search
main
0

Живой взгляд на школьную рутину

Евгений Ямбург выпустил книгу первой необходимости

Евгений Ямбург в представлениях не нуждается. Директор школы №109 Москвы, учитель истории, руководитель проектов, связанных с госпитальной педагогикой, академик РАО. Новая книга Евгения Ямбурга «Искусство просвещать. Практическая культурология для педагогов и родителей» – чтение не на один день, не на одну мысль.

В этом прерывистом, полемичном, неоднозначном повествовании, как и в жизни, находится место для неудобных вопросов, неоднозначных ответов и удивительной способности автора анализировать, сопоставлять, улавливать контекст, просвещать. Наверное, именно таким многозадачным и развитым должен быть учитель. Особое счастье, когда такими способностями и возможностями обладает директор. Он не прячется от жизни и детей в кабинете, помогает школьникам в организации школьных событий, не против юмора, постановок школьного театра и готов говорить с учениками на самые разные темы. Да-да, о жизни и смерти, о конечности бытия и бесконечности памяти, об уважении мировоззрения уходящего поколения и выверенных исторических фактах.

Сложно работать учителем в онкогематологии, где лежат дети, ожидающие лечения или в период реабилитации. Непросто признать, что волонтерская работа – это не повязать ленточку на рюкзак, а быть волонтером в этом самом отделении, где учатся дети с серьезными диагнозами. Именно там осознается ценность человеческой жизни подростком, который решился на отчаянный выбор. Подхватить того, кому нужна помощь, дать поддержку и новое знание жизни – вот выбор учителя и директора, который не уворачивается от темы детских суицидов. Так, Евгений Ямбург с горечью в одном из своих интервью констатирует, что Россия «почти на первом месте по их количеству». Учителя и родители обязаны знать о рисках и уметь принимать решения, отвечать на вопросы и быть готовыми удержать подростка в этом мире.
Как? В том числе и тем, что, расширяя туннельное видение, зададут острые вопросы, не уклонятся от ответов, найдут слова и действия, важные и нужные не для всех и сразу, а для конкретного человека.

А теперь представьте себе, каким запасом знаний, компетенций, терпения и сил должен обладать такой педагог? При этом автор не очаровывается и не разочаровывается в российском учительстве, которое, уверен Евгений Ямбург, продолжает работать. Кто-то по разнарядкам чиновников, с составлением всех необходимых отчетов. Иные – по велению сердца, другие – под руководством и с помощью коллег, третьи – совмещая перечисленное… Автор не один и не два раза останавливается на том, что профессия педагога – сложная, многозадачная, приходят в нее люди с разным запасом знаний, в том числе культурологических. И, несмотря на это все, школа живет, жила и будет жить. Живет – это и про дистанционное обучение тоже.

Обучение через Сеть, по мнению Евгения Ямбурга, примирило тех, кто был до самоизоляции по разные стороны баррикад из учебников, тетрадей и образовательных платформ, – учителей и родителей, сторонников новых технологий и строгой кабинетной системы. Самыми подготовленными к обучению через компьютер, по мнению автора книги, оказались школьники, обучающиеся в больницах. Учителей таких воспитанников не смутили ни технологии, ни медицинские маски, ни иные требования. Для тех, кто занят госпитальной педагогикой, уже давно не секрет: учеба – это о полной и насыщенной жизни, а не только об отставании и наверстывании упущенных знаний. При нынешних вызовах учителю мало быть только физиком, химиком или биологом, нужно быть еще психологом, знать возрастные особенности детей, смыслить в дефектологии и уметь справляться с собственными и ученическими стрессами.

Предназначение просвещения – укреплять достоинства человека, прививать способность к рефлексии, позволяющей избежать саморазрушения, и создавать нравственный климат. Но просвещать надо с умом. Эта книга – приглашение к совместному размышлению. Отрадно, что она вышла как раз в тот момент, когда у учителя есть возможность ее прочесть, – на летних каникулах. Такая рефлексия – это возможность провести время с пользой, отвечая на все те непростые вопросы не кому-то, а самому себе.

Это важно сделать, потому как в учительской рутине, которую нередко усиливают указания чиновников и иных руководителей, кажется, будто ускользает смысл. Особенно остро это чувствуют подростки, которые бунтуют против бессмысленных рефератов и проектов, зубрежки и формализма. Как создать не просто ученический проект, а настоящую творческую лабораторию по осмыслению и переосмыслению человеческой жизни и поступков?

В предисловии Евгений Ямбург предупреждает, что в его книге нет методических разработок, но вдумчивый читатель найдет здесь гораздо больше – отсылы к классической и современной литературе, философские отступления, отрефлексированные случаи из школьной жизни, сценарии для ученических театральных постановок и архив из газетных публикаций. Эти материалы появлялись в качестве отклика на самые резонансные случаи, прямым или косвенным образом связанные со школьной жизнью. Вслед за Янушем Корчаком Евгений Ямбург уверен, что школа находится не на Луне. А значит, новая книга не только о школе, а о нашей жизни, в которой соседствуют радость и печаль, открытия и регресс, победы и поражения. Автор приглашает к откровенному диалогу читателей книги, являющейся продолжением предыдущих изданий «Беспощадный учитель» и «Третий звонок». Кстати, новое издание писатель Людмила Улицкая назвала книгой первой необходимости.

Евгений Ямбург. Искусство просвещать. Практическая культурология для педагогов и родителей. – М. : «Бослен», 416 с.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте