На отчетной коллегии, посвященной итогам работы системы образования Ленинградской области в 2012 году, прошедшей в городе Гатчина на базе Государственного института экономики, права и технологий, речь шла о многих важных вопросах. В том числе говорили и о заработной плате педагогов. Судя по реакции зала, изменения в системе оплаты труда областным педагогическим сообществом приветствуются и ощущаются.
Как сообщил председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергей Тарасов, по итогам реализации комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году Ленинградская область выполнила все обязательства по достижению запланированных значений показателей, закрепленных в Соглашении с Министерством образования и науки РФ. В том числе увеличена и заработная плата учителей – с 25144,6 рубля в первом квартале до 30585,1 рубля в четвертом квартале (123,2% от средней заработной платы в экономике региона за 2011 год). Так, за четвертый квартал 2012 года средняя заработная плата учителей составила 30,5 тысячи рублей, педагогических работников – свыше 29 тысяч рублей. Более 6 тысяч классных руководителей ежемесячно получают вознаграждения за счет средств федерального бюджета и с 1 сентября 2011 года – из средств консолидированного бюджета Ленинградской области. Заработная плата педагогических работников ДОУ составила в четвертом квартале 2012 года 18791 рубль. По словам Сергея Тарасова, одним из позитивных изменений можно считать формирование нового фонда оплаты труда в образовании, суть которого заключается в значительной доле средств (не менее 30%), которые предусматриваются на стимулирующие выплаты. «Перспективной задачей представляется объективное и открытое расходование стимулирующей части зарплаты. Необходимо, чтобы каждый педагог знал, за какие результаты он получает доплату. Этот процесс должен быть понятен каждому педагогу, и тогда не будут задаваться вопросы, почему кто-то получил больше, а кто-то меньше. Процедура оценки эффективности работы педагога должна быть гласной и понятной, а сами критерии оценки должны обсуждаться с родителями, профсоюзами, социальными партнерами, если речь идет об учреждениях профессионального образования», – заметил глава ведомства. То, что зарплатные изменения действительно внесли серьезные перемены в жизнь учителей, подтверждают и сами педагоги. Как отметила директор Назийского центра социально-трудовой адаптации и профориентации Людмила Матвеева, каждый учитель, по сути, стал хозяином своей зарплаты, когда с ноября 2012 года была введена стимулирующая надбавка к зарплате учителя. «Наша школа предназначена для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, поэтому помимо базового оклада (8800 рублей) нашим учителям положена еще и надбавка к зарплате в размере 25%. Кроме того, в школе при участии всего трудового коллектива разработано положение о стимулирующей надбавке, где все четко прописано. Допустим, педагог провел массовое мероприятие в школе – он знает, что получит за него 1200 рублей. Или, например, выездную образовательную экскурсию, и, значит, педагог получит дополнительные 800 рублей. Это надбавки на уровне школы. А если педагог провел эти мероприятия на уровне района, то сумма надбавки повышается. Соответственно сумма выплаты будет еще выше, если дети приняли участие в мероприятии всероссийского уровня. Таким образом, педагог своим трудом может сформировать свою зарплату. В его воле запланировать, например, в этом месяце открытый урок, разместить на школьном сайте материалы, где отражен опыт его работы, он может предложить свою работу Ленинградскому областному институту развития образования (ЛОИРО), а это уже областной уровень, выступить на конференции и т. д. И он знает, что в этом месяце к его базовому окладу и надбавке в 25% приплюсуется, скажем, пятьсот рублей, или две тысячи, или даже семь тысяч рублей и т. д. Зарплата стала прозрачной, и нам теперь не нужно общее обсуждение членов трудового коллектива, потому что в положении ясно прописано, сколько и за что. Разумеется, администрация школы может вносить небольшие коррективы относительно качества проведенного мероприятия. К примеру, поставить не 5 баллов (1200 рублей), а 4 балла (1000 рублей) или, наоборот, дополнительно поощрить за проведенное мероприятие. В целом в качестве надбавки можно получить очень приличную сумму – от 1500 до 10000 рублей. Можно утверждать, что система стимулирования, которую отдали на откуп школам, показала хорошие результаты. Прежде всего существенно повысилась эффективность труда педагогов, потому что они заинтересованы в достижении результата. На примере нашей школы я заметила, что учителя с большей охотой стали делиться своим опытом, выходить на педагогические сайты, предлагать свои работы в ЛОИРО, выступать на конференциях. Если раньше многих нужно было заставлять, то сейчас люди вызываются сами. Школьный сайт пополняют с удовольствием. Кроме того, ощутимое повышение заработной платы имеет и социальный аспект. В таком маленьком поселке, как наш, нехватка учителей сродни катастрофе. Благодаря тому что сегодня учитель может заработать более тридцати тысяч рублей, сохраняется кадровая стабильность. Люди заинтересованы в рабочих местах», – подчеркнула Людмила Матвеева. С тем, что ситуация с зарплатой изменилась к лучшему, согласна и директор специальной школы-интерната «Красные зори» Анна Смирнова: «Поскольку наша школа большая, у нас созданы четыре внутренние комиссии, которые занимаются непосредственно рассмотрением результатов за прошедший период. Это происходит раз в квартал. Понятно, что в основном мы ориентируемся на детей, то есть смотрим, какой результат у ребенка – или это победа в соревновании в рамках образовательного учреждения, или участие в конкурсе на уровне субъекта РФ и т. д. В зависимости от того, какие достижения показывает ребенок, у учителя и будет увеличение стимулирующей части. Все участники педагогического процесса знают об этом, поскольку положение о надбавках обсуждалось на общем собрании. Для каждого информация о стимулирующем фонде открыта и прозрачна. И, кстати, когда коллеги видят, что ребенок показал на конкурсе или олимпиаде хорошие результаты, то оценка его работы идет уже не только на финансовом, но и на моральном уровне. Педагога поддерживает не только администрация, но и соратники. Это очень важный аспект». Но основной эффект мер по увеличению зарплаты состоит, по мнению Анны Смирновой, в том, что учителя стали гораздо спокойнее. В самом простом человеческом смысле. Оказалось, легче и приятнее жить, когда стало понятно, что есть финансовая поддержка, что не нужно беспокоиться о хлебе насущном, которого завтра может и не быть. Появилась возможность съездить отдохнуть или подлечиться. Важно это еще и потому, что измученный этим беспокойством учитель, естественно, может спроецировать свое настроение на детей, но теперь этого не происходит. По словам Анны Смирновой, в школе теперь улыбаются все – и взрослые, и дети. Может быть, это и есть та самая ценная и значимая перемена в отечественном образовании, которую так долго ждали и которую наконец удалось осуществить общими силами?ФактПравительством Ленинградской области установлены следующие социальные выплаты молодым специалистам: в 10 из 18 муниципальных районов единовременная выплата составляет от 5000 до 15000 рублей; единовременное пособие при поступлении на работу в размере 15000 рублей; социальные выплаты в размере 56500 рублей в течение трех лет. Кстати В 2013 году повышение заработной платы учителей будет проведено в два этапа: с 1 января на 1% и с 1 сентября на 3% вместе со всеми работниками бюджетной сферы. В результате средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ Ленинградской области за 2013 год достигнет средней средней заработной платы по региону. Кроме того, в бюджете Ленинградской области предусмотрены субсидии местным бюджетам для повышения средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы работников общеобразовательных учреждений. Ленинградская область
Комментарии