search
main
0

Жить по правилам или быть исключением?

Решаем, исходя из возможностей и состояния

Нагрузки человека часто неравномерны: то «день сурка», когда одни монотонные сутки сменяются другими, а то события жизни прямо-таки захватывают – работа, встречи с друзьями, интересный дополнительный проект, и кажется уже, что и пяти часов на сон не остается… Именно тогда рождается мысль: а почему нельзя жить в свободном полете, а в офис или на занятия приходить лишь на обсуждения? И может ли заряжать стандартная рутинная работа или учеба изо дня в день? С одной стороны, хочется находиться в коллективе, мотивировать себя и других, обсуждать работу или задачи по учебе, но с другой – необходимо побыть наедине с самим собой, чтобы сгенерировать идеи, переосмыслить новую информацию. Можно ли совместить два подхода или это вариант для избранных?

Кратко и интенсивно лучше, чем нудно и рутинно
Фото с сайта fotki.yandex.ru

 

Помнить об интервалах

Идеальный формат работы в коллективе – интервальный: поработал – погулял – пообщался с коллегами – погулял – поработал. Взаимодействие с умными людьми держит на плаву и ободряет, но аналитику лучше делать, когда находишься в одиночестве и тишине. Поэтому хорошо приходить на работу для общения, решать задачи, преимущественно рутинные, а для творческих занятий уходить в спокойное место. Вместо того чтобы сидеть у монитора, можно пройтись и освежить голову. Движение расслабляет и дает перезагрузку. Некоторые предпочитают работать утром, потом делают большой перерыв для личных задач, а затем вновь возвращаются к работе.

Концентрация внимания уходит через 20 минут как на лекции, так и в работе, и тогда надо делать небольшие перезагрузки. Тут можно провести аналогию с нестандартными интервальными приемами в обучении: концентрация внимания скачет, успеваешь отдыхать и в итоге делаешь больше. Такое часто работает для учеников, которые при этом придумывают поистине стоящие идеи. С ними сложно работать в команде, но можно найти индивидуальный подход и добиться большего результата, чем со среднестатистическим школьником. Получаются нелинейные взаимодействия.

Кратко и интенсивно лучше, чем нудно и рутинно. Воспринимать информацию небольшими порциями гораздо эффективнее. Замечали, что легким на подъем и оптимистично настроенным людям никогда не дашь их лет? Выглядят молодо, ступают, как будто по воздуху. Случается, правда, иначе: размеренный образ жизни иногда позволяет человеку сохранить ясный ум и молодость души, спокойный ритм и привычки изо дня в день держат на плаву. Не стоит забывать, что мы все очень разные, сонастроенность с миром индивидуальна.

От обучения и до работы мостик небольшой, принципы очень похожие. Поэтому, когда мы учимся, то познаем не только новую информацию, но и вырабатываем собственный индивидуальный режим активности и отдыха, который при осознанном отношении помогает продлить наше ресурсное состояние.

Ощущение сделанного дела очень важно. В науке всегда не уверен до конца в правильности решения, но это и дает свободу. Маленькие, но емкие дела повышают ощущение удовлетворенности и количество сделанных за день дел и в то же время открывают много времени для отдыха и релаксации, что также ведет к позитиву.

 

Провокация на прорыв

Существуют люди, к которым хорошие глубокие мысли приходят в основном в одиночестве, однако многие постоянно стремятся к коллективизации и находят в этом особый кайф. Верите или нет, но общение становится триггером к прорывным мыслям. Помните прием мозгового штурма или обычное, порой эмоциональное обсуждение, которое приводит к выходу из замкнутого круга или же дарит решение задачи? Подобный пример решения может произойти и на работе, и дома, когда с близким решаешь, как поступить. Общение заряжает на новые размышления, открывает новые горизонты. Без него скатываешься в яму. Поразительно, к каким цепочкам знакомств и новых открытий иногда приводит общение, одно цепляет за собой другое и развивается в нечто качественно новое. Без внешних источников информации нового не родится, потому что должна быть подпитка, должны возникать ассоциации и аналогии. Обдумать мысли хорошо в своем личном вакууме, но черпать идеи нужно из окружения.

Для других глубинные мысли приходят только на фоне общего расслабления и после отдыха, когда сознание очищено от шелухи. Иначе не хватает сил, чтобы их аккумулировать. Тут работает закон сохранения: хорошо отдохнул – быстро сделал.

Для тех, кому актуальна возможность регулировать нагрузку рабочего дня и нет трудовой дисциплины, обязывающей отсиживать энное количество часов на рабочем месте, возможно, подойдет предложение интенсивно работать утром, днем проводить встречи, выполнять домашние обязанности, а вечером вновь работать.

Режим дня может быть таким: работаешь утром, днем гуляешь, а потом вечером снова работаешь. Если такой подход непродуктивен, можно сократить дневной промежуток на отдых и трудиться подольше днем, освободив вечер. Пока достаточно не погуляешь и не поработаешь, день получается неполный, сложно заснуть. Стоит также упомянуть, что спать и дремать в перерывах между работой бывает полезно и энергетически более эффективно. И уж если выбирать, спать или есть, то выбор в сторону небольшого, не более часа, перерыва на свидание с Морфеем точно не добавит сантиметров на талии. Важно соблюсти баланс, чтобы уставать от работы и лучше спать, но не тратить лишнее время на ерунду и пустые дела, оставляя его для отдыха. Каким образом разгружаться, каждый решает сам, но просмотр бесконечных сериалов, залипание в соцсетях, поедание фастфуда – это история не про отдых, а про стресс и саморазрушающее поведение.

 

Быть в потоке

В психологии существует понятие потока. Случалось ли, что день у вас задался? Ранний подъем в бодром состоянии, зарядка, завтрак, начало работы в срок, решение всех вопросов, вовремя выключенный компьютер и оставленный кабинет, с удовольствием съеденный ужин, и даже час перед сном остается, чтобы сделать что-то для себя. Это не только о режиме дня, но и о состоянии того самого потока, который энергизирует и избавляет от рутины. Важно знать, что человеком в потоке легче управлять, с такими коллегами интересно и легко работать, для коллектива они надежные сотрудники, которые справятся даже со сложной задачей.

Справедливости ради вспомним, что творческие люди живут иначе: поздние подъемы, сон, плавно перетекающий из раннего утра, в день и яркие вспышки активности, рождающие неожиданно прекрасные мысли и продукты этого самого творчества. Ночь существует для того, чтобы наслаждаться мыслями.

Творческие люди стремятся к уеди­не­нию и только в уединении могут творить. Они обычно бывают нестандартными и не такими, как все, но потом оказывается, что подавляющее большинство опираются на их мнение. Вот так получается.

Как работать и кем быть, каждый решает сам. Нередко встречаются люди, которым удается перестраиваться исходя из целей и задач. В день, когда не надо идти в условный офис, они много спят, читают, обдумывают мысли, гуляют, а к вечеру могут сделать невероятное количество работы, сгенерировать прорывную идею.

 

Гармония, ау!

Работать, сидя непрерывно на стуле, невозможно. Тело неравномерно функционирует и не стимулирует мозг к деятельности, никакие творческие идеи в таком формате не придут. Чем больше двигаешься, тем больше в итоге делаешь творческих дел. Только для рутины нужны сидячие человеко-часы. Кстати, некоторые директора школ заставляют учителей отсиживать свободные от уроков часы в образовательной организации. Это и понятно – люди, которые не привыкли гулять, никогда не поймут, зачем это надо и почему полезно.

Open space не оставляет свободы телу и вместе с тем свободы делу. В таких рамках и без физического раскрепощения невозможно добиться достаточных успехов. Чистые идеи приходят только в состоянии очищения, когда мозг готов творить. Они редки, но для них необходим предварительный релакс. Скажите, как можно размышлять об устройстве мира и его изменчивости, сидя на стуле ровно?

С одной стороны, хорошо ходить в офис, не отрываться от мира и взаимодействовать с людьми, чтобы они стимулировали на новые свершения. Но с другой – нужно найти баланс и оптимум, чтобы контакты не отнимали силы. Поэтому для творческих людей, коими являются и педагоги, оптимально иметь неполную занятость, а остальное время проводить в комфортном для себя состоянии.

 

Война за форточки

Потребность дышать – жизненно важная и самая базовая, главнее сна и еды. Как можно продуктивно соображать без воздуха? Никак. На работе в общем пространстве часто идет война за форточки – кому-то вечно дует, кто-то мерзнет, кому-то нечем дышать. Для нормализации любого состояния выручает двигательная активность. Но многое, что хорошо для здоровья (закаливание, спорт), в офисном режиме работы осуществить сложно, и естественная потребность в этом становится отрицательным фактором в выживаемости на работе. Чем больше находишься на воздухе, тем лучше себя чувствуешь и меньше болеешь. Причины простуд – вирусы, а не открытая форточка. Работа в непроветриваемом помещении вытягивает силы впустую. В потоке легче терпеть тяготы и раздражители, но надо не забывать и о физических потребностях организма, тогда работа будет приносить удовлетворение. Надо делать все так, как это в итоге будет максимально хорошо организму. При этом будет удовлетворение и от работы, которая делается. А хорошая самооценка будет дополнительно повышать желание работать. Пока не выгулялся, работа не идет. При решении когнитивной задачи в мозге увеличивается кровоток для большего потребления кислорода. Мыслить без кислорода никак.

 

Уметь расслабляться

Фаза расслабления очень важна. Следует отводить на нее время и меньше тратить на ненужные дела – транспорт, пустое распараллеливание задач и изображение рабочей деятельности. Движение помогает систематизировать и переварить текущую накопленную информацию. Но нередко получается расслабиться и отбросить все ненужное, только когда болеешь.

Плодотворно работать не значит уставать, а значит распределять свое время разумно, отсекая лишнее и добиваясь максимального результата. Когда совсем нет сил, то отметаешь все лишнее, даже нет должного ресурса на то, чтобы порадоваться и развлечься. Надо пытаться рас­слаб­лять­ся на работе, маленькие победы воспринимать как развлечение, кайфовать от самого процесса и делать перерывы: чем дольше трудишься у монитора, тем более длинными должны быть паузы.

Сон тоже очень полезен, помогает легче отпускать проблемы. Думаешь, что все само собой как-то пройдет, так и получается. В конце концов все наши старания и силы направлены на то, чтобы улучшить качество жизни каким бы то ни было способом!

Чем дольше отдыхаешь, тем эффективнее в итоге трудишься, если соблюдать баланс и равновесие. Так что споры о четырехдневной рабочей неделе не кажутся такой уж глупостью. Правда, как сделать так, чтобы и у педагогов было больше на один выходной? Учителя по-прежнему во многих российских школах трудятся по шесть рабочих дней и в единственный выходной не расслабляются, а доделывают то, что не успели… И все-таки попытайтесь, уважаемые педагоги, найти оптимальный режим для жизни, а не «овощного существования». Это важно, поскольку позволит не механически выполнять рутинную работу, а насыщенно и ярко проводить каждое мгновение, полноценно жить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте