search
main
0

Живые картинки . Нобелевская премия за «эффект присутствия»

Впервые я увидела голограмму в далеком детстве, когда мне было лет десять. Сейчас уже не помню музей, знаю, что это было в Ленинграде. Убежав от родителей в следующий зал и разглядывая стены, заполненные экспонатами, я остановилась перед одной картиной. Ветер надувал паруса, и изящный, но мощный корабль стремился мне навстречу. Он словно хотел выплыть за пределы рамы, сдерживающей его. Если учесть, что накануне я закончила читать «Алые паруса» Грина, то можно представить впечатление, многократно усиленное воздействием прочитанного. Ошеломленной, мне захотелось коснуться кораблика, погладить его, ощутить туго натянутые морским бризом паруса. Пальцы коснулись гладкого стекла. А грозный окрик музейного работника: «Руками не трогать!» заставил отпрянуть назад. Тут подошла мама, и я узнала, что эта выступающая под действием света картинка называется голограммой.

Аналогичную историю могли бы поведать и мои собеседники. Несколько лет назад впервые столкнувшись с чудом голографии, Юрий и Татьяна Семины начали просветительскую деятельность в этой области. Ведь многие россияне не знакомы с таким явлением, как голография. В России голограммы делают только на Санкт-Петербургском заводе им. Вавилова при Государственном оптическом институте им. Вавилова, и многие студенты приезжают сюда из других вузов, чтобы познакомиться с производством, сделать нечто свое и впоследствии описать этот процесс в научно-исследовательской работе или диссертации. В первую очередь голография привлекает физиков. И хотя в процессе ее создания важно хорошее знание оптики, ядерной и атомной физики, опыт работы с лазером, но и без художественного вкуса здесь не обойтись.

Сегодня производство голограммы основано на лазерной технологии. Свет лазера расщепляют на два пучка. Один направляют на объект и фиксируют на фотопластинке рассеянный им свет. Одновременно пластинку освещают другим пучком – опорным, который, взаимодействуя с первым, дает картину интерференции. Если пластинку после проявления осветить опорным пучком света, появляется реалистическое трехмерное изображение. Общую теорию голографии построил и на основе этого получил первые голограммы уроженец Венгрии – английский физик Деннис Габор в 1947 году, за что в 1971-м получил Нобелевскую премию. Однако практическое применение голографии началось только после разработки лазеров в 1960 году. С помощью лазера наш соотечественник Юрий Денисюк изобрел метод объемной голографии, которая отличается от голограммы Габора совершенно иной технологией. Пока другой технологии проще, чем лазерная, сегодня нет.

В основном голограммы не имеют полной палитры цветов.

Но наука не стоит на месте, и относительно недавно в России и в Америке стали делать и цветные голограммы. Они рисуются фотонными лучами. Первой цветной голограммой, полученной в России, стала икона Спас.

– Некоторые священники критикуют картинное изображение, ссылаясь на то, что картина не может передать полноту иконы, что иконопись – это не искусство, это для души, – комментирует Юрий Семин. – А цветную голограмму этой иконы нас попросили сделать сами служители одного из санкт-петербургских монастырей. В принципе я не вижу ничего плохого, что икону запечатлевают подобным образом. Ведь технические возможности двигаются вперед, и голограмма подчас получается дешевле картины. Тем более если поставить ее на поточное производство.

Впрочем, сейчас цветные голограммы не особо распространены. Во-первых, их производство гораздо продолжительнее и сложнее, а во-вторых, голограммы и без полной цветовой палитры смотрятся ничуть не хуже. Дело в том, что лазер имеет определенный цвет, например, рубиновый дает красный оттенок, а свечение самой голограммы таково, что непосвященному человеку будет казаться, что изображение цветное.

В принципе для рассматривания голограмм достаточно обычной электрической лампочки, хотя на выставках предусматривается специальная подсветка. Можно использовать и солнечный луч: если он попадает на поверхность, голографическую картинку будет неплохо видно. Но все же концентрированный пучок света увеличит угол изображения голограммы, ее яркость и сделает более интересной для обозрения.

Голограммы делятся на два вида – внутренняя и внешняя. В первом случае объект как бы стоит за стеклом. Во внешних изображение (иногда полностью, но чаще – частично) как бы выходит из-за стекла.

– Получилась внешняя голограмма абсолютно случайно, – рассказывает Татьяна Семина. По образованию она филолог, поэтому голограммы, точнее, объекты, изображенные на них, ей интересны с исторической точки зрения. Например, ваза попурри, экспонат Эрмитажа, вошла в историю не столько искусства, сколько голографии. Если всмотреться в эту голограмму, можно заметить, что если сама ваза находится как бы за стеклом, то ее подставка выходит вовне. Такая небольшая погрешность при производстве внутренней голограммы дала возможность ученым задуматься и изобрести уже технологию изготовления внешних голограмм. И изображение вазы попурри – фактически первая голограмма, которая получилась внешней.

Сейчас ученые работают над созданием сложных голограмм. Последнее слово техники – голограмма, прорисованная пятью лазерами, родилась в Санкт-Петербурге в прошлом году. На ней тоже экспонат из Эрмитажа – статуэтка плачущей мадонны. Голограмма видна из любой точки, не требует дополнительного освещения, а на изображение очень качественно наложены тени, чего раньше не бывало.

Пока русская голография ограничивается цветами, животными, музейными предметами, хотя за рубежом тематика голограмм очень широка и разнообразна. Это связано с тем, что там популярна более дешевая продукция – открытки, брелки, фотопластинки. Но у нас, как говорят специалисты, качество голограмм лучше, потому что мы все-таки новаторы в этом направлении.

Теперь с помощью новых технологий можно сделать и голограмму человека. Этим часто пользуются кинорежиссеры, особенно в фантастических фильмах. Лазером по человеку водить, естественно, не рекомендуется, и если бы даже сделали безопасный лазер, то проблема заключается в том, что допустимое движение объекта, предусмотренное голограммой, настолько мало, что даже незаметного для нас шевеления волоса уже хватит, чтобы голограмма получилась полностью мутной. Поэтому голограммы людей делают посредством импульсных лучей. Импульсное производство основано на том, чтобы как можно быстрее зафиксировать лицо человека, а потом это уже будет переноситься на голограмму.

Впервые мы увидели в «Звездных войнах», как посредством голограммы осуществляется связь и передается информация. Казалось бы, есть в кино, значит, и в реальной повседневной жизни такое может быть. Увы, о голографии как ресурсе передачи информации пока говорить рано. Хотя в будущем, но не в ближайшем, возможно, это и появится – разработки в данном направлении ведутся, но сегодня они на нулевой стадии. Дескать, и человечество этим не особо озадачено, да и мощностей техники тоже пока не хватает. Но самое главное, что не придумано еще полностью самой технологии голографической передачи информации. Многие ученые этим занимаются, но сложность в том, что в данном случае необходимо изменить существующий ныне принцип записи голограмм.

Мы уже почти не обращаем внимания на отражающие голограммы, которые используются для защиты от подделки, например на кредитных карточках. Россияне только привыкают к голограмме, как элементу декора. До широкого внедрения в нашу жизнь голографии еще очень далеко, несмотря на то, что в крупных городах архитекторы демонстрируют проекты новых зданий и районов уже не на привычных макетах, а в виде висящей в пространстве картинки. А как же печально, что нас вновь опередили за границей, где голограмма используется во многих вузах. Например, в медицинских – это удобный макет для обучения студентов правильной диагностике заболеваний: он объемен, его можно рассмотреть со всех сторон. И хороши голограммы тем, что со временем они абсолютно не искажаются, не портятся и их нельзя разбить.

Фото автора

Нижний Новгород

Татьяна и Юрий СЕМИНЫ представляют выставку голограмм

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте