search
main
0

Жилье, кадры, контингент. Команде единомышленников эти задачи под силу

Заклинская средняя школа примечательна не только тем, что является одной из самых крупных в Лужском районе – она рассчитана на 650 детей, но и своей традицией преемственности. К примеру, больше года ею руководит Лариса Александровна Токмакова – дочь предыдущего директора школы Александра Николаевича Токмакова.

Сам Александр Николаевич возглавлял  школу со дня ее основания, то есть 23 года, а общий директорский стаж его  насчитывает более сорока лет. Лариса Александровна – выпускница Заклинской школы, о чем говорит с гордостью, и пришла сюда работать учителем русского языка и литературы сразу после окончания педагогического университета. Потом получила второе высшее образование. Сегодня она руководит школой и преподает историю.   Не меньшим достоинством, на ее взгляд, обладает и тот факт, что педагогический  коллектив со дня основания школы практически не менялся. Но это не говорит о том, что в нем не происходит обновления. Старая смена, конечно, постепенно уходит, на замену ей приходят молодые специалисты. Так, в прошлом году в образовательном учреждении появился молодой психолог, тоже, кстати сказать, выпускница Заклинской школы, ученица Ларисы Александровны.  – Наша школа, – рассказывает Токмакова, – находится недалеко от города, но считается  сельской. Мы являемся базовой школой, и наш школьный автобус привозит  детей из семи окрестных деревень. Кроме того, около 5% ребят приезжают из города Луги. Школа рассчитана на шестьсот с небольшим детей, но сегодня у нас, увы, 220 детей. В прошлом году мы подвозили 22 человека из соседних деревень, в этом году гораздо меньше. Деревни пустеют, детей нет. И это проблема государственного порядка. Село нужно возрождать. И стимулом должно выступать прежде всего наличие жилья.   Лариса Александровна подчеркивает, что одна из главных проблем сельской школы сегодня  – отсутствие вливания в коллектив молодых кадров. Основная причина этого – невозможность обеспечить учителей жильем.   Кроме того, молодые специалисты не торопятся в школу и из-за невысокой зарплаты. Если они приходят в школу сразу после вуза, то соответственно оплата у них намного ниже, чем у тех учителей, которые работают давно. Без стажа и разряда специалист получает копейки. – Мы пытаемся помочь человеку, но все зависит от нагрузки. Нагрузка может быть и меньше, и больше 18 часов, в зависимости от потребности. Если человек работает на полторы ставки, то он может  получить около десяти  тысяч рублей, но тогда у него  много дополнительных функциональных обязанностей.   Проблему кадров мы стараемся решать и за счет привлечения в школу специалистов-непедагогов. В этом году как раз приняли на работу преподавателем ОБЖ и заместителем директора по безопасности  бывшего военного летчика. Мне кажется, это хорошая идея – приглашать специалистов с непедагогическим образованием. Если у человека есть желание работать и коммуникативные навыки, он справится. Эти качества, так или иначе, проявляются на собеседовании, к тому же я стараюсь брать людей не совсем со стороны, а навожу справки, собираю информацию. На первое время  заключается срочный договор на год, и если мы видим умение и желание работать с детьми, то посылаем специалиста на курсы повышения квалификации. В нашей школе  уже есть такой опыт. Например, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог  окончила не педвуз, но у нее высшее психологическое образование. За год человек проявил себя очень хорошо, и я, как руководитель, довольна этим выбором.   Еще одна проблема, по словам Ларисы Александровны, сокращение контингента детей. В свое время много людей уехало из района в поисках работы, и, естественно, найдя работу вдали, люди там  и остались. Очень многие жители района ездят на работу в Петербург. В одно время отток был сильным, но сейчас наблюдается некоторый спад, и школа, как зеркало, это отражает. Например, за лето сюда пришло чуть больше детей. Впервые за много лет набрано два первых класса – 37 человек.  В школе так обрадовались образовавшейся параллели, что тщательно подготовили кабинет, купили туда новую мебель и новую доску. – Наша школа существует больше двадцати лет, и мы достойно пережили сложные времена: перестройку, кризис, – продолжает Лариса Александровна. – Стараемся поддерживать связь со  всеми общественными организациями, с администрацией Заклинского сельского поселения, с Домом культуры. Ищем спонсоров для того, чтобы улучшить материально-техническую базу. Сельские школы в этом нуждаются. За время перестройки отсутствие денег привело к тому, что проблем у школы накопилось много и быстро их не решить. Все требует капитального ремонта, даже за двадцать лет здание может прийти в упадок. Материально-техническая база – это проблема всех сельских школ. Она должна развиваться. Например, у нас есть интерактивная доска, мультимедийный кабинет, но хотелось бы, чтобы в каждом классе у учителя был компьютер, чтобы он мог использовать все новшества. Пока этого нет, мы составляем график, расписание, чтобы каждый мог заниматься, но это не совсем удобно. Хочется, чтобы в актовом зале  была соответствующая аппаратура, библиотека также требует пополнения и компьютерной техники.   Кстати сказать, Лариса Александровна вот уже год как  депутат районного собрания, благодаря чему ее выслушивают и помогают в высших инстанциях. В частности, помимо денег на капремонт, которые были выделены из регионального бюджета, в этом году Заклинскую школу включили в муниципальную программу по капремонту. Учитель во власти – это эффективно, считает Токмакова, потому что, если быть компетентным, то можно достигнуть многого. – Главное – быть не одной, – поясняет она. – Должна быть команда единомышленников как в школе, так и среди депутатов, которые бы  понимали проблемы школы, образования и пытались профинансировать как можно больше программ, помогая школе развиваться дальше. У нас,  кстати сказать, в этом году  в бюджетной комиссии по образованию пять человек, и все они из системы образования: три  директора школы и два учителя, поэтому мы говорим на одном языке и решаем проблемы сельской школы совместно.  Впрочем, отсутствие технологических новшеств на качество  знаний не влияет. К примеру,  в прошлом году из школы  выпустились два медалиста, которые успешно подтвердили свои знания. Один молодой человек учится в мединституте, другой в СПбГУ ИТМО. На качество знаний, считают в Заклинской школе, влияют прежде всего  профессионализм учителя и его желание идти в ногу со временем. А также  умение увлечь ребенка. Правда, чтобы смотивировать ребенка, нужно опять же создать условия.    У каждой школы свое лицо. У Заклинской оно – доброе и ласковое. Домашнее, как отмечает ее директор.- У нас семейный микроклимат как среди детей, так и среди педагогов. Живем одной дружной большой семьей. Конечно, это было создано еще моим отцом, потому что  он всегда сплачивал вокруг себя людей, считая, что для коллектива важны поддержка и взаимопонимание.   Кроме того, мы много лет занимаемся экологической  работой. Школа звучит не только на районном, но и на областном и региональном уровнях. У нас ребята – победители международных олимпиад в области экологии. Дети занимаются исследовательской работой, например исследуют водоемы, реку Луга, Заклинское озеро,  различные источники и т. д. У нас даже есть своя лаборатория.  Многие из юных экологов  и в дальнейшем связывают свою жизнь с этим направлением, поступают в вузы по данному профилю. У нас создана Красная книга района, и ребята знакомятся с ней уже с первого класса. А два раза в год мы проводим экологический обход и вместе с родителями, всем поселением,  выходим и чистим лес и за туристами, и за собой в том числе. Упор на природоохранную деятельность позволяет ребятам взглянуть иначе на свое место в этом огромном живом мире.Лужский район, Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте