search
main
0

Живая история

​«Мы живем, потому что они победили. И они будут жить, пока мы о них помним», – эти слова ребята из школы №73 города Воронежа впервые увидели во время экскурсии по своему школьному музею на большом баннере, в основе которого – фотография Бранденбургских ворот. Причем не скаченная из Интернета, а оригинальная, сделанная в Берлине 21 мая 1945 года бабушкой и дедушкой одного из учеников. Оба они были военными корреспондентами, и через несколько десятилетий после победы семья передала в школу свою реликвию – альбом фотографий, датированных 1942-1945 годами.- Мы взяли это фото, – рассказывает член совета школьного музея, учитель истории и обществознания Светлана Горбанева, – сами придумали слоган и напечатали вот такой замечательный баннер. Ребята им очень гордятся.

Как создавался музей73‑я школа Воронежа была открыта в 1967 году, это одна из крупных школ города, сегодня здесь 1326 учеников. В 1981 году в школе появился музей литовской литературы, искусства и культуры имени Юлюса Янониса. Откуда взялось такое чудо в центрально-черноземном сердце России, объясняется довольно просто: началом создания музея был вопрос от воронежской писательницы Ольги Капитоновны Кретовой, пользовавшейся в советское время большим авторитетом. Вопрос простой: почему в школе, расположенной на улице имени Юлюса Янониса, до сих пор нет музея, посвященного творчеству литовского поэта-революционера? Тем более что в годы Первой мировой войны он вместе с другими своими земляками был эвакуирован в Воронеж из Литвы. Так в воронежской школе был открыт музей литовской культуры, в котором до сих пор бережно хранятся и национальная одежда литовцев, и стенды, посвященные Янонису и литовской культуре. Одно время в школе даже изучался литовский язык, и были соответствующие преподаватели. Последними активными шагами на сближение Воронежа с братской некогда республикой стал приезд делегации Литвы в 2006 году и посещение школы, а в 2007‑м воронежская делегация нанесла ответный визит в Литву.- Встречали нас прекрасно, – говорит Светлана Анатольевна, – на уровне человеческого общения было просто восхитительно, но дальше этого не пошло. Тем не менее мы все равно оставляем эту страницу в работе нашего музея, потому что теперь все это уже часть истории школы.Именно школьная история, по словам членов совета музея, стала еще одним направлением их работы. В совете музея кроме Светланы Горбаневой еще два сотрудника – учитель русского языка и литературы Ольга Николаевна Заскина и учитель истории и обществознания Екатерина Сергеевна Головнева. Четкого разделения, кто по какому направлению работает, у них нет – все помогают каждому. В этом году школа отмечает 50‑летний юбилей, и к нему общими усилиями подготовили большую выставку и целый ряд экскурсий. Выставку назвали «Школьное детство»: оформили каждую витрину экспонатами и документами из школьной истории, подготовили экскурсоводов – в среднем 30-32 минуты заняла устная часть с рассказом и показом каждой витрины, а их в главном кабинете музея и в большой музейной рекреации более десяти. Когда закончился рассказ, началась интерактивная часть, во время которой можно было поиграть в «резиночки» и расчерченные тут же на полу «классики». Можно было спеть пионерские песни, почитать и подержать в руках «Пионерскую правду», журнал «Мурзилка», послушать о пионерах-героях и посмотреть старые диафильмы.Ученицы 8‑го класса Ксения Васильева, Дарья Кудинова, Полина Орехова и Анастасия Саратова рассказали, как готовили свои экскурсии и почему выбрали такие темы. Оказалось, что, по мнению девочек, у пионеров была очень интересная форма с галстуками, а еще с белыми праздничными и черными повседневными фартуками. Что когда открывалась школа, за партами сидели многие из тех, кто сегодня ведет у них уроки. Что игры тогда были гораздо интереснее, даже в «классики» играли «биткой» – специальной банкой с песком, которую надо было бросать и передвигать ногой по расчерченным квадратам. «Это же намного интереснее, чем просто прыгать по квадратам!». Еще один признак «старины» – длиннющие шпаргалки: «Сегодня мы такие не делаем, у нас шпаргалки малюсенькие, и пишем мы их в основном на руках или на маленьких бумажечках».Я спросила у девочек, готовятся ли они быть экскурсоводами на большой выставке через два года, когда будет отмечаться 75‑летие Победы в Великой Отечественной войне. У школьного музея есть традиция каждые пять лет организовывать новую большую экспозицию, посвященную юбилею Победы. Военно-патриотическое направление уже давно стало ведущим направлением в работе музея.- Конечно, мы готовы! Три года назад, на 70‑летие, мы уже участвовали в подготовке и оформлении выставки, написали работы о своих прадедушках и прабабушках – ветеранах войны. Так мы сделали свой «Бессмертный полк», только в школьном музее – на бумаге и на стендах.Анастасия Саратова рассказала, что они тогда всей семьей искали хоть какую-нибудь информацию о прапрадедушке, который пропал без вести на войне. В музее узнали, на какие сайты надо обращаться, как ищут другие, потом провели такую же работу и нашли сведения о своем ветеране. Теперь этот материал Настя готовит для большой выставки, которая будет приурочена к 75‑летию Победы.Память всегда рядомВ 2015‑м школьный музей подготовил и реализовал большой проект под названием «Подвиг прадедов». А началось все десять лет назад, когда совет музея попросил учеников поделиться воспоминаниями о дедах-прадедах, воевавших в Великую Отечественную войну. Сделали трафарет-основу, по которому каждый ребенок и каждый учитель мог рассказать о своем родственнике-герое. Так возник их Бессмертный полк. Каждый год он пополняется, потому что каждый год в музей приходят новые пяти-шестиклассники, и каждый загорается желанием рассказать о своем родном герое, защищавшем мир от фашизма. В фондах музея уже около 700 таких рассказов. Почему не кончается эта река памяти? Возможно, потому, что Интернет и новые информационные технологии настолько спрессовали время и пространство, и нам сегодня так легко общаться через сотни тысяч километров, что кажется, еще чуть-чуть, и время тоже покорится, и мы сможем почти запросто поговорить с нашими прадедами, задать им самые главные вопросы и получить самые-самые важные ответы. Почему вы не боялись умирать? Откуда вы брали силы, чтобы выпрямляться и идти вперед под ливнем пуль и грохотом снарядов? Думали ли вы о нас, своих потомках, в часы затишья между боями? И что давало вам надежду?..Говорит Светлана Горбанева:- В этом проекте все равны! И директор писал о своих родных, и завучи, и учителя, и дети. На стендах мы размещаем эти воспоминания, а в самих витринах у нас находятся экспонаты и «грозный металл войны». Это каски, осколки гранат и патронов, фрагменты винтовок и автоматов, которые были найдены в лесах и полях, на дачах и огородах Воронежской области, в селах, где гремели бои. Есть также уникальные семейные реликвии, бережно сохраненные и передающиеся по наследству – почтовые «треугольнички», похоронки, даже молитва-заговор, которая была вложена в книжку красноармейца. Все документы – подлинники, некоторые мы берем на время выставки, потом возвращаем владельцам.Началось все с объявления по школе и рассказа о нашем проекте. Когда дети узнали, сами стали нести нам будущие экспонаты – самый большой стол в кабинете весь был заполнен «железками». С первого взгляда иногда даже было непонятно, имеют они отношение к войне или нет. Но наши старшеклассники и наш замечательный учитель ОБЖ Николай Владимирович Крамарев во всем разбираются. Николай Владимирович выпускник нашей школы, руководит военно-патриотическим клубом «Орленок», в котором ребята занимаются и строевой подготовкой, и туристической, готовятся к парадам и активно сотрудничают с нашим музеем. Благодаря их знаниям очень многие принесенные ребятами разрозненные железные фрагменты и осколки становятся экспонатами, а некоторые даже складываются в эксклюзивные вещи.Подобным эксклюзивом для школьного музея стала винтовка Мосина образца 1891 года. Она была собрана из частей трех разных винтовок: деревянного ложа, ствола и штыка. Сначала было даже непонятно, какие очередные «железки», найденные на дачном огороде, принесли младшие ребята. Но старшеклассник Александр Козлов, в ту пору экскурсовод музея, увидел в этих трофеях главные части винтовки. Собрал, и когда все увидели, что получилось, восторгам не было предела! Не было только деревянной части, не сохранилась от времени. Позже деревянный приклад принес Николай Крамарев. Теперь в школьном музее есть своя прошедшая войну, а может, и не одну, винтовка Мосина. Кстати, ее создатель – уроженец поселка Рамонь Воронежской области Сергей Иванович Мосин. Об этом школьники тоже узнают во время экскурсии по музею. А саму винтовку – весом около 4,5 килограмма и длиной с примкнутым штыком около 1,5 метра – можно подержать в руках, рассмотреть поближе, даже сфотографироваться с ней. Так работает интерактивная часть музея: есть еще плащ-палатка и пилотка, которые можно надеть; газеты «Красная звезда» за 1944 год тоже можно листать и читать, можно потрогать гранаты, они уже давно не опасны. В год 70‑летия Победы на выставке «Подвиг прадедов» прошло 55 экскурсий для 3000 посетителей, среди которых были не только ученики, но и их родители, а также делегации из других школ города. На выставке работали 72 экскурсовода – все они ученики 73‑й школы и активные помощники музея.Нынешний год для школы дважды юбилейный. Кроме своего 50‑летия она отмечает 100‑летие со дня рождения первого директора Александра Федосеевича Чернонога, его имя носит школа. Музеем подготовлена новая выставка, несколько экскурсий и 70 юных экскурсоводов. И хотя первого директора уже нет в живых, память о нем остается во многом благодаря школьному музею и всем тем, кого музей объединяет. Впереди у него интересные выставки и проекты, и обязательно – очередной юбилей Победы. Это означает, что впереди новая жизнь и развитие, где всегда есть место памяти.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте