенно слабенькие, учебный процесс организован наиболее оптимально с точки зрения ребенка. Поэтому мы берем всех детей независимо от их подготовленности. И все наши классы в начальной школе – это классы возрастной нормы.
Ученики одного из них, как рассказала директор, вот уже четвертый год не получают отметок. То есть за все годы у ребят нет ни одной двойки. Правда, пятерок тоже нет, но мальчишки и девчонки по этому поводу не особенно расстраиваются. Самыми огорченными оказались родители: ни тебе поругать ребенка за «пару», ни похвалить за «отлично»! Как быть?!
О ходе и результатах этого внутришкольного эксперимента мы расскажем нашим читателям в одном из будущих номеров газеты, а пока вернемся к организации учебного процесса на средней ступени. Здесь наряду с классами возрастной нормы сформированы классы математической и филологической направленности. Их называют классами «мягкой профилизации». Используя возможности вариативной части учебного плана и часы дополнительного образования, ученики имеют возможность развиваться в соответствии с их предпочтениями и интересами. Например, в классе математической направленности дополнительно изучаются вычислительная математика, информатика с пятого класса, геометрическое черчение. А у гуманитариев с пятого класса вводится второй иностранный язык.
Кем быть?
С восьмого – девятого класса начинается серьезная работа по предпрофильной подготовке. В школе проводятся кропотливые психодиагностические исследования, и все учащиеся прослушивают специальный ориентационный курс «Выбор профиля дальнейшего обучения». Ребята знакомятся с образовательной картой района и профессиограммами, позволяющими больше узнать о мире профессий, их востребованности в регионе. Ученикам также предлагается широкий выбор элективных курсов различного содержания. Все вместе это позволяет свести к минимуму ошибки при выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Как пример назову лишь несколько элективных курсов: «Вездесущая химия», «Основы правовой культуры», «Проблемы длительных космических полетов», «Введение в лингвострановедение», «Выразительные возможности синтаксиса», «Деловые бумаги в нашей жизни».
– На мой взгляд, – говорит Татьяна Юрьевна, – одна из проблем, на которой школы должны сосредоточиться в процессе предпрофильной подготовки, – это качество элективных курсов. Ими не должны быть старые факультативы с измененными названиями. Лучше всего, когда курсы имеют практическую направленность или способствуют повышению интереса учеников к предмету.
Ребенок за год должен посетить, как минимум, три электива, что обязательно будет отмечено в его личном портфолио. То есть по итогам каждого курса ученик получит соответствующую отметку, зависящую от того, прослушал ли он курс просто так или по окончании курса защитил свой проект. Наполнение портфолио будет учитываться при зачислении в десятый профильный класс.
Татьяна Юрьевна называет портфолио папкой личных достижений ребенка и считает, что все учебные заведения, серьезно занимающиеся предпрофильной подготовкой, должны планомерно вести работу в этом направлении. А форма самого портфолио со временем должна быть унифицирована и одинакова во всех школах, чтобы при переходе ребенка из одной школы в другую, в профильные классы, можно было объективно оценить его подготовленность.
Специально для ребят в школе составлены профессиограммы по 99 профессиям. Это немало, особенно если учесть, что во время анкетирования на начальном этапе учащиеся называют всего лишь до 15 профессий. Директор школы показала мне толстенную папку с профессиограммами – кого здесь только нет! Музыкальный редактор и осмотрщик-ремонтник вагонов, менеджер по туризму и по гостиничному делу, облицовщик-плиточник и тренер, таможенный инспектор, стилист и даже эксперт-оценщик авто- и мототранспорта.
В школе проводятся обширные психологические исследования. Составлена индивидуальная карта каждого из 752 учеников. Дети не просто читают профессиограммы, а соотносят с приведенными в них данными результаты своих тестов и анкет. То есть, по сути, уже в девятом классе подросток может почувствовать и понять, какая профессия ему действительно подходит, и исходя из этого определять свой дальнейший выбор.
На третьей ступени обучения в школе реализуется модель внутришкольной профилизации, при этом задействуется несколько профилей, в частности, физико-математический, филологический, социально-экономический. Совместно с высшими учебными заведениями организована довузовская подготовка школьников 10-11-х классов.
Рассказывает Татьяна Юрьевна Родионова:
– На данный момент приближается окончание эксперимента. Каковы его предварительные результаты? Нашими педагогами создано и апробировано из предлагаемых более 20 факультативных, элективных курсов. Отработано содержание образования в классах «мягкой профилизации» в среднем звене, идет работа в старшем.
Оптимизирована структура учебно-воспитательного процесса: успешно работает предшкольная подготовка, ранние сроки «мягкой профилизации» в среднем звене позволили свести к нулю ошибочный выбор при определении учениками профиля дальнейшего обучения. Удалось изменить психологию учеников и родителей, ранее стремившихся во что бы то ни стало оставить детей для продолжения учебы в любом десятом классе.
Идет серьезная кропотливая работа по психолого-педагогическому сопровождению учащихся. Организованы психологическая диагностика, консультирование и психолого-педагогическое просвещение учащихся в рамках профильной ориентации и предпрофильной подготовки старшеклассников, созданы условия для успешного самоопределения учащихся, работает школьный профцентр «Перспектива». Все это дает возможность устроить всех подростков после окончания основной школы не только в соответствии с их желаниями, но и возможностями. Растет профессиональный уровень педагогов: сейчас аттестовано на первую и высшую квалификационную категорию 75 процентов педагогических работников. В результате укрепляется доброе имя и престиж учебного заведения в целом. По качеству знаний учащихся школа из года в год занимает 14-17-е места в городе среди более чем 130 общеобразовательных учебных заведений.
Воронеж
Комментарии