Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Связь времен

Живая память: прошлое ради будущего

УГ - Москва, №03 от 19 января 2021. Читать номер
Автор:

Проект измайловской школы №1508 «Живая память: прошлое ради будущего», способствуя реализации требований ФГОС, представляет школьный музей боевой славы как универсальное, открытое, интер­активное образовательное пространство – ресурс для воплощения инновационных подходов в учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения. Особую актуальность подобный опыт обретает в контексте формирования и развития исторического, социально ориентированного, нравственного и гражданского сознания современной молодежи, детей и подростков.

Сегодня целью школы является передача новым поколениям некоего культурного кода, уникального опыта, для того чтобы обеспечить осознание молодыми людьми своей духовной идентичности в контексте истории и традиционных национальных ценностей. Это особенно важно в поликультурном пространстве современных реалий.

Федеральный государственный образовательный стандарт не только ставит перед нами новые важные задачи, но и открывает широкое пространство для творческого поиска инновационных решений. Поэтому опыт, накопленный нашей школой в организации проектной, исследовательской, воспитательной работы, мы трансформировали в современный образовательный интерактивный проект, ориентированный на вовлеченность всех его участников.

Школьный музей – неоценимый ресурс для формирования пространства культурного, нравственного, интеллектуального развития молодежи. Сегодня в нашем музее четвертой инженерно-саперной Уманской Красно­знаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады мы создали возможности для проведения предметных и межпредметных уроков, метапредметных занятий, интерактивных экскурсионных проектов и участия в городском олимпиадном движении «Музеи. Парки. Усадьбы». Мы гордимся традициями нашей школы, связанными с музейной работой, продолжаем развивать проектные технологии обучения и активно внедряем деятельностный подход в образовательное и воспитательное пространство. Мы сделали школьный музей открытым, понятным, своим для каждого ученика.

Наш музей принципиально открыт для любой области знаний. Например, дошкольники и ученики начальной школы, переступая его порог, знакомятся с экспозицией, слушая активистов музея – учащихся средней школы: экскурсии и интерактивные проекты музея создают (от выбора материала до текста) сами ребята начиная с седьмого класса. Курирующие проект учителя-предметники и педагоги-организаторы готовят вместе с ними каждое мероприятие как соавторы.

Для учащихся пятых классов проводятся в стенах музея уроки истории, словесности, межпредметные уроки, классные часы.

Для учащихся шестых и седьмых классов организуются уроки русского языка по стилистике. Изучая музейные экспонаты, работая с документами, ребята учатся находить элементы, указывающие на стиль речи, знакомятся с оформлением приказов, донесений, с трепетом читают письма с фронта, стихи военного времени. У каждого ученика есть возможность прикоснуться к живой истории в процессе проведения содержательного анализа музейных документов и выявления в них языковых средств.

Знакомясь с творчеством Александра Трифоновича Твардовского, восьмиклассники проводят в музее один из уроков литературы, для которого в нем есть тематическое образовательное пространство – панорама «Форсирование Днепра». Наглядно-иллюстративным материалом для этого урока являются предметы и документы музейной экспозиции, благодаря которым словарная работа к поэме «Василий Теркин» становится живым интерактивным проектом.

Шестиклассники приходят в музей, в частности, на уроки географии, знакомясь с реками Евразии. Им предлагается игровая ситуация (в музее это «боевая задача»), когда инженеры-разведчики должны изучить русла Днепра, Дуная, Вислы, чтобы обеспечить успешное форсирование водной преграды с минимальными потерями.

Ученики седьмых классов на музейном уроке обществознания работают с документами «Воинская присяга», «Воинский устав» (тексты таких документов 40‑х годов хранятся в музейной библиотечке), изучают хранящиеся в музее подлинные плакаты тех лет, а в конце урока делают вывод о том, почему защита Отечества – одновременно долг и обязанность каждого гражданина.

На основе справочных материалов по воинской службе семиклассники решали математические задачи, связанные со строительством оборонительных укреплений, мостов и переправ. Был у них и урок, посвященный Курской битве. С помощью подлинных военных карт учащиеся рассматривали вопросы, которые на местности решались нашим командованием во время наступления. Математические методы ребята применяли и для того, чтобы решить задачи, связанные с фронтом и тылом. Они понимали, что для ведения военных действий привлекались все достижения науки, в частности математика в самых разных ее аспектах.

Перевод в цифровой формат оригинальных экспонатов и сохранение их в виртуальном пространстве позволят посетить наш музей всем, кому интересна история Великой Отечественной войны. Они станут доступны будущим поколениям и сохранятся в том виде, в каком были доступны нам в реальном времени. Кроме того, перевод экспозиции музея с помощью 3D-моделей в цифровой формат позволит существенно расширить возможности взаимодействия с другими музеями страны и пополнить коллекцию новыми экспонатами, связанными с историей бригады.

Для пилотного проекта по созданию цифровых моделей экспонатов музея мы выбрали три модели российских касок.

В 9-10‑х классах музей – постоянное открытое учебное пространство для уроков истории, посвященных теме Великой Отечественной войны, например, там проводятся уроки «Начало Великой Отечественной войны», «Немецкое наступление 1942 года» и «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

Наши учителя английского языка используют возможности, которые предоставляет музей, для развития иноязычной коммуникативной компетенции. Эта направленность сформировалась несколько десятилетий назад, когда наша школа была активным членом Советско-шотландского общества дружбы и ежегодно принимала делегации из Великобритании, других стран Европы и Азии. В книге отзывов музея можно прочитать слова благодарности на многих языках мира. Умение представлять нашу страну, ее историю и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения всегда было одним из приоритетов кафедры иностранных языков. Для совершенствования социокультурных знаний и умений обучающихся в уроки включен базовый лексический и грамматический материал по темам «Традиции нашей школы», «Вклад саперов в историю Великой Отечественной войны». Лекционная группа восьмиклассников проводит обзорную экскурсию на английском языке по музею 4‑й инженерно-саперной бригады для учащихся и зарубежных гостей нашей школы.

В кадетских классах нашего комплекса деятельность музея традиционно имеет особое значение: это важная составляющая работы по формированию у учащихся причастности к великой истории страны, сохранению исторической памяти.

Педагогическая составляющая работы музея принципиально построена не в традиционной вертикали «педагог – ученики», а в полинаправленном пространстве «учащиеся – родители – учителя – ветераны – представители других образовательных организаций», причем взаимодействие здесь строится в контексте естественной коммуникации на основе совместной деятельности.

Для нас очень важно, что непосредственная активная деятельность учащихся, связанная с музеем, осуществляется на всех ее этапах и во всех сферах: сбор материалов и обновление фонда, обмен опытом, подготовка и проведение экскурсий, участие в разработке уроков, поддержание личных контактов с представителями ветеранских организаций.

Наш музей является активным участником городского проекта «Музеи. Парки. Усадьбы». В сетевом формате мы взаимодействуем со всеми, кто интересуется нашей работой, участвуем в формировании межрайонного и городского образовательного пространства.

В преддверии семьдесят шестой годовщины Великой Победы мы понимаем, что прошлое – органичная часть настоящего и будущего. Оно живо и неразрывно с нами, пока мы это осознаем. В музейном образовательном пространстве мы не только формируем и развиваем у наших учеников историческое мышление и гражданское самосознание, но и решаем учебные предметные и метапредметные задачи, воспитывая патриотизм, духовность, формируя устойчивые нравственные принципы.

Милана АРЗУМАНЯН, заместитель директора по учебно-воспитательной работе измайловской школы №1508


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt