search
main
0

Живые факты против мертвых поучений На министерство надейся, а сам не плошай!

Где и кем только не говорится сейчас о скептицизме, цинизме подростков, об отсутствии у них идеалов! Перечень приводимых причин тоже хорошо известен.

Яже убеждена: главная причина – это абсолютная ненацеленность школьных программ и учебников на задачи нравственного воспитания. Ведь что нужно ребенку, подростку для того, чтобы он потянулся к чему-то высокому, светлому?
С каким интересом слушают ребята о пребывании Миклухо-Маклая на Новой Гвинее, о его первой встрече с папуасами, о его дружбе с ними! С какой тревогой ждут окончания рассказа о попытке Луи Пастера спасти обреченного на смерть мальчика, который бросился на бешеного волка, заслонив собой товарищей! О том, как боролся ученый за жизнь русских крестьян. А ведь в обоих случаях Пастер рисковал своей репутацией и судьбой своего открытия…
С не меньшим интересом принимаются и рассказы о современных подвижниках.
Однако со всем этим знакомлю своих учеников я, словесник. Иногда просто “придравшись” к какому-нибудь поводу. Часто – в виде составленных мною текстов для изложений и диктантов. Впечатление на подростков производят не абстрактные поучения, а живые факты, пример реально существующих (или существовавших) людей.
Учебник, понятно, отражает требования программ. Программы же наши построены по тем же принципам, что и вузовские, – даются чисто научные сведения, и только. А как же нравственное воспитание?
Есть у меня вполне конкретное предложение. Давайте объявим конкурс на лучшие страницы в учебниках, посвященные подвижникам-гуманистам, деятельность которых связана с изучаемым материалом. Пусть в этом конкурсе примут участие учителя, журналисты, писатели – у них это получится лучше, чем у научных работников. И в жюри надо обязательно включить известных детских писателей и учителей.
Хотелось бы получить ответ от Минобразования: что думает оно по поводу этого предложения?
А пока “суд да дело”, хочу обратиться к коллегам: давайте, не дожидаясь решений сверху, почаще знакомить наших учеников с деятелями-гуманистами, чей пример не может оставить подростков равнодушными.
Инна КЛЕНИЦКАЯ
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте