search
main
0

Живое дело – поиск

Известно, что если технико-технологический прогресс идет вперед, а нравственность падает, то общество движется скорее назад, нежели вперед. Этим постулатом вновь и вновь подчеркивается та истина, что ключевым в воспитывающем обучении должно оставаться формирование нравственных начал в человеке, понятий добра и зла, передаваемых от поколения к поколению. Среди них одно из базовых понятий и чувств – любовь к Родине, к тем трем березам, которые «при жизни никому нельзя отдать». С таким мироощущением связано и понимание человеческой жизни как высшей ценности. А кульминацией становится подвиг отдания жизни «за други своя, за землю родную». Все эти чувства укореняются в процессе сознательно выбранной добровольной деятельности по розыску и захоронению останков воинов, которые пали в Великой Отечественной войне, но до сей поры не нашли достойного упокоения. Ведь самый страшный и неопровержимый итог этой войны состоит в трагическом факте, которому мы все свидетели: около половины из тех, кто не вернулся с войны, числятся до сих пор пропавшими без вести. И это при условии, что в добровольное движение по розыску и захоронению павших воинов уже более полувека вовлечены тысячи добровольцев.

М​иссию исправления этой исторической несправедливости по собственной воле возложили на свои плечи энтузиасты-одиночки. Они очищали еще заминированные леса и поля от не захороненных должным образом останков павших, предавая их земле своими силами. Помогали им многие ветераны войны, успевшие посетить места прежних боев, где погибли их однополчане. Затем в это движение включились их дети, внуки, а теперь уже и правнуки фронтового поколения. Сотни тысяч фронтовых судеб воинов, не вернувшихся с войны, были установлены поисковиками-добровольцами и увековечены в региональных книгах памяти. Таким образом, тот груз ответственности, который сразу после войны не сумело взять на себя государство, приняло на свои плечи общество.  Поисковое движение – общественное движение граждан России, добровольно и безвозмездно решающих целый комплекс важнейших государственных задач. Среди них – обнаружение и захоронение не погребенных в годы Великой Отечественной войны останков павших воинов, установление их фронтовых судеб, возвращение из безвестности их имен и подвигов, увековечение памяти героев, уточнение или восстановление хода военно-исторических событий.  Феномен поискового движения и история его становления стали сегодня неотъемлемой частью истории страны, хотя само это явление возникло стихийно, как самодеятельное народное движение, в котором участвовали и продолжают участвовать представители всех поколений – от ветеранов Великой Отечественной войны до школьников. Сегодня можно констатировать, что добровольное поисковое движение имеет свою историю становления, свои этапы развития; оно постепенно приобрело и свою правовую базу. Подтверждением государственного признания поискового движения стал и Закон РФ от 14 января 1993 года «Об увековечении памяти погибших защитников Отечества», а также Указ Президента РФ от 22 января 2006 года «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», в настоящее время оно внесено в государственные программы патриотического воспитания молодежи.  В эту благородную работу уже много лет включены и учреждения профессионального образования Москвы, где бережно сохраняется память о выпускниках – известных людях, ветеранах войны и труда. Среди многих направлений воспитательной деятельности здесь важное место занимает работа по патриотическому воспитанию студентов, а пиком ее по общему признанию стала поисковая работа. Наиболее активными участниками поисково-исследовательской работы, в том числе и проведения полевых экспедиций на местах былых боев, являются колледжи №53 (поисковый отряд «Память Метростроя» – руководитель С.Куликов), №13 (поисковый отряд «Форпост» – руководитель С.Щербинин), №46 (поисковый отряд «Сыны России» – руководитель до недавнего времени В.Ликунов), №26 (поисковый отряд «Фронт» – руководитель М.Савинков), №20 (поисковый отряд «Дозор» – руководитель В.Ступаков). Под началом педагогов-наставников, среди которых воины-интернационалисты, офицеры запаса Вооруженных сил РФ, ведется кропотливое воспитание молодежи средствами поисковой деятельности. В поисковой работе, требующей терпения, упорства и даже мужества, день за днем происходит становление характера подростка и его личности в целом; постепенно формируются и совершенствуются разнообразные прикладные умения и навыки, а также – в не меньшей степени – интеллектуальные, познавательные умения, связанные со многими научными знаниями.  Это прежде всего прикладные умения или туристические навыки: грамотно, по всем правилам разбить лагерь экспедиции с ее непростым хозяйством, снаряжением и оборудованием; готовить в любую погоду пищу на костре; на деле усвоить нормы такого «полевого» общежития – необходимость соблюдать наряду с санитарными требования техники безопасности, что вызвано соседством со взрывоопасными предметами. Отсюда – многократное повышение ответственности всех и каждого за соблюдение сознательной дисциплины. Происходит ежедневная проверка характера и преодоление себя, что особенно значимо для городской молодежи, отвыкшей от существования в естественно-природных условиях.  Кроме бытовых умений воспитываются и специальные: первоначальные навыки археологических раскопок, в числе которых и навыки выявления, хранения и транспортировки найденных артефактов, а в необходимых случаях и их реставрации. Следует отметить, что каждая операция регламентируется особыми правилами.  Интеллектуальные навыки связаны с развитием познавательной сферы воспитанников, их постоянным упражнением в наблюдении, сравнении, сопоставлении фактов, умозаключении, умении делать прогноз, развитии реконструктивного воображения. Активному расширению кругозора юношей и девушек способствует и усвоение неформальных знаний из различных научных сфер, не отделимых от поисковой деятельности. Как видим, поисковая работа – это интереснейшая многогранная область деятельности, в которой сбалансированы теоретические и практические знания и умения.  Большая удача для поисковых отрядов – обнаружение солдатских медальонов, особенно если записи в них поддаются прочтению. Практика показывает, что медальоны при обнаружении останков погибших встречаются примерно у одного из десяти павших, а прочтению поддаются лишь немногие из них. Но важно, что в таких случаях воину будет возвращено его честное имя, что по ходатайству поисковиков военными комиссариатами конкретных регионов будет проведен переучет воинской судьбы – погиб, а не пропал без вести или сдался в плен, – с указанием места его захоронения, произведенного поисковиками. Такая работа проходит при содействии администраций региона, с участием местных жителей, с отданием воинских почестей и, как правило, с проведением церковной панихиды, которую служат местные священники. Стараниями поисковиков при помощи региональных СМИ могут быть разысканы родственники воина, им будет сообщено о месте его последнего упокоения. И многие родственники навещают вновь обретенные могилы, приезжая поклониться праху через полстраны.  В поисковой работе все пропускается через собственные руки и души. Так происходит изучение и сбережение по крупицам отечественной истории – это и есть реальный, действенный патриотизм в отличие от начетнических псевдопатриотических речей с различных трибун. Каждая сохраненная поисковиками судьба павшего воина дополняет отечественную историю, делает зримой минувшую эпоху через изучение ее конкретных фактов и деталей.  Кроме всего сказанного, исследование боевого пути воинских частей по материалам справочной литературы и документам военных архивов нередко приводит к выявлению и прояснению так называемых белых пятен в истории войны, что представляет несомненную ценность для исторической науки. Такое изучение, как и установление персональных фронтовых биографий, длится порой годами и позволяет прививать и развивать исследовательские навыки при наличии интереса к проблеме и волевых качеств у поисковиков-волонтеров.  Воссоздание фронтовых судеб участников Великой Отечественной войны происходит параллельно с установлением биографий их семей, удержавших тыл (промышленность и сельское хозяйство) на плечах вдов и подростков. Все это вместе и есть биография самой страны в один из тяжелейших периодов истории.  Педагогический выход, итог таков: происходит разностороннее развитие личности студентов, формирование их эмоционально-волевой сферы, нравственное возмужание, развитие познавательной активности, становление иерархии в системе духовных ценностей и подлинной гражданской зрелости. Патриотизм становится важнейшим мотивом социально значимой деятельности молодого человека и в последующие годы его самореализации – в течение всей жизни.  Все мы знаем, что только личность формирует личность. А потому подрастающему поколению необходимы мужественные, вдумчивые педагоги и старшие товарищи, чтобы воспитать волевых, ответственных и убежденных патриотов. Этой теме и был посвящен «круглый стол» «Становление патриотического самосознания студентов в процессе поисковой деятельности: опыт работы колледжей столицы», состоявшийся на базе колледжа метростроя №53. Он был организован лабораторией психологии и воспитания НИИРПО. Его организаторами были сотрудник НИИРПО Сергей Садовников, заведующий сектором музея, руководитель поискового отряда «Память Метростроя» Сергей Куликов.  В работе «круглого стола» приняли участие представители восьми колледжей Москвы – руководители структурных подразделений, педагоги дополнительного образования, руководители музеев, мастера производственного обучения, педагоги-психологи, а также студенты колледжей – молодые поисковики. В ходе ярких, информативно насыщенных выступлений с показом презентаций и видеофильмов состоялся обмен опытом, были обозначены проблемы и перспективы развития поискового движения в колледжах Москвы. Со всей серьезностью и болью говорилось о слабой поддержке этого направления со стороны администраций разного уровня: недостаточность финансирования на организацию поисковых экспедиций (питание, обмундирование, транспорт, снаряжение и техническое оснащение). А ведь известно, что от грамотной и качественной организации подготовительных работ во многом зависит результативность самой экспедиции, а также здоровье и безопасность ее участников.  По результатам докладов, выступлений и обмена мнениями участники «круглого стола» приняли рекомендации:  – ввиду высокого потенциала поисковой работы в деле сохранения исторической памяти народа и становления патриотического самосознания студентов профессиональных колледжей сделать подобные рабочие встречи поисковиков и всех заинтересованных педагогов и студентов регулярными (раз в 2-3 месяца);  –    укреплять взаимодействие между поисковыми отрядами и объединениями Москвы и регионов Российской Федерации, в том числе и между учреждениями профессионального образования;  – расширять обмен накопленным опытом по розыску советских воинов, пропавших без вести и погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, и увековечению их памяти;  – усилить научно-методическое обеспечение поисковых работ, создав рабочую группу из опытных руководителей поисковых организаций колледжей, ученых-консультантов для реализации системного подхода в поисковой работе;  – активнее привлекать к сотрудничеству заместителей директоров колледжей по учебно-воспитательной работе, педагогов-психологов колледжей для психолого-педагогической поддержки участников поисковых отрядов и объединений, в том числе и в период проведения полевых поисковых работ на местности;  – продолжать сотрудничество с редакционными коллегиями Книги Памяти Российской Федерации, в частности Москвы, Московской, Калужской, Брянской и других областей;  – шире пропагандировать поисковую работу как добровольческую безвозмездную деятельность, проводимую в колледжах Москвы; готовить соответствующие материалы об этом для СМИ;  – повышать военно-мемориальную культуру учащихся и студентов, приобщая их к участию в патриотических акциях, встречах, конференциях, маршах.  Можно сделать вывод о колоссальном воспитательном ресурсе этого живого дела, которое стало уникальной формой реального сотрудничества всех поколений, если не умерщвлять его формализмом, начетничеством, показухой. Оно может стать одним из рычагов нравственного оздоровления современного российского общества – в противовес многим негативным явлениям, уже укоренившимся в молодежной среде. Сергей Садовников, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии и воспитания  НИИРПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте