Январь начался в Карелии с новости о предполагаемом закрытии старших классом в школе села Ведлозера. Региональные СМИ откликнулись на родительское беспокойство заметками, репортажами и мнениями специалистов разного уровня. Общественность уверена – закрывать старшую школу села нельзя. Местная власть настроена на открытый диалог и обсуждение проблем не только ситуации в карельской глубинке, но и концепции обучения сельских старшеклассников в целом.
Родители полагают, что вопреки их воле местные власти хотят к следующему учебному году закрыть в местной школе 10-й и 11-й классы и возить старшеклассников на автобусе в соседний поселок Эссойлу по бездорожью. Мамы и папы считают, что власть поворачивается к народу спиной: вместо развития села происходит ущемление прав его жителей.
Тон разговору задала председатель совета Ассоциации сельских школ Карелии Татьяна Танцева, которая сказала: \”Как бы не менялась жизнь, какими бы ни были школы по статусу – малокомплектными или полнокомплектными, все должны работать по современным технологиям и особенно это касается малокомплектных школ, потому что дети должны получать одинаковое образование, независимо от того, где они живут\”.
Так будут или нет в Ведлозере закрывать старшие классы? Вопрос пока открыт, но тему стоит обсуждать, не сомневается Зинаида Ефлова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ.
– У нас в старшей школе сейчас в 10 классе учатся четыре человека, а в 11 классе – три, – рассказала о ситуации директор ведлозерской школы Екатерина Евсеева – Встает вопрос о том, будет ли старшая школа у нас жить. Все зависит от 18 ребят, которые ныне обучаются у нас в 9-м классе. По предварительным опросам и анкетированию планируют продолжить свое обучение в школе 10 человек. Пять уже определились, что пойдут в средние специальные учебные заведения, три еще под вопросом. Судьба школы сейчас зависит от решения учащихся 9 класса. Если из 10 придет половина, то старшая школа будет жить, никакой приостановки не будет, если придет меньше, то будет приостановка…
Далее в режиме диалога удалось выяснить, что в школе для учеников 10-11 классов совмещены такие предметы, как физическое воспитание, технология, ОБЖ, МХК, история Карелии. Ученики 10 и 11 классов часто обучаются на неосновных предметах вместе, участвуют в соревнованиях и олимпиадах, выезжают в районы, но профилизации и углубленного изучения предметов, в частности, для одаренных ребят в школе нет. Есть дополнительные занятия для тех, кто планирует сдавать, например, географию. Социализация старшеклассников – это пространство школы, по мнению директора, в которой все ребята активно общаются: для этого созданы условия, работает ученическое самоуправление. Но в школе нет элективных и профильных курсов, которые ориентировали бы учеников оставаться в родном селе, заниматься фермерством или туризмом.
– Сейчас в Институте педагогики и психологии учатся две студентки, выпускницы ведлозерской школы. Одна из них – золотая медалистка. Девушки владеют карельским языком, хорошо учатся. Я это к тому, что школа выдает качество. Но насколько вы сейчас готовы к реализации стандартов старшей школы? – спросила у директора Зинаида Ефлова.
– Мы еще не подошли к этой реализации, еще идем. Наверное, так же, как и другие школы идут к этому. И другие школы (Карелии – Ред.) к этому не очень готовы… – считает директор.
Зинаида Ефлова напомнила, что вопрос о том, как развиваться школе обсуждался десять лет назад, но за это время никаких качественных изменений в образовательном учреждении не произошло. – Но совхоз у нас в очень-очень тяжелом положении, – констатировала директор школы, добавив, что жители села стремятся уехать в город, потому что нет рабочих мест и жилья. – Мы всячески пытаемся в школу заманить выпускников. У нас работают 16 бывших учеников школы из 22 педагогов. Педколлектив у нас с каждым годом омолаживается. Я боюсь, как бы не пошел отток молодых учителей, так как ситуация непростая у нас складывается.- А были ли запросы на изучение карельского языка по скайпу от других школ республики? Предлагали ли вы такую услугу? – вступил в разговор детский омбудсмен Карелии Геннадий Сараев. – Если есть люди, есть кадровый – основной ресурс, в школе преподается карельский и финский языки с 1 по 11 класс, он дает уникальные возможности, тогда можно привлекать дополнительные возможности… Если у вас есть специалисты по карельскому и финскому языкам, может, в Коми кто-то захочет его изучать… Я ни в коем случае не говорю, что вы чего-то не делаете. Я пытаюсь понять, есть ли у вас программа развития школы. Когда мы говорим, что есть проблемы, анализируя их, мы приходим к вызовам, с помощью которых система сможет развиваться… Насколько сегодня возможности, которые есть у школы осознаны и используются.Директор школы обещала задуматься над этим вопросом.- Вам первый раз бросили черный шарик и сказали, что если не будете развиваться, может быть такая ситуация. Общество и родители не согласны с закрытием, но остается вопрос – что сделаете кроме того, что отобьете и прикинетесь малокомплектной школой. Зовите специалистов, проводите мозговой штурм! – резюмировала Зинаида Ефлова.- Давайте проведем форсайт-сессию, создадим образ будущего, с которым будет согласна и школа, и дети, и родители, и главное – учителя, – предложил детский омбудсмен. – Мы иногда проблему видим как некий барьер развития, а по сути это тот вызов, который позволяет нам сделать реальный шаг вперед. Иногда через эту проблему можно осознать весь ресурс и личного развития, и пространства вокруг себя.К дискуссии присоединилась Татьяна Васильева, заместитель министра образования Карелии, которая внимательно слушала обсуждение проблемы. Татьяна Владимировна не отрицает, что образование – это социальная сфера, но уверена, что школа – это ресурс для развития и всей территории поселения. Так что вопрос средств и финансирования – важный, но куда важнее, на что именно будут тратиться эти деньги.- Образовательная программа, на которую мы выходим, это общественный договор между школой и родителями, получателями этих услуг. Чего хотят родители? Отсюда мы выходим и на предметы, и на объединение. Мы чего хотим? Пока мы хотим получить денег, потому что нам трудно выживать. А как мы их будем тратить, на что, где покажем результат, развитие? – задалась вопросом заместитель министра.Татьяна Васильева подчеркнула, что важный для всей республики разговор только начался, необходимо договариваться.- Я, например, вижу старшую школу в малокомплектной сельской школе, но через индивидуальные учебные планы. Не тем путем – стена, доска, парта, один учитель, один ученик, а другой совсем образовательный мобильный маршрут должен быть разработан для ребенка, – уверена Татьяна Владимировна. – …Мы, сидя в Министерстве образования, тоже не можем его разработать. У меня нет этого ребенка, понимания, какие у вас кадровые ресурсы. Мы можем вам помочь: подтянуть научные, методические силы, сами приехать поработать, но на это должен быть запрос! Мы готовы к сотрудничеству, но важно понимать, где будет ресурс этого дальнейшего приложения средств. Таким объемлющим и достаточно эмоциональным оказалось обсуждение судьбы старшей школы в карельском селе Ведлозеро. Кроме того, в этот день участники встретились с председателем Рескома КРО профсоюза работников образования и науки Карелии Евгенией Макаровой, получили консультацию ведущего специалиста отдела госаккредитации и контроля качества образования Минобра Карелии Светланы Червовой.Записные книжки участников встречи пополнились важными телефонными номерами тех, кто непосредственно связан с карельским образованием и защитой интересов детей. Участники встречи назвали такую удачу бонусом для самых стойких. КарелияФото автора
Комментарии