Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Учитель года

Жить в режиме «Эврика!»

Дети - это люди, которые могут удивлять и вдохновлять
Учительская газета, №29 от 20 июля 2021. Читать номер
Автор:

О таких, как Анастасия КАМИТОВА, учитель начальных классов гимназии №5 Тюмени, говорят: «Неугомонная». Она все время в поиске – знаний, впечатлений, себя самой. Это ощущение неугомонности Анастасия Ивановна вынесла из детства, когда была заводилой среди сверстников во многих затеях. Иногда небезопасных, но кто тогда об этом думал! Однажды со своими друзьями едва не устроила цирк. В прямом смысле слова. Дедушка Насти работал на колесном заводе, и внучке, конечно же, пришла в голову чудесная мысль – покататься всей ватагой в огромном колесе. Чем не цирковое выступление! Хорошо, мама вовремя заметила юных экстремалов и не допустила, чтобы цирковое шоу состоялось. Впрочем, у ее дочери в запасе было еще много разных замечательных инициатив, которые она сейчас весело называет творческими проектами. Может, поэтому героине нашего очерка мир, полный эвристических идей, под названием «детство», остался так близок.

Вместе интереснее

Но то, что детство станет ее профессией, она поняла, когда, учась в Саранском гуманитарно-техническом колледже, пришла в школу на практику. Если многие коллеги Анастасии Ивановны признаются, что к классу¸ к школе им какое-то время пришлось привыкать, то она чувствовала себя здесь как рыба в воде. Сразу поняла, что дети – это те люди, которым она хочет дарить радость и которые ответят ей тем же и могут удивлять и вдохновлять. Когда Анастасия Ивановна поступала в колледж, то раздумывала, может или не может стать учителем, но педагогическая практика утвердила ее в этом вопросе окончательно. В ее ситуации получилось точное попадание в десятку. Наверное, поэтому героиня нашего очерка убеждена, что все в жизни не случайно. Кто-то всегда ведет нас за руку к нашей цели и туда, где мы должны находиться.

Оказаться в союзе с учениками Анастасии Ивановне помогло ее счастливое детство с его творческими проектами. Тогда увлечься и увлечь для нее не составляло никакого труда. Сейчас, если задать Анастасии Ивановне вопрос, что важнее на уроке – увлечь или научить, она ответит: «Увлечь, чтобы захотели учиться». Эффективнее всего, на ее взгляд, это происходит, когда работают разно­воз­раст­ные проектные команды.

Между прочим, Анастасия Ивановна убеждена, что нет инертных детей, а есть те, кто находится рядом с ребенком и заинтересован или не заинтересован в его развитии. Например, недавно она с учениками участвовала в проекте «Уроки настоящего», и перед командой была поставлена задача создать нейроигру. Что и говорить, задание не из легких. Когда команда получила список того, что нужно сделать, то ребята вместе с учителем сели думать, что делать дальше. Помог в этой ситуации ряд вопросов, разработанных Анастасией Ивановной, на которые участники команды начали последовательно отвечать: какие есть исходные данные, что может пригодиться, к кому можно обратиться за помощью и т. д.? И, удивительное дело, дети увлеклись настолько, что стали… победителями проекта! Важно, что при этом в разновозрастной команде второклассники предложили выбрать игру – футбол, а ребята постарше разработали три уровня сложности при прохождении этой игры. Затем сами в нее проиграли и внесли корректировки.

Проектная деятельность, к слову, органично вписалась в работу педагога, потому что Анастасия Ивановна занималась в своей гимназии организацией различных конкурсов, акций, как внутренних, так и внешних. Когда увеличилось количество предложений для участия в тех или иных проектах и инициативах, то возникла идея создать группу разновозрастных детей, чтобы в проекты включались ученики начальных классов. И это тоже стало своеобразным проектом. В такой группе ребята обучаются сотрудничать. К примеру, часто младшие школьники что-то предлагают, а ученики старших классов воплощают идею в жизнь. Подобных проектов реализовано уже множество. В качестве недавнего примера можно привести и акцию «Мой город – мой выбор», когда благодаря сотрудничеству младших и старших собрали колоссальное количество макулатуры, батареек, крышек и очистили большую городскую территорию.

Занятые в проектах ребята не учатся, они просто общаются. Это помогает развивать коммуникативные навыки. Часто те дети, которым трудно высказаться, подружиться, начинают первыми проявлять инициативу, предлагать идею. Работа в проектной разновозрастной группе стимулирует к успешному обучению, потому что ребенок становится смелее, мотивирован на познавательную деятельность.

С чистого листа

Для Анастасии Ивановны, как, впрочем, для любого учителя начальных классов, каждый класс – как чистый лист. Все нужно начинать сначала. Таких «чистых листов» она уже заполнила четыре. Правда, в отличие от некоторых своих коллег Анастасии Ивановне не кажется, что одно поколение детей сильно отличается от другого. Скорее это она сама меняется от выпуска к выпуску.
И чем больше работает с начальными классами, тем больше понимает, что детям если и нужна опека, то неприметная. Анастасия Ивановна считает, что нужно учить ребенка самостоятельности как в семье, так и в школе. Конечно, как и многим учителям начальных классов, ей грустно расставаться со своими воспитанниками, но ведь можно выпустить четвероклассников и остаться у них классным руководителем. Она, к слову, так и поступила со своим последним выпуском, и в школе ей пошли навстречу. У Анастасии Ивановны было два класса – первый и пятый. В одном она учитель начальных классов, в другом – классный руководитель. У своих пятиклассников она проводила классные часы, организовывала экскурсионные поездки. И надо заметить, что пятиклассники не подвели своего первого учителя, а выступили хорошими помощниками. Например, в совместных поездках первого и пятого классов они ответственно относились к роли старших товарищей. Вместе с малышами играли, во всем им помогали.

Анастасия Ивановна уверена, что такое постепенное взросление под чутким классным руководством первого учителя идет только на пользу выпускникам начальных классов: детям легче адаптироваться к разным учителям, к разным предметам. Единственный минус – большая нагрузка на самого педагога. Поэтому мало кто соглашается вести сразу два класса.

Движение – это жизнь

Когда Анастасия Ивановна упомянула о том, что на протяжении многих лет работы в школе меняется скорее она, чем дети, то сразу же пояснила, что не склонна жалеть о прошлом. Ни один свой шаг или поступок она не хотела бы забыть. Потому что любой опыт (отрицательный или положительный) – ступенька для личностного роста, отправная точка. И таких ситуаций, когда что-то побуждает сделать шаг вперед, у героини нашего очерка накопилось достаточно.

– Я всегда подхожу к ситуации так: если что-то не получилось, то все равно нужно идти вперед, – поясняет Анастасия Ивановна. – Я могу оставить дело, лишь когда пойму, что оно не для меня, что нет огромной потребности его продолжать, здесь нужны другие люди. Но такое происходит нечасто. А за все новое и интересное хочется схватиться. И страха перед новым нет, есть волнение, но есть и большое любопытство. Особенно если все получается. Когда я пришла в школу, то сразу поняла, что только педагогических знаний мне не хватит, поэтому после года работы в школе поступила в Карагандинский государственный университет имени академика Е.А.Букетова, чтобы получить специальность психолога. А потом, после нескольких лет работы, поняла, что и этих знаний будет недостаточно, потому что приходится работать с абсолютно разными семьями. Чтобы разобраться с «семейным вопросом», поступила в Московский институт интегративной психологии и психотерапии, где много узнала о том, как происходит взросление ребенка, как это отражается на внутрисемейных отношениях, и это для меня стало полезным и большим открытием.

Вообще, если знать какие-то ключевые вещи, то взгляд на многое меняется. Например, есть такая особенность, о которой нужно знать педагогу: семьи, которые больше всех нуждаются в помощи, могут вести себя более агрессивно, чаще идут на конфликт. И мы, бывает, защищаемся от них, отвечая тем же. Знание этой особенности помогло мне перестроить свою практику взаимодействия с родителями учеников, и я рада, что теперь у нас выстраиваются добрые и продуктивные отношения. Я с удовольствием делюсь своими знаниями с коллегами, постоянно провожу мастер-классы, семинары. Мне нравится, когда люди задают вопросы, когда спорят, даже когда протестуют. Это заставляет задуматься: почему такая реакция, почему человек отрицает, вместо того чтобы принять. Появляется новый повод для размышления, для исследования. Это классно.

– А обладание такой массой знаний не мешает?

– Я знаю, что есть случаи, когда люди буквально тонут в информационном омуте, но я научилась брать то, что нужно, и применять там, где необходимо. Однако этому тоже надо учиться. Ведь иногда лучше пустить все на самотек, оставить размышления на 2-3 дня, и за это время обязательно происходит что-то, что дает понимание, как тебе поступить.

В начале очерка речь шла о том, что Анастасию Ивановну по жизни сопровождают творческие проекты. Это правда. Например, пение – один из таких проектов. Анастасия Ивановна очень хорошо поет. А ее муж виртуозно играет на гитаре, и вместе у них получается красивый дуэт. Их исполнение песен все время хотят записать и выложить в Интернет, но маленький семейный дуэт уже много лет противится этому. Как говорит Анастасия Ивановна, они хотят петь для себя, для друзей, для души.
Еще один ее личный проект – танец бачата (родом из Доминиканской Республики). Мечтала танцевать его с детства. И научилась. Также научилась сплавляться по рекам. В этом году путешествовали всей семьей по реке Ай в Челябинской области. Признается, что такие сплавы дарят ей силы, вдохновение, энергию. Происходит какое-то внутреннее обновление, единение с собой, с природой, с первозданным миром. Знакомишься с потрясающими местами, узнаешь о них что-то интересное, незабываемое.
У Анастасии Ивановны даже дар есть особый – она чувствует место. Например, хорошо тут людям было раньше или плохо. Если плохо, то не может сдержать слез. Как говорит сама, душа плачет. Во время путешествий у нее такое несколько раз случалось. Она и в Волгограде, где проходил финал Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, на Мамаевом кургане, не могла оставаться спокойной. Вся земля здесь попитана кровью. Сколько муки принято солдатами и жителями города! Как приказать сердцу замолчать?..

Если не откликаться душой на событие, слово, поступок, то в чем тогда смысл отношений между людьми? Анастасия Ивановна считает, что нельзя стесняться своих эмоциональных проявлений. Ведь как бывает, пришла мама домой и плачет, а сыну или дочке не рассказывает. Как тогда ребенок научится сочувствию? Как научится понимать боль, счастье другого человека?

Счастье, к слову, тоже нужно учиться разделять. И это посложнее, чем сочувствовать горю. Но в ее Тюмени (Анастасия Ивановна так нежно говорит о городе, что понимаешь, он ее) с этим проблем нет. Тюмень – город счастливых людей. Не верите? А зря! По данным опроса сервиса Superjob, первое место в рейтинге городов России по восприятию живущих в них людей заняла Тюмень. 91% жителей нравится там жить.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Тюменская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt