search
main
0

Живой огонь. Пятнашка учителей года России побывала в Финляндии

Призерам Всероссийского этапа конкурса «Учитель года России-2008» вручили обещанный подарок – они стали участниками культурно-образовательного семинара «Знакомство с системой среднего образования Финляндии». Поездка в Финляндию была организована Федеральным агентством по образованию, руководителем группы стала заместитель начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта «Образование» Рособразования Светлана Демидова.

Сюрприз

День в Москве, встреча с вечным искусством русских живописцев в Третьяковской галерее. Наутро «Красная стрела» доставила нас в Северную столицу. Санкт-Петербург стал для участников конкурса дорогим и любимым – мы все вспоминаем гостеприимство его жителей, 56-ю гимназию, где проходили конкурсные уроки, горный институт, в котором мы давали мастер-классы, университет, в котором читали лекции.

В Северной столице мы насладились экскурсией по городу, поездкой в Царское Село, потрясающей постановкой «Пиковой дамы» Петра Ильича Чайковского в Мариинском театре, посетили храм Спаса на Крови. А на Финляндском вокзале нас ожидал сюрприз! Нас пришел проводить художественный руководитель и главный дирижер Санкт-Петербургского государственного симфонического оркестра «Классика» Александр Яковлевич Канторов. Знаменитый дирижер хочет побывать с концертами во всех регионах, из которых мы прибыли. Идея потрясающая!

Хельсинки

На «Сибелиусе», фирменном поезде до Хельсинки, мы перегнали время на один час. Смотрим из окна: названия станций на двух языках – финском и шведском. Люди в основном светловолосые, голубоглазые, высокие и сильные. По прибытии разместились в прекрасном отеле «Scandic». Идем знакомиться с городом!

Хельсинки – третий в мире среди городов с благополучной экологической ситуацией. Нет крикливой, надоедливой рекламы. Нет широченных автострад, нет высотных домов. Но есть… скалы. Прямо в городе! Камни громоздятся из-под земли, создавая причудливые украшения столицы. В одной из скал вырублена церковь. Вход очерчен тяжелой плитой. И купол внутри есть. Он выложен четырехкилометровой медной лентой по спирали, что создает необычайную акустику, когда во время службы звучит орган. Все помещение церкви занимают лавки для прихожан. Алтарь украшен живыми цветами. Иные традиции и нравы… Но так уютно, спокойно и хорошо в этой каменной обители.

Во время приема в российском посольстве нас просто очаровал посол России в Финляндии Александр Юрьевич Румянцев. Академик, физик-ядерщик, человек широчайшей эрудиции, он не только интересуется проблемами образования, но и в свое удовольствие выполняет задания ЕГЭ по русскому языку. И показывает прекрасные результаты!

В январе темнеет рано. Город украшается живым огнем. Он трепещет в маленьких, словно баночки из стекла, лампадках, подвешенных на суровых бечевках у входов в рестораны, магазинчики…

Школа

На следующий день нас везут в финско-русскую школу Хельсинки. Это государственное учебное заведение. Русский язык и культуру здесь изучают с 1955 года. Сейчас в школе учатся 700 человек (75% финноязычных и 25% русскоязычных). Работают 60 учителей, среди которых есть говорящие только на финском или только русском языке. Но все – и взрослые, и дети – в обязательном порядке знают английский.

Встретили нашу делегацию очень радушно. Директор Тулла Вяйсянен пригласила нас посетить любые уроки по расписанию, а учителям музыки, русского языка, истории, биологии и экономики предложила провести занятия. По другим предметам, в том числе по моему – химии, дать уроки мы не сможем. Ибо школа финская. На русском языке преподаются только музыка, рукоделие, физкультура, изобразительное искусство, домоводство, природоведение, биология, география, история.

Система обучения в школе – это три ступени. Первая ступень – это подготовительный класс для шестилеток. Вторая – основное обучение, девятилетний базовый курс по государственной программе. Третья ступень – лицей (10-й класс). Именно здесь реализуются индивидуальные программы на основе курсовой и модульной систем.

Мне посчастливилось побывать на уроке химии в лицейском классе. Учитель – Аня Джекобсон, финка. Хорошо владеет русским языком, но на уроке говорит только по-фински. Аня рассказала, что работает сейчас над проблемой создания методического аппарата преподавания химии на русском языке. Показала свои методички. Общение было дружески теплым. Конечно, не только Аня Джекобсон – все финские коллеги были открыты и рады профессиональному общению.

После посещения финско-русской школы нашу делегацию принимали в Российском центре науки и культуры в Финляндии. Директор Татьяна Семеновна Клеерова не скрывала своей озабоченности: несмотря на то что интерес к России как к партнеру в области экономики и культурного сотрудничества очень высок, русский язык в Финляндии не очень популярен.

Тампере

Комплекс зданий Университета Тампере оказался рядом с вокзалом. В окружении заснеженных сосен здания выглядят, как огромные кристаллы. Директор Центра международного сотрудничества Тенхо Такало рассказал нам, что после окончания десятого класса выпускник может поступить в профессионально-техническое училище (3 года обучения) или в лицей (3-4 года). Следующей ступенью образования может стать технический институт (4 года) или университет (3-5 лет). Особенность педагогического образования: при подготовке учителей технических дисциплин обязательно прохождение трех курсов Технического института, а потом еще и педагогическая подготовка в университете. Престиж учительской профессии в Финляндии весьма высок, о чем свидетельствует конкурс для желающих получить профессию педагога: десять человек на одно место.

В Центре подготовки преподавателей Университета Тампере перед нами выступал профессор Еро Ропо. Мы узнали, что характерные черты финской системы образования – это развитая система дошкольных учреждений, преобладание государственных учебных учреждений (бесплатное среднее и высшее образование), тесное сотрудничество школ и университетов, отсутствие внутренней дифференциации в обучении и экзаменов в основной школе. Школьный преподаватель имеет степень магистра.

Затем нас познакомили со Школой подготовки учителей, где студенты университета проходят педагогическую практику. Пообщались с директором Джари Арнио, преподавателями, а также с будущим учителем математики Женей. Рожденный в интернациональной семье – отец русский, мама финка, Женя с удовольствием говорит на русском языке. Нам рассказали, что во время педпрактики студенты обучаются циклами: неделя – теория, неделя – работа в классах опорной школы. И так в течение двух лет.

Сказочные дни промелькнули быстро. Пора домой! Просматривая фотографии, сделанные во время путешествия, я понимаю, как много подарил мне конкурс «Учитель года России-2008»!

Елена НЕЧИТАЙЛОВА, учитель химии лицея №1, лауреат конкурса «Учитель года, России-2008», Цимлянск, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте