search
main
0

Живопись, которую слышат. Открываем поэзию Тютчева

Юбилеи все отмечают по-разному. Клуб «Учитель года Санкт-Петербурга» решил отметить 105-летие одной из старейших гимназий города – №166 удивительным проектом: «Талантами измеряются успехи цивилизации», где в качестве талантов выступили победители и лауреаты конкурсов «Учитель года Санкт-Петербурга» и «Учитель года России». Лидеры конкурсного движения представили целую палитру открытых уроков. На один из них, урок литературы в восьмом классе, отправимся и мы. И начнется наше поначалу робкое путешествие с легкого, скользящего шага в сторону поэзии. Прислушаемся, немного склонив голову, к словам неизвестного мудреца: «Поэзия – это то, что остается в нас после того, как забыты слова».

В поисках тайного смысла

За окном зима. За окном морозная наледь. Но в воздухе классного кабинета уже разлит аромат тайны. Учитель русского языка и литературы гимназии №205, учитель года Санкт-Петербурга-2000 Светлана Эрленовна Берестовицкая, еще не вынося на гладь доски тему урока, заставляет задуматься над сакраментальным:

– Почему человек пишет стихи? Почему прозе он предпочитает плетение рифм?

Вопрос, повисший в воздухе, перестает быть открытым благодаря чьему-то первому осторожному предположению:

– Думаю, что стихами человек хочет выразить свои чувства, особенно если он кого-то любит. Стихи – это просто выражение чувств.

В диалог вступают новые и новые голоса:

– Стихи – это чье-то душевное состояние.

– Стихи – это настроение, выраженное с помощью красивых рифм.

– Стихи – это эстетика, красота.

– Я как-то в своем классе задала ребятам вопрос о поэзии, – продолжает тему Светлана Эрленовна, – и один из моих учеников написал, что не любит поэзию, потому что в стихах всегда есть тайный смысл. Искать его трудно. Почему бы автору не сказать все прямо, а не шифровать свои мысли в стихотворении. Согласны ли вы с этим? Зачем автору вкладывать в стихотворение тайный смысл?

Серьезный вопрос заставляет ребят задуматься. Кто-то замечает, что поиск мысли поэта сродни разгадыванию кроссворда. Кто-то допускает, что при прочтении стихотворения у каждого человека возникают свои, только ему присущие мысли, и, может быть, в этом тайный смысл поэтического произведения?

– На нас воздействует не только то, что сказано в стихотворении, но и его художественная форма.

– Каждый понимает поэзию по-своему: одни слышат в ней песнь соловья, другой ничего не слышит.

Размышления ребят Светлана Берестовицкая дополняет кратким рассказом:

– Тютчев был удивительным поэтом. У него не было черновиков, времени, специально отведенного для сочинительства. Поэзия являлась частью его жизни. При жизни он был практически неизвестен и не страдал от этого. Свое творчество он называл плодом пустозвонного безделья. Однажды, разбирая свои бумаги, Тютчев сжег часть собственного творчества. Об этом он писал другу: «Я сначала расстроился, а потом утешил себя мыслью о пожаре Александрийской библиотеки». Поэзия для Тютчева была просто способом выразить себя. И важный шаг, который мы сделаем, – это попробуем составить первое впечатление о поэзии Тютчева.

Учительница не предлагает ребятам влиться в определенную композицию. Она выстраивается сама собой из тех стихотворений, которые восьмиклассники считают созвучными своему сегодняшнему настроению. В тишине класса начинает звучать поэзия Тютчева.

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века –

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды.

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья

Нет упоения сильней

Одной улыбки умиленья

Измученной души твоей…

Художник и философ

Разговор о поэзии можно превратить в увлекательный процесс. Процесс подбора и поиска эпитетов. Светлана Берестовицкая просит юных собеседников охарактеризовать поэзию Тютчева, и у ребят это здорово получается. Их фантазия находит удивительные образы.

Поэзия Тютчева красивая, легкая, спокойная.

Жизненная, румяная, цветущая.

Просторная.

Бушующая.

Одухотворенная, человечная.

Прохладная.

Грустная, летящая.

Благоухающая.

Нежная, зеркальная.

Переменчивая.

Кажется, сама поэзия служит для ребят источником ярких эпитетов. Наполнив атмосферу класса палитрой образов, они пытаются определить, какие из названных эпитетов более точные и подходящие к поэзии Тютчева, а какие менее красноречивы. В итоге оказывается, что практически не характеризуют творчество поэта такие эпитеты, как «патриотическое» и «прохладное». Зато с определением поэзии Тютчева как «таинственной», «переменчивой» согласны многие. Более того, после прочтения и прослушивания стихов в классе ребята не возражают против утверждения учительницы, что Тютчев – поэт для немногих. Некоторым теперь кажется, что только поэт способен понять поэта. Какая-то часть ребят думает, что Тютчев – поэт для тех, кто чувствует и любит природу. Разлад мнений подытоживается признанием ребят, что их класс может служить прямым доказательством элитарности поэта. Только пять человек из них считают его «своим».

– Надеюсь, что к концу девятого класса, когда вы более детально изучите творчество Тютчева, поклонников у поэта станет больше, – говорит Светлана Берестовицкая.

На доске появляется первая половина темы урока: «Поэт-художник». Домашним заданием для ребят было подобрать иллюстрации к выученному стихотворению. Как оказалось, это очень сложная задача.

Нужно было учитывать настроение автора.

В стихотворении нет статики, а картина – зафиксированное мгновение.

Можно подобрать много поверхностных картинок, но ими не отразить весь спектр ощущений.

У ребят есть возможность проверить свои выводы. Желающие читают стихи, и также все желающие включаются в обсуждение соответствующей или не соответствующей стиху иллюстрации.

После этого учительница предлагает еще один способ охарактеризовать поэзию Тютчева. С помощью проектора ребята знакомятся с картинами русских и зарубежных художников и вследствие обсуждения приходят к убеждению, что Тютчев скорее поэт-импрессионист. Впрочем, в передаче тонкости настроения ему не уступает, например, Левитан.

– Николай Заболоцкий писал: «Любите живопись, поэты, лишь ей, единственной, дано души изменчивой приметы переносить на полотно». Он писал это о портрете, где отражается душа человека, а Тютчев – поэт, который пытается живописными средствами изобразить душу природы. Отсюда эпиграф нашего урока: «Он проник в душу природы». Эти слова принадлежат К. Бальмонту.

Итак, Тютчев – поэт-художник. Хорошая живопись – это всегда настроение, ощущение. И у Тютчева изображенная картина неизменно передает чувство. Более того, в любом его стихотворении всегда присутствует философская мысль.

Дальнейший диалог, который ребята, по сути, ведут уже между собой, постепенно наводит их на важное открытие: Тютчев, говоря о природе, всегда олицетворяет ее. Мы, сегодняшние, ведя о ней речь, словно отдаляем природу от себя. Размышляем о ней абстрактно, уже не представляя себя частью природного пространства.

– Вы правы, ребята, – соглашается взрослый собеседник. – Мы давно смотрим на природу, как на инородное тело. Человек выпал из гармонии мира и живет в разладе с собой и с ним. «Откуда, как разлад возник? И почему же в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник?» «Мыслящим тростником» Тютчев называет человека, используя афоризм Паскаля. У природы есть душа, ее-то и пытался постичь поэт, о котором Афанасий Фет как-то сказал: «Два года тому назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел в одно из оконных отверстий на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того как я всматривался в тонкую синеву, другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Ограниченные темными массами стен, глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Тютчева».

О, сколько нам открытий чудных!

По мнению Светланы Берестовицкой, сложность подобного урока – в диалоге. Если он не завяжется с первых минут, то разговор о поэзии останется дозированной информацией со стороны учителя. Восьмой класс показал замечательную активность в обсуждении темы.

– Дети хотели говорить, и прерывать их было бы просто кощунством. Несмотря на то, что вторая половина темы «Поэт-философ» осталась «за кадром», мне кажется, мы с ребятами немного приблизились к такому сложному и необыкновенному поэту, как Тютчев. Кому-то он близок, кому-то нет, но это не мешало ребятам вести деликатную дискуссию, высказывать порой противоположные точки зрения, выслушивать собеседника. Они умеют вести разговор о поэзии, и это важно.

– Почему вы взяли тему «Тютчев – поэт-художник, поэт-философ»?

– Я вообще люблю философскую лирику, люблю говорить о философии. На мой взгляд, мировоззренческий аспект преподавания литературы необходим и неизбежен. Тютчев говорит о смысле жизни, о любви. Конечно, можно возразить, что на восьмой класс рано выходить с этими вопросами, но проблемы смысла бытия, проблемы добра и зла, проблемы отношений человека и природы никуда не уходят. Они все равно рано или поздно появятся в жизни. Эти вопросы важны, и когда-то придется их решать. И чем раньше дети усвоят эту мысль, тем вероятнее их успешное решение проблем в будущем. Меня очень радует, что дети показали тонкий анализ, что они фактически самостоятельно пришли к выводу, что в стихотворениях Тютчева заключены серьезные философские мысли. В сущности, мы совершили с ними обоюдные открытия. Может быть, это главное, что должно было произойти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте