search
main
0

«Живая классика» все еще жива

Завершился школьный этап Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». Ребята из России и еще восьми стран в течение двух недель боролись за право представлять родную школу на следующем этапе соревнования.

Школьники дальнего и ближнего зарубежья впервые принимают участие в «Живой классике», а вот ученики Центра образования №1449 в этом деле уже не новички. В прошлом году шестикласснице Кристине Лавшук удалось дойти до финала конкурса. Поэтому именно она открыла «Живую классику-2013», передавая эстафету новым конкурсантам. Вся в белом, взмахнув руками словно крыльями, Кристина прочитала сказку Льва Толстого «Лебеди».«Он поднимался выше и выше и полетел один над темными всколыхнувшимися волнами», – заканчивает Кристина рассказ о лебеде, который выстоял и не сдался стихии. Выступление задает тон конкурсу и призывает участников собраться и выступить как можно лучше. И ребята стараются. Таня Фомина бойко разыгрывает по ролям сказку Мамина-Сибиряка «Козявочка»: она и Козявочка, и Цветочек, и Червячок, и все у нее получается замечательно. Ксюша Сурикова читает рассказ Валентины Осеевой «Отомстила», держится на сцене уверенно, а после спускается в зал и плачет – растрогало произведение. Выступать на публике непросто, ребята волнуются. Родион Мазаев читает рассказ Пауло Коэльо «Секрет счастья» и сбивается. «Спасибо», – говорит ему преподаватель и предлагает спуститься в зал. «Я еще не закончил», – отвечает Родион и достойно заканчивает выступление. Зрители дружно хлопают, оценив его мужество. Удивляет Рамиля Муртазина с притчей Леонардо да Винчи «Черемуха и дрозды»: даже в жюри не все знали, что великий итальянец был еще и писателем.Все 18 участников чувствуют свои тексты и понимают, о чем рассказывают. Жюри ставит высокие баллы за артистизм и глубину проникновения в текст. Но есть еще один важный пункт в системе оценки – выбор произведения. Школьники должны исполнить отрывок из любимой книги, и согласно Положению о конкурсе произведение должно быть вне школьной программы. Самые популярные темы выступлений в ЦО №1449 – природа и поучительные рассказы о жизни. Из романтики – рассказ «Письмо любимой» Василия Шукшина и пара отрывков из произведений Грина.Действительно, все прочитанное – вне школьной программы. Но могут ли ребята назвать эти произведения любимыми? Данила Касаткин читает рассказ «Воробей и ласточка» Льва Толстого. Когда мальчика спрашивают, какие еще произведения писателя он знает, Данила растерянно молчит. Рассказ для него выбрала учительница, но нужно признать, что выбрала очень точно. Равно как и для Тани Фоминой. «Козявочка – это прямо про меня», – говорит все и всегда успевающая отличница Таня. «И мой рассказ – про меня, про мой въедливый характер», – добавляет даже с виду шустрый Дима Каранадаев, исполнивший по совету учительницы рассказ «Петька-микроб» Григория Остера.«Современные дети читают, но больше детективы и фэнтези, внимание многих надо переключить на другие книги, причем не только для конкурса. Это повод расширить читательские интересы школьников», – объясняет словесник Оксана Еливанова. «Живая классика» хороша еще и тем, что не только участники состязаний, но и зрители в зале слушают в исполнении сверстников качественную литературу. Такие уроки не проходят бесследно», – добавляет зам. директора по дополнительному образованию Валентина Сердюк.Эмблема «Живой классики» – юный человек, плывущий на книге, как на плоту, по реке жизни, – кажется этим педагогам весьма точной. В этом учебном центре многое делают для того, чтобы именно так воспринимали книгу ребята. В гости к детям нередко приходят современные поэты и писатели: уже прошли встречи с Юрием Поляковым, Виктором Липатовым, Алексеем Пьяновым, Владимиром Прониным, Виктором Луниным, постоянный гость здесь настоящий друг школы на протяжении 10 лет писатель Виктор Широков, который и помогает в организации этих встреч. Все это – и рукописный журнал «Ямб» (Я Могу Больше), и литературный музей «Автограф», и конкурс «Живая классика» – дороги, пути, тропинки к книге.