search
main
0

Жизнь

Маски откровения или “герои нашего времени”?

втор и ведущий передачи канала ОРТ “Моя семья” (3.04.1997) В.Комиссаров, завоевавший популярность своими искрометными по выдумке сюжетами в “Пресс-клубе”, – несомненно, телезвезда. Вспомните знаменитые “яичница на утюге” и “масло, сбитое в стиральной машине”. Его новое детище – “Моя семья” – попытка найти себя в ток-шоу, творческое кредо которого можно определить как… фальшь. Именно так выглядят моделируемые семейные игры, поскольку человеку вряд ли внутренне присуще желание выглядеть дураком. И что движет этой искренностью: шанс реванша в семейных конфликтах, презенты участникам или возможность почувствовать себя в роли если не всероссийского старосты, то телеучителя для грядущих поколений?

подобных телевизионных шоу последовательно и методично рисуется образ “героя нашего времени”. Это и благополучная юная пара, наивно-убежденно поучающая, как жить миллионам, и доказывающая “дуракам” – россиянам с невыплаченной за полгода зарплатой в размере ее недельного бюджета, что не в деньгах счастье. Это и “новые русские жвачные” с радиотелефонами, и сведущая в медицине “жена-отравительница”, и врач-“гуманист”, занимающийся автоназией (все-“Моя семья”). Это и легальный двоеженец, борющийся за полигамию в парламенте. И несчастная дочь “жертв оборонного комплекса”, в детстве замученная отсутствием шмоток с Нового Арбата и вынужденная добывать кусок хлеба с нелюбимым фарцовщиком из МГУ. Это и “смелая мать”, обсуждающая причины своей ненависти к ребенку, который вполне может видеть ее по телевизору (все-“Я сама”). Право, все их откровения сродни стриптизу, которого так жаждет экс-рок-звезда, ползающая на четвереньках под ногами кордебалета, прописанного в “Империи страсти”. Как этот собирательный образ современника далек от идеала, “человека – меры всех вещей”! Но он бьет наповал, играя на струнах псевдострастей и примитивных животных рефлексов. Впрочем, не будем несправедливы к животным: псы из “Дог-шоу” целомудренны и благородны по сравнению с данными особями человеческой популяции.

ультура – это память. Ее достижения – символы эпохи. Телевизор – тоже один из символов нашего времени, но символично и то, что на передаче “Моя семья” он был разбит молотком. Разбит символ человеческой коммуникации, семьи, домашнего уюта и цивилизации, подлинные ценности которой он разбивает в пух и прах ежедневно. И не надо осуждать простых мужиков, решившихся на этот никуда не ведущий шаг, не надо “журить” их за вандализм и вспоминать сожжение книг, надо задуматься о том, что донесут до потомков кино- и видеоматериалы о России конца двадцатого века. Надо задуматься. Особенно если ты – телезвезда.

Михаил КРАСАВИН

Вкратце

В седло – всей семьей

Во всероссийских соревнованиях по автоспорту отличилась семья преподавателей Уральского профессионально-педагогического университета Еремеевых: Ирина Владимировна, судья высшей категории, и Алексей Леонидович, организатор и руководитель спортивно-технического клуба “Лада”. Их воспитанники в очередной раз собрали самый высокий урожай медалей и заняли первое место.

Среди победителей – студент 4-го курса Александр Козлов, одиннадцатиклассник Ильдар Гаптулхаев и дочь Еремеевых Нина. Дебютировала на этих соревнованиях и младшая сестренка Нины шестилетняя Лена. Во многом благодаря Еремееву автоспорт в УГППУ, пожалуй, самый популярный и любимый вид. 140 студентов и преподавателей, учащихся техникумов и ближайших школ регулярно занимаются в спортивно-техническом клубе “Лада”, участвуют в соревнованиях, в авторалли. Один из любимых видов – картинг. Сегодня в клубе 27 машин, и они не простаивают. Только таких соревнований 15-20 в год. И, как правило, во всех участвуют ученики Еремеевых – и выигрывают, принося славу и медали родному вузу, себе – огромное удовольствие.

Людмила ДОРОХОВА

Екатеринбург

Белый вальс

“Душа ждала… кого-нибудь”

Любовь отнесена к безусловным человеческим ценностям. Ее пропагандируют в периодических изданиях и со страниц классических произведений. Эта тема притягательна для совсем юных и далеко не молодых. Однако, когда мы любим, мы понимаем происходящее с нами далеко не до конца…

Об этом размышляет кандидат психологических наук, ведущий специалист Института групповой и семейной психотерапии Екатерина михайлова.

разные периоды жизни человечества любовь то воспевалась – “только влюбленный имеет право на звание человека”, то расценивалась как временное помешательство – “ночью и днем все лишь о нем”. В том и другом случае подчеркивалось, что состояние это преходяще. Любое восхищение не может длиться долго, и умопомешательство хорошо, когда временно. Известно, что в психической жизни человека ничего лишнего нет. Возникает вопрос: смысл?

На мой взгляд, господа романтики отравили окружающую среду своими рассуждениями об этом чувстве. В результате представления о любви в сознании обычного человека сильно преувеличены.

Если мы говорим о материнской любви, она представляется нам как жертвенная, самозабвенная, чистая, всепрощающая. Если речь идет о любви мужчины к женщине, тоже по максимуму.

В психотерапевтической группе, где говорят о взаимоотношениях с разными людьми, становится ясно, что чувства к другому человеку – сложное образование. В нем много всего – некое взаимодействие с обьектом своей любви, в котором есть разные фазы, такты, своя драматургия, масса роковых и кризисных точек.

Способность к любви, сочувствию и другим эмоциональным вложениям очень сильно связана с тем, любят ли человека в раннем возрасте. И качество эмоций, которые сможет переживать ребенок, когда вырастет, очень сильно зависит от того, что он сам получил в детстве. Причем материнская любовь не единственно возможная. Чем больше любящих людей окружает младенца, тем больше состояний он может испытывать, став взрослым. Даже домашние животные, ластящаяся к детенышу собачка или кошка, являются вкладчиками его способности любить.

В нашей культуре преобладает романтический взгляд на отношения между мужчиной и женщиной. Но, опираясь на свой профессиональный опыт, я утверждаю, что практически любая острая влюбленность (у взрослого человека) – симптом скрытого неблагополучия: непонимания, эмоционального дефицита, возможно, зашедших в тупик отношений. Это потребность выхода из кризиса. Для выхода нужна определенная энергетика, некий подьем.

Подобный тип эмоциональной жизни хорошо описан у творческих людей. Для работы нужен допинг, и человек “накачивает” себя влюбленностью. Шедевр заканчивается или не заканчивается, это шедевр или не шедевр, но влюбленность заканчивается всегда. Фактически обьектом в этом “романе” является произведение. А муза, она муза и есть – прилетает для того, чтобы “он” создал “это”.

Оценивать состояние острой влюбленности можно по результатам, что она нам оставила. Поэму? Похмелье? Разочарование, с выводом “все мужики одинаковы”? Вывод вырабатывается внутри и делается самим человеком. Стендаль называл сей душевный процесс кристаллизацией, но еще точнее по данному поводу выразился Пушкин: “Душа ждала… кого-нибудь”.

Душа, готовая полюбить, является тем солевым раствором, в который что ни опусти… Когда говорят, что любовь слепа, имеют в виду как раз такую любовь. Поэтому с другими строчками Александра Сергеевича: “И дождалась… Открылись очи”, я позволю себе наглость не согласиться. Очи-то как раз закрылись!

Подобная любовь всегда построена на сильном искажении партнера, в “подгонке” его под свои психологические или сексуальные потребности. При близком общении рано или поздно проявляются реальные черты, и вскоре мы слышим: “А оказалось, такой, как все”. Душа ждала кого-нибудь, а потом мы предьявляем Ему претензии, что он оказался недостаточно единственным…

Необычайно трудно разочарованному человеку признаться себе, что виноват не партнер, а он сам, который все про партнера сочинил. Если человек способен пересмотреть свои ожидания в отношении другого, у этой пары есть шанс дожить до зрелой, гармоничной любви. Увы, далеко не все способны это сделать.

Следующий момент, о котором я хочу сказать, думаю, вызовет у читателя внутреннее напряжение или даже протест. Как ни странно, во всякой полноценной любви присутствует элемент враждебности. Зрелая любовь замешана на двух одинаково сильных и разнонаправленных потребностях: быть в близости, в контакте и быть в отдельности. Существовать вместе счастливо можно, только постоянно поддерживая равновесие свое и партнера в этих потребностях. Оно не достигается раз и навсегда удачным выбором мужа или жены. Это их пожизненное совместное дело, где любой момент – большой труд. Зрелая любовь взрослых людей постоянно развивается и дает каждому из них неизмеримо больше, чем безумная, по сути, наркотическая страсть.

И еще: в нормальных супружеских отношениях должно найтись место и ссорам. Жить без конфликтов бок о бок с другим человеком длительное время невозможно. Если споров нет, это должно настораживать – скорее всего “мусор заметается под ковер”.

Жизнь проделывает с нами всяческие игры в своей беспредельности: уходим-приходим, сближаемся-отдаляемся, теряем покой, тоскуем, плачем. Но как бы ни складывались отношения с вашим близким человеком, живете вы душа в душу в одной квартире или встречаетесь раз в месяц, не стоит забывать, что всех нас ждет старость и смерть. Всем нашим ошибкам и озарениям положен предел. И время, которое вы проводите вместе, ценно, потому что конечно. Когда этот факт всерьез удается осознать, в мировоззрении человека многое меняется.

А теперь чуть-чуть о пресловутой любви к себе. На приеме я часто слышу: “Бедный я, несчастный, никто меня не любит…”

Почти всегда такое утверждение преувеличено. Все-таки мало людей, кого уж совсем никто не любит. Скорее такая жалоба про то, что любят не те и не так.

Если человек душевно развит и умеет разобраться в себе, очень скоро он поймает себя на ужасной мысли: “Я сам никого не люблю”.

Самый трудный и болезненный шаг – сознаться в этом самому себе. А не обвинять злодеев-окружающих, которые как сговорились.

Человек, способный это понять, в состоянии данную “поломку” починить. И последнее: в душе любого человека, даже весьма реалистичного, живет звонкая нота – высокая тоска по идеалу отношений. По абсолютной, безусловной любви к себе. О неком потерянном или никогда не испытанном рае. Эта тоска была, есть и будет – она часть нашего земного существования.

Иметь в себе эту искорку, этот звон очень важно. Хотя бы потому, что в моменты пожеланий всего самого лучшего нашим детям эту чистую ноту мы тоже передаем.

Татьяна РОЩИНА

Исповедальня

Утро кончилось…

Дождь. Тихий, как вечерняя молитва. В такие вечера деревня засыпает раньше обычного. В низенькое окно видны старые яблони с темными, влажными стволами, древний сарай и асфальтированная дорога, по которой проносятся редкие машины. Свет от фар бесцеремонно пробегает по комнате, выхватывая из темноты край стены, печку, твои полузакрытые глаза, мою руку…

Мы лежим на старом топчане. Все слова сказаны. Губы горят, я почти не чувствую их. Тихо. Только где-то высоко под крышей пищат птенцы ласточек.

– Кажется, прошла целая жизнь… Не спишь? – ты приподнимаешься на локтях.

– Моя жизнь. У меня она одна, понимаешь? А у тебя, у тебя сколько их?

Наваливается тоска. Я отчаянно боюсь этих минут. Мир вокруг словно уплывает куда-то. Белесой пеленой покрывается сознание. Я тону в этом вязком мареве.

– Что с тобой? – ты осторожно берешь мою руку. – Что, глупенькая? Мы вместе, нам хорошо. Отчего ты плачешь?

Молчу. Тишина деревенской ночи пугает меня почти так же, как неумолкающие городские звуки – чьи-то пьяные голоса, быстрые шаги, громыхание лифта. Я думаю, что совсем скоро, когда начнет светать, ты быстро, стесняясь своей торопливости, оденешься и уйдешь. Тебя ждут дела и люди, не догадывающиеся о моем существовании.

Пока тебя нет, мне снится сон. Старинная усадьба, луговая зелень. За рекой далеко красные осенние деревья. Чтобы прикоснуться к ним, нужно переплыть эту огромную, дышащую покоем реку.

Мы подходим к берегу. И вдруг – деревья исчезают. Вместо них – обыкновенные серые дома. И я говорю: “А стоит ли теперь переплывать реку?..”

…Ты возвращаешься, целуешь меня в сонные губы. Я тянусь к тебе, через минуту ты лежишь рядом, как будто никуда и не уходил.

Что-то изменилось вокруг нас. Утро кончилось. И дождь тоже. Только по мокрому шоссе изредка проносятся машины.

Я засыпаю на твоем плече.

Наталья САВЕЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте