search
main
0

Жить в мире с собой и другими Школа и семья. Совместная работа над темой

Мир един, и в то же время население любой страны неоднородно. Множество признаков (социальных, политических, идеологических, религиозных, этнических и др.) делят граждан на всевозможные группы со своими интересами, представлениями о себе и своем окружении. Проблема воспитания гражданина, обладающего терпимостью к другим людям, актуальна для всех государств. Но для России она имеет особую значимость. Во-первых, она многонациональная и многоконфессиональная. А человек, любящий свою Родину, терпимо, с уважением относится к людям другой национальности, другой веры. Во-вторых, некогда обладавшая высочайшим духовным потенциалом Россия ощутила в наши дни кризис духовности. В-третьих, выходя из общественной разрухи, наша страна столкнулась с новыми социальными вызовами – бедностью, возросшей смертностью, кризисом семьи, падением престижа знания и культуры, правовым нигилизмом. Разрушение глубинных основ философии воспитания детей в духе терпимости тоже немаловажный фактор нестабильности общества в целом.
У нас нередки случаи авторитаризма по отношению к детям. Зачастую отсутствует паритет между коллективизмом и здоровым индивидуализмом. Неоднократные диагностические исследования выявили ряд проблем. Это неадекватное отношение многих учащихся друг к другу; настоятельная потребность обсуждения волнующих ребят вопросов, неумение слушать и вести дискуссию; нетерпимость к мнению других; неумение анализировать конкретные жизненные ситуации с правовой точки зрения. Это побудило нас начать работу над проблемой воспитания толерантности мышления у школьников, созданию проекта “Школа и семья – совместная работа над темой”.
Целью его является моделирование единой, неразрывной системы воспитания взрослых и детей в социуме.
Задачи: нравственное совершенствование семейной и школьной среды; формирование уважения и терпимости к другим людям, терпимости к противоположной точке зрения; создание благоприятной психологической атмосферы в гимназии, при которой дети могли бы свободно высказывать свою точку зрения, не боясь быть непонятыми.
Проект соотносится с долгосрочными задачами гимназии, так как школа является федеральной экспериментальной площадкой по реализации проекта. Одна из них – формирование готовности к социально-профессиональному самоопределению учащихся гимназии в условиях педагогической модели гражданского общества.
Наша гимназия ранее не предпринимала попыток осуществить подобный проект, который вот уже четыре года действует по разнообразным направлениям:
Уроки граждановедения (1-9-й кл.) по авторским программам; уроки права в 9-х классах по авторской программе; уроки МХК, истории, литературы, музыки, экономики, изобразительного искусства.
Внеклассные мероприятия: дискуссионные клубы, ролевые и деловые игры, научно-практические конференции, творческие лаборатории.
Работа с родителями: лектории, дискуссионные клубы, консультативные клубы и т.д.
Создание детского самоуправления – педагогическая модель гражданского общества школьная детская республика “Простор”.
Создание и ведение социальных паспортов семей.
Проведение благотворительных концертов для жителей нашего микрорайона.
Проведение акций милосердия “Помоги ближнему”.
Систематическое проведение Дней семьи.
За последние 3 года учащиеся нашей гимназии под руководством учителя права принимали участие в городских научно-практических конференциях:
Катя Романова, ученица 10-го кл. “Проблема смертной казни: за и против”;
Юля Азоркина – 9-й кл. “Проблемы беспризорности”;
Лена Ермошина – 11-й кл. “Потеря человечности. Как жить дальше?”.
Являемся членом Ассоциации “За гражданское образование”, призеры и дипломанты.
Данный проект рассчитан на родителей учащихся, представляющих собой разные слои населения. А также на сообщество граждан республиканского микрорайона Ленинского района г. Саранска.
Предлагаемый проект мы популяризируем благодаря встречам с населением, публикациям в газетах, проведению дискуссионных клубов.
Создан центр “Путь к согласию” (для жителей микрорайона), главной целью которого будет проведение психолого-педагогической деятельности, направленной на выработку толерантного мышления и поведения – необходимого ориентира для педагогов, детей и окружения.
Для более успешной реализации проекта нами привлечены следующие организации: администрация Ленинского района г. Саранска, мордовский республиканский правозащитный центр, городская общественная правозащитная организация “Ваше право”, молодежная общественная организация “Волонтер”.
Инициативной группой были широко использованы материалы, присланные ИОО, в учебной, внеклассной и внешкольной работе с детьми, их родителями и сообществом микрорайона:
“Видеоматериал “Адажио” был предложен для общественного просмотра на родительских собраниях по параллелям с последующим обсуждением, на классных часах, для семейного просмотра дома по желанию.
Книги А. Гуленбюля “Зловещее очарование насилия” и методическое пособие Г. Солдатовой “Жить в мире с собой и другими” использовались особенно часто при реализации дошкольного этапа проекта.
Комплект документов “Конвенция ООН о правах ребенка” использовался на уроках граждановедения и права в качестве раздаточного материала и при проведении родительских собраний.
Книга С. Кривцовой “Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками” использовалась на семинарах классных руководителей.
Помимо литературы, предложенной ИОО, нами были использованы следующие источники:
Учебно-методический комплекс “Национальные стандарты граждановедения для народа и правительства” (Издан Центром гражданского образования, г. Калабасас, штат Калифорния. США).
Книга для чтения (5-9-й классы) “Права человека”, методическое пособие к данной книге, изданные под эгидой Молодежного центра прав человека и правовой культуры.
Пособие для педагогов и работников образования “Гражданское образование” (Сборник материалов, разработанный под эгидой Совета Европы) под редакцией Н. Воскресенской, И. Фрумина.
Книга для учащихся начальных классов “Ваши права” под редакцией Е. Шабельника, Е. Каширцевой.
Книга О. Казанского “Педагогика как любовь”.
Российский вестник “Международной амнистии” и другие.
Вышеперечисленные книги были предложены на выставке в кабинете истории и права для пользования всеми участниками школьного проекта.
При осуществлении первого этапа конкурса мы столкнулись с такими сложностями:
трудно было разъяснить родителям учащихся и общественности микрорайона, что такое толерантность в широком и узких смыслах;
классные руководители затруднялись в методике проведения мероприятий по теме проекта с обучающимися и родителями;
недостаточно множительной техники для проведения мониторинга по теме проекта, чем осложнялись возможности опросов, анкетирования обучающихся, их родителей и сообщества граждан микрорайона;
недостаточно аудио-видеовизуальных средств для пропаганды темы толерантности.
Большинство препятствий при подготовке школьного этапа конкурса было преодолено при помощи организаций-партнеров и родителей учащихся. Нами использовались различные способы распространения информации о школьном этапе, среди них:
средства школьного пресс-центра детской республики “Простор”;
информационный центр для родителей обучающихся, где вывешивались рекламные плакаты по теме проекта;
цели и задачи проекта разъяснялись педагогом на методических семинарах, на общественном заседании преподавателей родительских комитетов. А также родителям и жителям микрорайона на благотворительных концертах, при проведении Дней семьи и т.п.
Инициативная группа организовала выставку плакатов “Школа” толерантности в вестибюле гимназии.
Выявление победителей школьного этапа конкурса происходило согласно положению, разработанному инициативной группой по номинациям:
Хорошо, что все мы разные (Урюнина).
Терпимость – трудная добродетель (Петрова).
Любовь к жизни – великая сила (Горлышкина).

I. Порядок выдвижения кандидатов на участие в конкурсе.
Выдвижение кандидатов осуществляется с 3 по 15 сентября.
Выдвижение кандидатов на все номинации осуществляется классным коллективом.
Каждая семья учащихся гимназии может быть выдвинута на все обусловленные номинации.

II. Порядок определения победителей в номинациях.
Определение победителей конкурса по всем номинациям осуществляется членами жюри.
В жюри входят: члены инициативной группы – 3 человека, 1 представитель от родительского комитета, 5 гимназистов. Гимназист, вошедший в жюри, не может быть кандидатом на номинации.
Члены комиссии оценивают все семейные плакаты и принимают решение индивидуально и тайно.
Каждый член комиссии имеет только один голос.
Победителем в номинации признается кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
Работы победителей отправляются на всероссийский конкурс “Школа толерантности”.
Церемония награждения проходила в присутствии всех конкурсантов в зале гимназии, а также были приглашены представители родительского комитета, классные руководители, администрация гимназии, жители микрорайона.
Инициативная группа организовывала школьный этап конкурса по следующему плану:
Подбор соответствующей литературы.
Ознакомление с темой проекта классных руководителей, обучающихся и их родителей через классные часы, родительские собрания.
Разъяснение идей толерантности классным руководителем на семинарах, учащимся, их родителям и общественности микрорайона при проведении различных мероприятий.
Работа инициативной группы по пропаганде темы проекта (работа пресс-центра).
Разработка положения о конкурсе.
Проведение конкурса семейного плаката.
Определение победителей конкурса и награждение.
Подведение итогов конкурса.
После подведения итогов школьного конкурса семейного плаката инициативная группа пришла к выводу, что необходимо продолжать работу над проблемой формирования толерантности мышления как у обучающихся, так и у их родителей, жителей микрорайона. В связи с этим были намечены следующие этапы проекта:

I-й этап проекта – “На что и клад, когда в семье лад”.
На данном этапе предлагается работа с семьями, представителями общественности микрорайона (сентябрь-ноябрь).
Мероприятия, проводимые на 1-м этапе:
Дни семьи – 13-я суббота каждого месяца (организаторами выступают родительские комитеты).
“Подари ближнему радость” – благотворительный концерт в рамках традиционного проведения месячника пожилых людей (23 октября).
Проведение “круглого стола”: родители – дети – учителя (по параллелям), тема: “Жить в мире с собой и другими”.
Работа психологической службы поддержки (проведение консультаций, анкетирование тестирования психологами, социологические исследования) – в течение всего учебного года по индивидуальному графику.
Проведение благотворительного концерта “День матери”.

II-й этап проекта – “Нам не обойтись друг без друга” (семья и школа) – срок декабрь, январь, февраль.
На данном этапе предполагается подготовка и проведение научно-практической конференции учащихся. Обучающимся предлагаются темы для работы:
“Терпимость – трудная добродетель”.
“Беженцы”.
“Дети и их права нуждаются в защите”.
“Дети – жертвы конфликтов и войн”.
“Дети улиц вырастают из социальных и семейных проблем. Кто им поможет?”
При подготовке конференции будут организованы встречи представителей организаций-партнеров с учащимися и их родителями. Итогом этого этапа будет защита лучших работ перед учащимися, родителями, представителями организаций-партнеров, общественности микрорайона.
III-й этап проекта – “Унесу твою боль” (март – апрель – май). На данном этапе предполагается:
Проведение акций милосердия “Детский дом – теплый дом”.
Организация акции “Синий платочек”.
Проведение благотворительных акций и концертов.
Проведение творческих выставок, вечеров.
Вопросы воспитания толерантного поведения у школьников очень подробно рассматриваются и на уроках граждановедения и права. Учителями, ведущими эти предметы, разработаны и утверждены Мордовским республиканским институтом повышения квалификации работников образования авторские программы. К данному проекту прилагаются примеры авторских уроков, проведенных в гимназии.
Эффективность предлагаемого проекта будет оцениваться в конце учебного года через социологические опросы общественности микрорайона, анкетирование обучающихся и их родителей; через проведение сочинений учащихся по теме проекта; через информационный центр “Доска гласности”, где дети могут анонимно оставить свои впечатления и пожелания, свое мнение о проведенной работе в рамках проекта.
Все данные будут обрабатываться независимой комиссией, члены которой не являются представителями инициативной группы, и будет подведена оценка выполнения каждой задачи проекта.
На наш взгляд, работа по теме “толерантность” является необходимой, очень важной в современном обществе. Мы считаем, что она будет продолжена по завершении конкурса с привлечением спонсоров и общественных организаций, спонсорских средств от родителей – попечительского совета.

Людмила ГУДУЛИНА,
директор гимназии;
Наталья ГУДОШНИКОВА,
учитель права
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте