search
main
0

Жители карельского поселка пожаловались детскому омбудсмену на чрезмерную загруженность школьников

В поселке Пушной Беломорского района Карелии прошла встреча коллектива школы с уполномоченным по правам ребенка в республике Геннадием Сараевым, чиновниками и родителями. Одной из главных тем обсуждения стала загруженность школьников.

Геннадий Сараев согласился с тем, что занятость детей в образовательной организации — вопрос, который требует корректировки и пересмотра.

— Учебный год начинаем 1 сентября, а заканчиваем 31 мая. Я с этим категорически не согласен, — высказался он. — Это жесткая и нарушающая права ребенка работа системы образовательных организаций. Разрыв в обучении допустим не более одного месяца, а время летних каникул в России — три месяца. Каждые два месяца детям необходимы каникулы. Этот вопрос обсуждался на Координационном совете детских омбудсменов РФ вместе с медиками. Из исследований понятно, что нынешний режим учебы и отдыха не сбережет детское здоровье.

Геннадий Сараев отметил, что, к примеру, финское законодательство жестко нормировало отдых ребенка на перемене. \”Отдыхать финские школьники могут только на улице. Как только урок закончился, хочешь не хочешь, одеваешься идешь на улицу бегать\”, — отмечает омбудсмен. Если учитель оставил подопечного в школе на перемене, это считается грубым нарушением прав ребенка и педагог попадает под административную ответственность.

Детский омбудсмен высказал свое мнение и о шестидневке. Российские школьники могут учиться пять дней в неделю, считает он. К слову, министр образования Карелии Александр Морозов уверен в обратном: \”Пятидневка позволяет реализовывать четко только федеральный компонент стандарта, образовательный минимум. Если в пятом классе при шестидневке у нас 31 час, при пятидневке их уже 28. Просьбы родители вписать шестидневный учебный план в пятидневку ведут к перегрузке детей. На уровне 5-7 классов появляются по 7-8 уроков в день — это неправильно\”.

У проблемы занятости детей в школе есть и еще один аспект — режим дня. Так, например, ученые из института биологии КарНЦ РАН предложили перенести начало уроков в школах республики на полчаса в холодное время года. Эксперты считают, что 30 минут помогут школьникам выспаться. Недосып в условиях сокращенного светового дня негативно влияет не только на успеваемость, но и на качество жизни детей.

— На мировом уровне идет обсуждение этой проблемы, но мы по-советски живем, — заметила исполнительный директор Ассоциации сельских школ РК Зинаида Ефлова. — Давно доказано учеными, что мозг не просыпается до девяти утра, но первый урок в школе начинается в 8.30, а если дети из сельской школы на подвозе, то в шесть и семь утра. У нас на всю огромную страну с разными часовыми поясами задается один и тот же режим. Даже в одной республике Карелия север и юг — это большая разница. И световой день, и природные условия, и город и поселок – все разное. Вопрос о регионализации СанПиН должен стоять уже давным давно, а мы живем, равняясь на московское время.

Начальник отдела образования Беломорского района Татьяна Долинина также высказала отношение к проблеме занятости школьников:

— Эти вопросы нужно решать и не только на местном уровне. У ребенка в 10-11-м классе занятость — 36-37 часов в неделю. Мы сегодня обеспокоены тем, что наши дети перегружены. Ни о каких здоровьесберегающих технологиях речи быть и не может. Наши дети, особенно добросовестные, которым надо сделать все уроки, устают. Нам это не изменить, поскольку это закреплено законодательством. Это требование закона и СанПиН, но это разговор и о том, что внутри каждого учебного заведения можно устраивать такую организацию образовательного процесса, которая будет и родителям, и детям удобна. С тем же уроком физкультуры — сначала ввели обязательный третий час физкультуры, а потом разрешили вести его как внеурочную деятельность.

Татьяна Долинина уверена, в каждом образовательном учреждении можно найти решение с учетом специфики организации. Начальник райотдела образования привела в пример школу села Сумский Посад. При ней работает интернат, куда приезжают дети из соседних поселков — Колежмы, Хвойного, Маленги.

— Школа пересмотрела расписание так, чтобы подстроиться под детей, — пояснила начальник отдела образования. — Из поселка Маленга дети добираются только электричкой, которая идет в 13 часов. В день приезда выстроено ступенчатое расписание в интересах детей, потому что школьникам нельзя добираться до образовательной организации ночью.

Как рассказала Татьяна Долинина, пушнинская школа, в которой и проходила встреча, показывает хорошие результаты. Например, в прошлом году ученица школы заняла призовое место на Конкурсе им. В.И. Вернадского в Москве. Школа уже десять лет является инновационной площадкой лаборатории Теории и практики развития сельской школы Петрозаводского госуниверситета и региональной инновационной площадкой Карелии.

Разговор проходил в рамках обучающего проектировочного семинара, организатором которого выступила Ассоциация сельских школ Республики Карелия. За три дня представители Ассоциации побывали в школах двух отдаленных северных районов Карелии — Калевальского и Беломорского. На встречах с учителями и местными жителями обсуждались проблемы сельских школ.

Уполномоченный по правам ребенка в Карелии, в свою очередь, за эти дни также побывал в четырех школах: Калевальской средней школе, основной школе поселка Кепа, в Пушнинской средней школе Беломорского района и средней школе поселка Сосновец. В каждом населенном пункте он встретился с гражданами, пообщался с коллективами школ и руководителями образовательных организаций.

Особое внимание на встречах в карельских поселках уделялось планам региональной власти по оптимизации малокомплектных школ. Напомним, недавно ситуация обсуждалась в Правительстве РК. Местные жители высказались против строительства интернатов и обучения детей вдали от дома. Педагоги готовы обучаться сами, использовать новые технологии и сделать все, чтобы образование в сельской школе соответствовало современным стандартам. Для этого, считают эксперты, необходимо финансирование школ, ремонт помещений и проведение Интернета — в каждой из перечисленных образовательных организаций до сих пор не стабильного выхода в Сеть.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте