search
main
0

Живой огонь. Опыт предков для современных путешественников

Охотник возле костра, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной, хозяин, подкармливающий печной огонь, блуждающий огонек в темноте, полет искры – с этого начинается жизнь в пустынных местах, это ее первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги. И когда языки пламени слизывают черноту ночи и отталкивают темноту, когда сипят мокрые ветки, наваленные на костер, когда под котелком с ухой выплясывают огненные чертики, у человека нет сомнения, что рядом с ним бьется, подает голос другая жизнь. Отблеск живого сильного огня на всем, с чем соприкасается бродячий люд. Пламя освещает дорогу, согревает путников. Им еще долго шагать и разводить костры…

Так издавна называли огонь, добытый при помощи деревянных палочек или специальных приспособлений. Такой огонь у разных народов известен как новый, деревянный, святой, самородный, трудовой, небесный. Добыть его под силу и современному путешественнику, если он внимательно приглядится и изучит опыт предков.

При помощи деревянных палочек умели разводить костры в разных уголках планеты. На Украине до сих пор называют живым огонь, добытый во время купальских празднеств трением щепки о старое колесо. Карпатские гуцулы, чтоб зажечь в горах пастушью «живую ватру», быстро крутят «скалуш» (обломок сухого дерева, в заостренный и расщепленный конец которого вправлен трут) между двумя вбитыми в землю кольями. Иногда к «скалушу» привязывают шнур или крутят его с помощью тетивы лука. Альфред Брем, путешествуя по Северо-Восточной Африке, наблюдал за тем, как местные жители, используя для топлива бобовое растение «мурдж», вставляли палку в отверстие другой палки и быстро приводили ее в движение. Таким образом, утверждал натуралист, суданец может добыть огонь за три минуты.

В палочке-выручалочке, с помощью которой можно разжечь костер, нет ничего волшебного. И все же при добыче огня есть свои тонкости, приемы. Как держать палочку? В каком направлении ее вращать? Австралийцы, кроме вращения палочки между ладонями, своеобразного «сверления» древесины, используют такие приемы, как «пиление» и «выпахивание». При «выпахивании» человек трет взад и вперед по углублению вдоль ствола или дощечки концом палочки, наклоненной под углом.

Кремень и огниво

Кремень и огниво (кресало) издавна были одним из главных снаряжений бродячего люда. Их часто носили при себе в специальных мешочках, на широких поясах. «Огнивенкой», «огнивицей» называлась сумочка на поясе или жестяная коробка, в которой держали трут (обычно жженое тряпье), кремень и огниво. И позднее, когда появились «самогарные» спички, путешественники не пренебрегали этими простыми средствами добычи огня. «Кроме того, на всякий случай мы захватили с собой целлулоид, кремень, огниво и жженую тряпку», – писал опытный таежник В.Арсеньев. Кремень – это очень твердый камень, минерал, состоящий из кремнезема. Огнивом, или кресалом, могли служить простая стальная полоска, обломок напилка. «Обухом не ударишь, искры не увидишь», – говорили в народе. Ударяя кресалом о кремень, высекали искры, которыми поджигали загодя поднесенный трут.

Современному путешественнику в качестве аварийного запаса не лишним будет иметь с собой несколько кремней, которые употребляются для зажигалок. Для их хранения можно приспособить обыкновенный карандаш. Из него аккуратно выдавливают грифель, вместо которого и вставляют кремни. Достаточно такой палочкой-зажигалкой чиркнуть по любой твердой шершавой поверхности, чтобы высечь сноп искр. Если в запасе есть немного бензина, то можно плеснуть его на камень, по которому ударить другим камнем или куском железа. От искры, которую удастся высечь, бензин загорится.

«Не тужи, голова, все в щепы да в дрова!»

И для походного костра, и для сельской печки первое дело – дрова. В лесном краю их всегда хватало. Однако же хозяева, что жили с оглядкой и прикидкой, заботились о запасе топлива заранее. В Сибири, например, дроворуб (время заготовки дров) начинался уже в марте. Он считался той же страдой. «Не нарубишь до пахоты – так зиму сырником и будешь топить», – говорили селяне. Чем дальше в лес, тем больше дров. Те, кто постарше да посильнее, отправлялись рубить дрова на дальние лесные дровосечные участки (дровенища, дровосечища) ночи на три-четыре, а то и на неделю. «Муж по дрова, а жена со двора», – подзуживали заготовителей дров, что надолго отлучались из дому. Те лишь усмехались, перебрасывая с плеча на плечо прямое длинное топорище дровосечного топора – «дровянки» – будет жаркий огонь в печи, никуда от нее и жена не денется, от тепла тепла не ищут. «Не тужи, голова, все в щепы да в дрова!» – восклицали местные удальцы-дроворубы, отправляясь в лес. К заготовке дров подключалась и ребятня. Где дрова, там и щепа. Ею набивали корзины и мешки. А еще собирали валежник, ломали низкий сухостой – любое древесное топливо пригодится, все пережует огонь.

В каждом дворе было отведено специальное место для колки дров – дровокольня или дровосечище. Дрова кололи обычно в перерыве между другими делами. Для некоторых это была даже не работа, а удовольствие, разрядка, возможность продемонстрировать свою силу и удаль. Как правило, небольшой чурбачок с одного стремительного и точного удара с хрустом распадался на части.

Какие же древесные породы лучше всего годятся для дров? «Вербовые дрова и козий кожух выпустят пар и дух», – шутили в народе. Однако при нужде шли в дело и вербовые дрова. Для комнатных печей предпочтительнее дрова твердых пород (береза, акация), а для плит – мягких пород (сосна, ель). Для приготовления пищи на костре лучше сжигать дубовые, березовые сучья – они дают много тепла и меньше дымят. Отличное топливо – сухая ольха. Она горит медленно и жарко.

«Сучколом»

Обычно о том, кто испортил дело, говорят, что он «наломал дров». Дрова и для печки, и для костра, как известно, рубят. Однако как быть человеку, который очутился в лесу без топора? Что делать, если и топор под рукой, а подходящих для костра сухих веток не сыскать? Можно посоветовать использовать «сучколом». Об этом приспособлении мне рассказали на Сумщине. Представляет оно собой длинную жердь с загнутым концом (что-то похожее на чабанскую «герлыгу», которой ловят овец за ноги). Дело в том, что чаще дрова собирают внизу, а они «растут» на деревьях. Речь идет о сучьях, до которых не дотянуться рукой. Зато их легко можно достать «сучколомом». Зацепил, дернул, и сухая ветка у твоих ног. Так минут за двадцать на обжитой окраине леса, в лесопосадке можно насобирать гору отличных сухих дров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте