Одна из секций общественных слушаний «Актуальные проблемы повышения качества жизни подрастающего поколения России» была посвящена патриотическому воспитанию. В решении, принятом затем участниками обсуждения этого важнейшего вопроса, было записано: «Патриотическое воспитание должно стать неотъемлемой частью школьной программы». В нем особо было подчеркнуто, что «патриотизм – это важнейший фактор сохранения общественной стабильности, безопасности и независимости государства».
Председатели региональных общественных палат, представители департаментов образования, молодежных общественных организаций, директора школ взволнованно и даже страстно обсуждали проблему. И хотя отдельные выступавшие утверждали, что патриотическое воспитание сегодня находится на нулевой отметке, другие приводили аргументы и факты о том, что уже делается. Продолжаются многие традиции, созданные несколько десятилетий назад, и возникают новые.
Именно об этом говорила Ирина Скалунова, заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ. По ее словам, на уроках гуманитарного блока дисциплин много внимания уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, формированию у детей и молодежи толерантного сознания. Воспитанию патриота, будущего защитника страны способствует программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.».
На федеральном уровне проведен Всероссийский патриотический слет кадетских классов, Всероссийский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия». Созданы и действуют более 400 поисковых отрядов, объединяющих 15000 детей и подростков. Стал традиционным конкурс образовательных и методических программ «Растим патриотов России». Особую популярность приобрела Всероссийская акция «Я – гражданин России», которую проводит Минобрнауки РФ совместно с «Учительской газетой».
Главный специалист отдела дошкольного общего и дополнительного образования Департамента образования Кировской области Владимир Киселев сообщил, что в их регионе сложилась система пропаганды отечественной символики. Работают военно-патриотические клубы.
Некоторые выступающие главную роль отводят уроку, но большинство – за более широкое пространство. Оно включает детские дворцы и клубы, краеведение, музеи боевой и трудовой славы, различные конкурсы, связанные с патриотической тематикой, а также государственные структуры, общественные организации. На последние возлагается особая надежда. И в первую очередь на детские и юношеские, и еще на центры гражданско-патриотического воспитания. Благодатными в этом отношении были названы ассамблеи юных граждан, совместные союзы с ветеранами Великой Отечественной войны, кадетское братство.
По словам председателя Комиссии по образованию и молодежной политике Югры Ирины Максимовой, молодежные движения округа позволяют связать патриотическое воспитание с конкретными деяниями. Такой опыт особенно ценен, ибо славить родную страну нужно не только и не столько красивыми словами, сколько хорошими делами и достойными поступками. Председатель ассамблеи юных граждан Липецкой области Владимир Свешников от имени всех старшеклассников заверил присутствовавших, что они, еще учась в школе, готовы помогать взрослым изменить мир, сделать его более пригодным для жизни детей.
Участники общественных слушаний обсудили предложение: следует ли вводить специальный предмет по патриотическому воспитанию. В ответах на анкету такую идею одобрили 25 процентов опрошенных, 45 процентов считают, что он не нужен. Сторонники новой дисциплины старались доказать, что без нее нельзя воспитать истинного патриота. Но внятного разъяснения, каким они видят этот предмет и каким должно быть его содержание, не получилось. Большинство пришли к выводу, что специальные темы могут быть встроены в «Историю Отечества», а также в другие предметы гуманитарного цикла, кроме того, можно использовать занятия по ОБЖ и безопасности жизнедеятельности.
Выступавшие не смогли определить суть понятий «гражданственность» и «патриотизм». Толкование было разным. Но многие сочли их синонимами. А вот в том, что патриотизм немыслим без интернационализма, мнения сошлись. Споры возникли по поводу самого содержания патриотического воспитания. Немало нашлось таких, кто намерен его свести только к военно-патриотическому, сославшись на благотворное влияние на подростков именно военной тематики, встреч с ветеранами, знакомства с военной историей. Остальные убеждали оппонентов, что эту проблему надо рассматривать гораздо шире. К примеру, Владимир Киселев из Кировской области говорил, что в школах его региона стараются развивать несколько направлений: гражданско-патриотическое, историко-патриотическое, героико-патриотическое воспитание. И это логично. Важно, чтобы гражданин был готов не только защищать свою страну и умереть за нее, но и жить ради нее, на благо ее.
Руководитель Воронежского областного центра гражданско-патриотического воспитания Галина Рослякова поделилась своим опытом. Здесь работают не только с детьми, но и со взрослыми. Проводятся совместные конференции и конкурсы. В принятом решении по итогам общественных слушаний было записано: «Для решения комплекса проблем патриотического воспитания, возрождения духовных ценностей подрастающего поколения необходимо создать такие центры гражданско-патриотического воспитания по примеру воронежского во всех регионах России, а его сделать экспериментальной площадкой. Подводя итоги слушаний, доктор философских наук профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ Владимир Лутовинов подчеркнул: опыт воронежцев достоин изучения и распространения, его можно подать как новую программу.
Вызвал дискуссию еще один вопрос: нужны ли стандарты по патриотическому воспитанию? Но он повис в воздухе, потому что никто не смог объяснить, как измерить средний уровень патриотичности ученика.
Участники обсуждений высказали несколько пожеланий, которые были записаны в решении. В частности, включить дополнительное школьное образование в национальный проект «Образование», организовать ассамблею юных граждан России при Общественной палате Российской Федерации.
Комментарии