Более 33 тысяч юных художников, дизайнеров, мультипликаторов и около 5 тысяч педагогов изобразительного искусства в этом году стали участниками уникальной творческой экосистемы, организованной Управлением непрерывного художественного образования Городского методического центра. Важно отметить, что за этот учебный год активность родительского сообщества, участников арт-акций, посетителей выставок и художественных проектов стала на порядок выше.
Такая востребованность образовательных активностей в сфере педагогики искусства подтверждает высокую вовлеченность не только профессионального педагогического сообщества и школьной аудитории, но и широкого публичного пространства.
Главной задачей методических арт-новаций прошедшего учебного года стали ответы на актуальные вызовы современности. Это использование воспитательного ресурса художественного образования, формирование умений для реальной жизни и так называемых мягких навыков (soft skills) в процессе обучения изобразительному искусству, а также движение к конвергентному образованию, то есть взаимодействию с другими предметными областями и технологиями. Кроме того, среди первостепенных задач – освоение цифрового арт-пространства и создание собственных онлайн-сред для информационных коммуникаций, презентации творческого и методического опыта, а также профориентация школьников в сфере современных арт-индустрий.
За прошедший учебный год Управлением непрерывного художественного образования Городского методического центра были реализованы крупнейшие творческие мероприятия: Всероссийский изобразительный диктант, артакиада школьников, конкурсы «Через искусство – к жизни», «Мы – москвичи», Московский конкурс имени Нади Рушевой, конкурс выставочных проектов, пленэрный конкурс «Культурное наследие» и серия арт-челленджей, посвященных знаменательным событиям года. Для педагогов изобразительного искусства общего и дополнительного образования состоялись десятки мероприятий по развитию профессионального мастерства: конференции, семинары, вебинары, методические конкурсы, а также занятия в рамках курсов повышения квалификации. Для открытого публичного пространства Москвы было организовано более 50 выставок детского и педагогического художественного творчества на площадках всех столичных округов.
По мнению начальника Управления НХО академика Российской академии художеств Бориса Неменского, художественное образование в жизни современного школьника давно вышло за рамки обучения простым навыкам рисования. Это среда воспитания, приобщения к культурному коду, идентификация новых поколений в системе важнейших человеческих ценностей, уверен Неменский: «Нам очень важно учить детей вниманию к окружающей их жизни и пониманию людей – родственному пониманию. Это важнейшая задача, особенно сегодня, когда люди имеют дефицит чувства общности или это чувство подменяется уродливыми явлениями. Искусство приобщает нас к огромному опыту поисков нравственных ценностей: к находкам и ошибкам, к изменчивости этих нравственных поисков во времени». Духовные традиции отечественной культуры дают все необходимые основы для такого самоопределения.
Участие в конкурсах Управления НХО помогает школьникам сформировать навыки аналитического мышления и визуализации идей, а также ориентирует ребят на постоянный творческий поиск. Каждый из них – это не игра «мускулами» в совершенствовании навыков академического рисунка, а обучение осмыслению окружающего мира, изучение связей событий и явлений, создание художественного образа, визуальных ассоциаций и творческих интерпретаций. К каждому конкурсу обязательно пишется аннотация по темам, которые школьникам предлагают для творческого анализа. В этом году юные художники создавали композиции на темы «Моя страна – моя история», «Культурное наследие», «Доброе дело», «Мир русской усадьбы», а также темы, посвященные юбилеям писателей (Корнея Чуковского, Николая Некрасова, Александра Пушкина, Константина Паустовского), русским сказкам, различным историческим событиям. Все конкурсы сопровождались обучающими занятиями – вебинарами для педагогов, обсуждением критериев оценки и результатов работы жюри. Также состоялись замечательные выставки на площадках Управления НХО ГМЦ, московских школ и школ многих регионов России, прошли яркие праздники награждения победителей.
Отдельной большой работой Управления НХО стало создание и расширение цифровой среды взаимодействия. То, что педагогам-художникам по-прежнему важен «ручной» труд в детском творчестве, отнюдь не мешает его цифровизации. Детские рисунки становятся замечательным образовательным, методическим и просветительным медиаконтентом, позволяющим решать практически все образовательные и воспитательные задачи. Для создания новых цифровых сред художественной педагогики, методических баз и творческих онлайн-галерей были разработаны конкурсный портал www.art-teacher.ru и виртуальный музей www.shkola-nemenskogo.ru. Методические ресурсы этих порталов неисчерпаемы – на них хранятся итоговые галереи всех проводимых конкурсов с дифференциацией по оценкам жюри и онлайн-выставки педагогических работ. Разработана система создания личных кабинетов для педагогов и их учеников с целью загрузки и коррекции контента, персонализации и хранения дипломов, организации работы жюри в формате онлайн и многих других новаций, помогающих упрощению коммуникации и презентации педагогического и творческого опыта.
Осмыслению целей и задач педагогики искусства способствует проведение крупных конференций: ежегодной Мастерской Б.М.Неменского и весенней конференции «Культурный код в контексте детского художественного творчества». В 2022 году ее темой стали задачи сохранения культурно-исторических ценностей в детском художественном образовании. В мероприятии приняли участие 818 специалистов сферы художественного образования из 68 регионов России и 37 педагогов из зарубежных стран. Секции конференции были посвящены вопросам метапредметных связей образования («Образ современной науки в детском творчестве», «Литературное наследие на занятиях изобразительным искусством»). Актуальными и востребованными стали обсуждения по темам «Историческое и культурное наследие в детском художественном творчестве» и «Педагогическая рефлексия экспозиций детского художественного творчества». «Детская художественная деятельность, педагогически организованная как поиск выражения в изображении духовных ценностей, представлений об истории и окружающем мире, является мощным формирующим средством воспитания чувств причастности к жизни страны и цивилизационному наследию России», – уверена Лариса Неменская, заместитель начальника Управления НХО ГМЦ, академик Российской академии художеств.
Таким образом, в прошедшем учебном году актуальные педагогические арт-технологии были представлены в широком публичном пространстве, а творческое взаимодействие управления со столичными школами, вузами, библиотеками, галереями, департаментами образования и культуры других регионов России позволило реализовать множество новых, интересных и востребованных проектов и решений.
Марина АСТАФЬЕВА,
специалист УНХО ГМЦ ДОНМ
Комментарии