Чтобы проложить их к современным «компьютерным» детям, нужно по-настоящему стараться, вот и «Живая классика» в этом году придумала два новых соревнования, сопутствующих конкурсу чтецов. Первый из них – веселый и шутливый – «Чтение под одеялом». Участникам предлагают в прямом смысле залезть под одеяло и в этих необычных условиях записать на видео декламацию отрывка из любимого прозаического произведения. Сейчас конкурс в самом разгаре, видеозаписи можно присылать до 20 апреля. Победителя пригласят в Москву и наградят планшетом. Второй конкурс организован специально для семиклассников. Им предлагают написать эссе о любимом произведении, то есть объясниться в любви к литературе письменно. Это выход на новый уровень в общении с книгой. При художественном чтении ребенок учится чувствовать произведение, сопереживать героям, при написании эссе – анализировать текст, выявлять его тему, идею, проблему. «Живая классика-7» – это обращение ко всем школьникам, а особенно к бывшим участникам конкурса чтецов. Это напоминание: литература не только урок в расписании, здесь много интересного и неизведанного, каждый найдет что-то для себя как в сочинении, так и в художественной декламации.«Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно», – эти малоизвестные строки Александра Сергеевича Пушкина привлекают внимание всех, кто приходит в кабинет литературы Центра образования №1449. Пусть Таня Фомина, Дима Карандаев и Ксения Сурикова, победившие в школьном этапе Международного конкурса юных чтецов «Живая классика», выступят в следующем окружном туре именно с таким напутствием. Тогда и победа, и проигрыш не будут главным, потому что главным будет полученное знание и уже не покидающий их интерес к книге.Екатерина МАРЕЕВАОт того, как пройдет школьный тур, зависит успех и районного, и городского этапов. Посмотреть, как ребята начинают свое путешествие с «Живой классикой», мы отправились в общеобразовательную школу №753.Один за другим звучат чистые детские голоса. Шестиклассники, почти все, читают произведения И.Шмелева. И не потому что им навязали, просто ребята решили создать единое настроение этих чтений и выбрали полюбившиеся произведения одного автора, которого проходили на уроках внеклассного чтения. Для них это не только конкурс, но еще и выступление для своих зрителей, то есть общее дело. Только одна девочка Лера читает рассказ Зощенко – «Золотые слова», про Лелю и Миньку. Она выбрала его с родителями, потому что «веселым показался», и это правда понятный, детский рассказ.В программке конкурса после «конкурсантов» следуют загадочные «дебютанты». Ими оказываются пятиклассники – ребятишки, которым предстоит участвовать в конкурсе юных чтецов в следующем году, а они готовятся уже сейчас. Пока члены жюри совещаются, на яркий ковер библиотеки выходит Наташа Кудашова, она читает рассказ Паустовского «Кот-ворюга». Девочка очень волнуется, но голос у нее живой, в нем слышатся все интонации рассказа. Пятиклассники тоже читают произведения одного автора – Дима Слепов подражает басу мишки из рассказа «Дремучий медведь», а Артем Автайкин рисует романтическую картину осени, читая «Желтый свет» – если остальные рассказы можно назвать скорее детскими, то этот наполнен тишиной и настроением неторопливой созерцательности. Не посчитать его скучным в детстве может только тот, кто уже владеет умением глубоко и сосредоточенно читать. Как оказалось, Артем и правда один из тех детей, кто с книгами не расстается с детства. Научившись читать в возрасте четырех лет, сейчас он уже взахлеб читает французских классиков – Александра Дюма и Жюля Верна.Пока выступали пятиклассники, решалась судьба шестиклассников. Наградили всех – таков принцип этой школы. Для каждого участника нашлись диплом и самый ценный подарок, который может быть в стенах библиотеки, – книга. Впрочем, получить приз в этом году, можно поучаствовав в новой номинации конкурса «Живая классика-7». В нем могут принять участие не только шестиклассники, но и учащиеся седьмых классов. Задача конкурса – написать двухстраничное эссе о любимом произведении.Судейство было строгим: вместо трех победителей выбрали одного, но с «гарантией»: победу дали Азалии Сайфутдиновой – тоненькой девочке с двумя светлыми хвостиками, которая милым нежным голоском рассказывала «Как мы открывали Пушкина».Завершился конкурс показом работ старшеклассников – видеоклипов, снятых или смонтированных из кинокадров по мотивам стихотворений известных поэтов. Были представлены «Зеркало» Максимилиана Волошина и «Маленький человек» Роберта Рождественского. Оказалось, что это не единственное начинание этой школы, связанное с литературой, а лишь одна из форм работы с книгой, с помощью которой дети познают и российскую, и зарубежную классику.Приобщение ребят к чтению в школе – целая система, многосторонний процесс. Тут есть традиция проведения «литературных гостиных», которые ребята тоже готовят сами, причем для себя. Кроме того, школа принимает «литературных» гостей – артистов театра, которые читают вслух произведения, и писателей, которые рассказывают о своем творчестве. При этом к таким встречам готовятся заранее. Ведь, как утверждает библиотекарь школы, очень важно, чтобы дети понимали, кто перед ними, могли вести диалог, а не просто слушать, только тогда встреча будет плодотворной, запоминающейся и обоюдно интересной и для гостя, и для детей. В школе побывали Тамара Крюкова, Сергей Белорусец, а Вадим Левин провел мастер-класс «Как писать стихи». На службе знакомства с книгой в этой школе состоят и новые технологии – недавно здесь ввели практику телемостов. Так дети познакомились с поэзией Олега Бундура и с ним самим по Skype!Подобные литературные мероприятия происходили в школе не всегда. Начались они два года назад – тогда, когда в школу пришла работать библиотекарь Марина Гавриловна. Ее энергичная деятельность и неиссякаемая на выдумки фантазия превратили библиотеку в центр общественной жизни школы. Благодаря ей в библиотеке поселился Мишаня – любимый герой первоклашек. Этот большой плюшевый медведь, буквально сошедший со страниц букваря, сидит во главе класса грамматики и помогает только пришедшим в школу ребятишкам с 1 сентября и до февральского Праздника прощания с букварем. Выполнив свой долг, он возвращается в библиотеку и ждет следующих первоклашек. Теперь библиотека – уютное досуговое местечко, куда первоклашки прибегают к Мишане, а старшие ребята приходят подобрать книжку или просто пообщаться. Помню по своей школе – в библиотеке всегда было тихо и пусто, туда заходили только в случае острой необходимости, счастье, что времена меняются. Конкурс «Живая классика» значит очень много для детского литературного мира, но и он не может изменить этот мир в одиночку. Ему нужны вот такие энтузиасты – люди, которые способны вдохновлять и оживлять. Те, кто помогает детям обратить внимание на то, что действительно важно.Татьяна НИКИТИНАмомента запуска II Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» на сайте проекта появился счетчик, который отсчитывает время до начала туров. 1 февраля счетчик показывал «До школьного тура осталось 0 дней». Значит, в школах, лицеях, гимназиях начались выступления шестиклассников, из которых только трое лучших будут удостоены права защищать честь своей школы на районном этапе конкурса в марте.По условиям конкурса нужно выбрать отрывок из любого понравившегося прозаического произведения (во внимание принимаются и русские, и зарубежные авторы). Нововведение конкурса этого года – выбранное произведение должно быть вне школьной программы. Литература из школьной программы – это одно из того немного, что нельзя. Разрешено многое: выступать в костюме, декламировать отрывок под музыкальное сопровождение и даже читать с листа! Все это кажется легко, когда наблюдаешь читающих ребят из зала. Но если приглядеться, у одного немного сорвался голос и он от волнения забывает правильно ставить логические ударения, а у другого дрожит в руках книга. Мелочи? Возможно. Но это лишь часть работы, в которой участвуют преподаватель, библиотекарь и ребенок. Ради того чтобы убедиться в этом, стоит заглянуть за кулисы школы №2034, где 14 февраля прошел первый этап II Всероссийского конкурса «Живая классика».«Меня часто спрашивают, где же мы находим таких талантливых, – рассказывает при личной беседе преподаватель русского языка и литературы Галина Рогач, – а я отвечаю, что нигде не находим, сами тут выращиваем». А это совсем не просто. Школа №2034 молодая, ее открыли всего 4 года назад, то есть нынешние шестиклассники начинали обучение в других школах. Возникали проблемы и в различии требований, и в сложности подхода к ребятам. Подготовка к конкурсу «Живая классика» тоже не была легкой. Интересно, что выступали в основном девчонки – их было 11, а мальчиков всего двое. Учителя смеются: «Это они только в классе шумные и языкастые, а на сцену стесняются выходить». Помочь побороть страх перед сценой – задача преподавателя. Важно поддержать школьника, когда он волнуется. Наверное, поэтому так приятны были напутственные слова Галины Николаевны, обращенные к ребятам.Одним из критериев оценки выступления был выбор самого отрывка. Очень часто старший наставник допускал ошибку: в желании помочь ребенку разобраться в многообразии произведений он невольно навязывал свое мнение. На вопрос, как обошли подводные камни в школе №2034, классный руководитель 6-го «Б» Елена Николаевна ответила, что книги шестиклассники выбирали сами, а вот с эпизодом возникали большие сложности. «У них глаза разбегаются», – продолжает Елена Николаевна. Конечно, здесь уже требовалась осторожная помощь преподавателя.Литературные сюжеты, которые облюбовали юные читатели, порадовали своим соответствием их возрасту. То есть дети читают то, что положено читать в их возрасте: Грина, Конана Дойла, О.Генри. Они полностью понимают смысл этих произведений, видно, что выбирали самостоятельно. Даже у Льва Толстого, казалось бы, такого непростого для понимания автора, Настя Бакланова отметила «Собаку Якова». Тема знакома и близка и детям, и взрослым. Это произведение о преданности человеку его четверолапого друга, о том, как сам человек часто пренебрегает этой дружбой. «Алые паруса» Александра Грина прозвучали за эти полтора часа три раза. Один из них – разговор старого Эгля и Ассоль – представил мальчик по имени Артем Данилюк. «Это же мне не только за автора читать надо, но и за двух героев…» – беспокоился он перед выступлением, а на сцене пытался передать интонации и старика, и девочки с «пушистой головой».Юные шестиклассницы в основном выбирали истории о любви, кажущейся такой трогательной и чистой, когда тебе всего 12 лет. А в музыкальном номере, который открывал конкурс, была показана другая любовь. Девочка из 9-го класса исполнила песню Ирины Шведовой «Афганский белый танец» – песню о «недождавшейся русской невесте» – 15 февраля был день вывода войск из Афганистана. Платье у нее было белое и изящное, как цветок, а вот слова песни были почти страшные, не сочетающиеся с этим нежным обликом, так живо переносящие нас в безжалостную войну 80-х годов…В каждом ребенке, подростке есть своя изюминка, какая-то необычная черта. Вот, например, в школе №2034 учится десятиклассник, который, как говорят, «в образ Пушкина вошел и так до сих пор и не вышел». Он старается поддерживать не только внешнюю схожесть, но и потрясающе, с необыкновенным вдохновением читает стихи. Этот «маленький Пушкин» был одним из членов жюри. Кстати, о жюри. Как всегда, перед ним стояла очень сложная задача, с которой оно справилось, выделив четырех участников вместо трех. Это обычная ситуация на школьных, районных, и даже городских турах – невозможно разделить всего три места, когда так много замечательно читающих ребят. Именно поэтому все без исключения понимают это мероприятие гораздо шире, чем просто конкурс, это перемена жизни. «Литература открывает тебе глаза на самого себя», – сказали в беседе ребята после выступления. И в этом познании себя и мира вокруг большую роль играют приобретенные знания, а не награды. Хотя призы – это тоже хорошо.Прошли школьные туры. Теперь на счетчике конкурса другие показатели: март – время районного тура «Живой классики».Мария НИКИТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте