Может ли школа помочь учителю в решении жилищного вопроса? Тот, кто однозначно скажет «нет», ошибется. Руководители, неравнодушные к проблемам своих подчиненных, способны сделать многое. Например, «взять штурмом» Смольный.
Елена НИКИТИНА, директор издревинской школы №58, Новосибирский район, Новосибирская область: Ходатайства, кредиты… Словом, выход есть
Школа может помочь учителю, и не только в решении жилищной проблемы. Наша школа существует с 1929 года, имеет богатую историю, в том числе историю работы с молодежью. Когда я приехала в деревню Издревую в 1988 году, сразу получила жилье как молодой специалист. С тех пор многое изменилось. Я не думаю, что надо постоянно оглядываться назад, нужно смотреть вперед и думать о том, как использовать новые возможности.
Мы работаем над тем, чтобы и школа, и село оставались привлекательными для молодежи. Скажем, сами по себе школьные компьютеры или школьный сайт дела не решают. А вот когда 95 процентов учителей регулярно используют технику на своих уроках и 80 процентов учеников имеют компьютеры дома, получается, что меняется качество образования. Нам есть чем привлечь молодежь, чем удержать своих ребят здесь, в селе. Им ведь нужна хорошая связь, возможность пользоваться Всемирной сетью, повышать свой уровень.
Наши выпускники поступают в Новосибирский государственный педуниверситет, а потом возвращаются к нам. В таком случае проблема жилья хотя бы временно решена, так как молодежь уезжает в город учиться из дома и возвращается домой. Если же к нам приходит специалист, так сказать, со стороны, не имеющий здесь жилья, мы обращаемся с ходатайством в сельский совет. Просим выделить педагогу участок для строительства дома. Наша местная власть всегда идет навстречу. Затем мы обращаемся в областные органы образования с просьбой предоставить педагогу льготный кредит на жилье.
С введением новой системы оплаты труда жизнь педагога немного улучшилась, но говорить о том, что учитель может откладывать деньги из своей зарплаты и копить их на постройку дома, пока не приходится. Мне кажется, тут есть над чем работать.
Наталья БРАЛГИНА, директор школы поселка Демянск, Новгородская область: У семейных больше шансов
В маленьком поселке решить жилищную проблему очень трудно. Еще труднее, если поселок, как наш, расположен в дотационном районе. Одна из преподавательниц нашей школы, квалифицированный педагог, уже много лет живет в комнате в общежитии, и нет никакой возможности предоставить ей отдельное жилье. Новые дома в поселке не строятся. Свободного муниципального жилья практически нет. Люди строят для себя самостоятельно индивидуальные дома, но у учителей, конечно, на строительство нет денег. Такой вариант, как служебное жилье в пришкольном интернате, невозможен, так как в интернате нет мест.
Немного больше шансов получить жилье у семейных, чем у одиноких учителей. Так, в минувшем году учителю истории нашей школы Светлане Борисовне Боевой, матери двоих детей, после ходатайства администрации и профсоюзного комитета школы администрация района нашла возможность выделить дом с приусадебным участком. Это жилье ведомственное, из специализированного фонда, поэтому не является собственностью учителя. Но все-таки Светлана Борисовна рада – ведь до этого ей несколько лет приходилось снимать жилье.
Елена СТОЛБОВА, директор гимназии №587, Санкт-Петербург: Пришлось нанести визит в Смольный
Увы, сегодня в решении жилищной проблемы школа ничем не может помочь учителю. Все вопросы, связанные с жильем, решаются в высоких инстанциях. Единственное, что доступно директору, как человеку, который не может и не должен оставаться равнодушным к проблемам своих подчиненных, – это ходатайствовать об улучшении жилищных условий. Что мы и делаем. Несколько лет назад у нас была в школе учительница, у которой сгорела квартира, и дело доходило до того, что женщина почти месяц ходила в одних и тех же юбке и кофте, потому что нечего было переодеть. Мы обращались к главе района, однако тщетно. Только визит в Смольный, где располагается администрация города, помог решить проблему и обеспечить человека хотя бы временным жильем.
Еще одна ситуация у нас была с заместителем директора Зинаидой Михайловной Вылегжаниной. Она ютилась в комнате в центре города вместе с дочерью и двумя внучками. Как только мы не пытались ей помочь! Поставили на очередь, пробовали получить жилье в доме, переделанном из общежития. Но там на весь район учителям давали только шесть квартир, и успеха наше предприятие не имело. В конце концов только при активном содействии районной профсоюзной организации удалось выбить для Вылегжаниной двухкомнатную квартиру в Петродворце. Весь этот процесс длился семь лет.
В городе работает программа учительских ипотек, но я не уверена, что это панацея. Например, знакомая учительница недавно взяла ипотечный кредит на 30 лет и теперь ежемесячно выплачивает по 27 тысяч рублей. Это месячная зарплата ее мужа. На свою зарплату она кормит его и двоих детей. Понятно, что семья теперь живет впроголодь.
Тамара ЭММЕРТ, директор школы №144, Омск: Кадровая и жилищная проблемы решаются вместе
Недавно, перед Днем города, который традиционно празднуется в августе, сразу два педагога нашей школы отпраздновали новоселье. Квартиру, правда, они получили одну на двоих: учителя информатики Алексей и Марина Биннер – молодая семья. Такие роскошные подарки от администрации Омска достались шестерым учителям города. Это стало возможным благодаря городской целевой программе «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях города Омска», рассчитанной до 2010 года. В этом году на ее реализацию из городского бюджета выделено около 25 миллионов рублей, что почти в 2 раза больше, чем в прошлом.
Правда, жилье, полученное на условиях социального найма, может перейти в собственность молодого специалиста, если он проработает в городской социальной сфере не меньше 10 лет. Программа только началась. Над ней долго работали, вносили поправки. В том числе одну очень существенную, на мой взгляд: молодым специалистом теперь считается выпускник дневного отделения вуза или ссуза, даже если до поступления или во время учебы он успел обзавестись трудовой книжкой.
Виктор Шрейдер, мэр Омска, вручавший новоселам ключи, гарантировал, что если сегодня молодой специалист придет на работу в муниципальные учреждения социальной сферы, то в течение трех лет получит квартиру на условиях социального найма. Для этого необходимо заключить договор и предоставить в департамент жилищной политики мэрии все необходимые документы. В этом молодежи помогает и Департамент образования, и жилищно-бытовые комиссии, которые действуют в городской администрации.
Такая система обеспечения жильем прежде всего решает задачу по привлечению квалифицированных кадров в отдаленные районы города. Как говорит Илья Владимирович Дубин, директор Департамента образования Омска, «подарок с надеждой». Омские власти давно стараются привлекать молодых на педагогическую работу, предоставляя им возможность решить свои жилищные проблемы. В 2006 году, например, около 100 молодых учителей получили квартиры – тоже по льготной, но несколько иной схеме. Новоселы внесли лишь 30 процентов от стоимости жилья, остальное взял на себя городской бюджет.
Комментарии