search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В школьных уроках появятся видеоматериалы
0

Живая мотивация. или Московский лектор в сельской школе Поволжья

Ясным осенним днем 28 сентября после уроков, едва стихли голоса школьников в Тимашевской школе Самарской области, начали собираться учителя. Причина была веская – обучающий семинар, лектор – ученый московского Федерального института развития образования Всеволод Николаевич Зайцев, легенда российской педагогики. Тема семинара – «Практическая дидактика».

Полностью материалы полос о Конференции приведены в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Тимашевская СОШ «Образовательный центр» – это школа, где работают учителя с высокой мотивацией к обучению, к познанию его новых форм, приемов. В январе 2007 года школа стала победителем регионального конкурса «Лучшая школа Самарской области». Однако учителя, а здесь три победителя конкурса «Лучший учитель России» 2006 – 2007 годов, обладатели грантов районного конкурса среди учителей, участники и победители других состязаний, продолжают активно обучаться.

Лектор обозначил структуру семинара: диагностический инструментарий, закономерности, технологии – с позиции своего видения, опирающегося на многолетний исследовательский опыт. Тематика отличалась новизной: предоставлялась информация, еще не вошедшая в вузовские учебники. Но большей частью говорилось об основах, на которых базируется образование: интеграция, гуманизация (усиление внимания к личности), дифференциация и технологичность.

Большое внимание лектор уделил деятельности классных руководителей, методам диагностики, которые позволят отслеживать развитие как классного коллектива, так и каждого ученика в отдельности. Затем речь пошла об обучении в младших классах. Педагогам напомнили, что развитие ребенка возможно только на основе глубоких и прочных знаний и умений. На выходе из младшей школы хорошист должен читать не менее 120 слов в минуту, разумеется, осмысленно, при госстандарте – 90 слов. Этот факт вызвал горячее обсуждение слушателей во время перерыва. Пришли к выводу о необходимости дифференцированных нормативов для оценки общеучебных умений.

В конце лекционного дня ученый проводил обратную связь с аудиторией – участники семинара высказывали сомнения, задавали вопросы, выставляли оценки представленному материалу. На вопрос о необходимой скорости чтения В.Н.Зайцев метко заметил: «Слишком мягкие нормативы создают иллюзию благополучия». В его исследовательской деятельности немало примеров, когда качество знаний оценено выше 60 процентов, а на деле хорошистов, читающих 120 слов в минуту, не более 35 процентов. Такие факты заставили задуматься многих, ведь подобное исследование в учреждениях образовательного округа, а возможно и области, пока не проводилось.

В ходе анализа графиков в таблицы вносились данные местной школы, что вызвало особо живой интерес. Результат педагогов порадовал – уровень обученности наших детей оказался не хуже, чем в гимназиях другого региона. Здесь же говорилось о том, что важна годовая сохранность качества обучения, которая должна составлять не менее 90 процентов.

Лектор говорил о важности домашних заданий как тренировочных упражнений и о том, что обучение не должно заканчиваться после выхода учеников за стены школы. Интересной показалась мысль об иллюстрировании тетрадей. В.Н.Зайцев предлагает на некоторых предметах позволять иллюстрировать тетради, благо что в век компьютерных технологий и всевозможной копировальной техники это не проблема. Такой подход должен вызвать интерес к предметам, стимулировать творчество учащихся.

Насущным оказался и вопрос о селективном подборе классов. Повсеместно существующая практика создавать «сильные» и «слабые» классы, по мнению многих исследователей, приводит к спаду качества и в тех и в других. «Селекция приводит к разрушению образования» – такой вывод сделало ЮНЕСКО на основе исследований в десятках стран мира.

В течение трехдневного семинара слушатели – 60 педагогов Тимашевской средней школы, отрадненской школы №4 и Мухановской основной школы – были смотивированы на применение технологии обучения, представленной В.Н.Зайцевым.

Вера ОСТАПЕНКО, учитель географии Тимашевского образовательного центра, редактор школьной газеты «Тандем», Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте