Каким я вижу выпускника начальной школы? Что потребует от них жизнь через 11 лет, когда они окончат школу? Что будет в технике, в экономике, на рынке труда? К чему учитель должен готовить учеников каждый день, каждый урок? Кого волнуют эти вопросы больше всего? Конечно же, учителя.
Изменившееся качество жизни требует от человека не столько базовых навыков, таких как умение читать, писать, вычислять, слушать и говорить, столько способности решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:- умеет анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему;- способен к самосовершенствованию;- умеет творить и сотрудничать.Обществу нужны не только грамотные, но и творческие люди.Эти личностные качества закладываются именно в начальных классах. Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Поэтому надо найти путь к этому творчеству.А как? Как развивать творчество детей?Главным аспектом моей педагогической деятельности стала тема «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения через игровые формы обучения».Поставила перед собой цель: повысить эффективность учебной деятельности через развитие творческих способностей.Появились следующие задачи:- обеспечить внедрение в образовательный процесс педтехнологий, способствующих развитию творчества детей;- замечать любые творческие проявления учеников;- создать условия для развития природных задатков обучающихся;- развивать творческую личность, свободно владеющую лексическим богатством и выразительными средствами русского языка и умеющую их использовать как инструмент общения.Я задумалась над значением слова «творчество». Обратилась к Толковому словарю С.И.Ожегова и выяснила, что «творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей».Чтобы семена творчества дали всходы, строю свою работу на принципах сотрудничества и сопереживания, поощряю ребенка к творческой деятельности. Использование неординарных методов и приемов обучения, желание принять ребенка таким, какой он есть, создают благодатную почву, на которой со временем появляются ростки духовности, составляющие основу личности человека. Ввожу в практику такие формы работы, которые не только бы развивали, подвигали к творчеству, но были доступны и интересны каждому ребенку.Формы уроков: урок-подарок, урок-путешествие, урок-радуга, урок-экскурсия, урок-ярмарка; интегрированные уроки: русский язык + литературное чтение, литературное чтение + изо, русский язык + математика, литературное чтение + музыка, литературное чтение + природоведение.Технологии: ИКТ, педагогическая мастерская.У них всех есть объединяющая основа – это игра. В.А.Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». В игре раскрываются творческие способности личности. Поэтому игра должна быть увлекательной и творческой, способствовать созданию эмоционального настроя, вызывать положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшать общую работоспособность. Использование творческих игр на уроках русского языка и литературного чтения помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует развитию познавательного интереса к предмету, обогащению словарного запаса школьников, расширяет их кругозор, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.Игры провожу на разных этапах урока. Организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность помогает нестандартное начало урока, психологический настрой.Из урока в урок мы с учениками пишем, повторяем написание букв, элементов, соединений. Для повышения интереса к чистописанию организую минутки каллиграфии в игровой форме. На уроках русского языка провожу зрительный и творческий диктанты, орфографические минутки, письмо по памяти.Помогает прием включения воображения «мысленный экран». Говорю: «Садитесь поудобнее. Если хотите, можете положить голову на парту и закрыть глаза. Представьте, что перед вашими глазами появился большой экран, как в кинотеатре. Постарайтесь на нем увидеть то, что описал поэт Саша Черный: «Луна в стекло смотрит круглым глазом». Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели».Примерные ответы детей:- Я увидел комнату, там кровать, на ней мальчик спит, и шторы на окнах.- Я видел луну, она желтая.- Окна раскрыты, там месяц.Работа над пониманием текстаУчитель: Какое время суток описал поэт? Почему вы так думаете? Окно раскрыто или закрыто?Ученики: Оно раскрыто. Нет, закрыто: луна смотрит в стекло. А иначе поэт написал бы: смотрит в окно.Учитель: Какая картина у нас получилась! Ночь или поздний вечер. Темное небо. Окно закрыто. Желтая, круглая, как зрачок, как глаз, луна видна в окне, точно смотрит в него… Я прочту эту строку еще раз, а вы постарайтесь увидеть все это на «мысленном экране».Ребятам уже легче вообразить описываемую картину, а значит, запомнить и воспроизвести текст по памяти. После этого проводится орфографическая работа, и текст записывается.Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Используемые мною занимательные упражнения (шарады, ребусы, изографы, кроссворды) направлены на развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.На слова, которые включались в творческие работы, заводятся особые листы-справочники, в них записывается языковой материал. Материал помогают собирать сами учащиеся.В своей работе также использую такой прием: после изучения словарных слов прошу детей составить сказочный текст, используя как можно больше слов с непроверяемыми написаниями.На уроках русского языка внедряю творческие игры: игра-фантазия, игра-рифма, игра-марафон, игра-кроссворд, игра-загадка, игра-путешествие, игра-соревнование, игра-тренинг, игра ролевая, игра-ассоциация, игра-задачка, игра-превращение, игра-раскраска, игра-конкурс.Активный и результативный метод работы – обучение умению писать сочинения и небольшие стишки. Сочинения, создаваемые детьми, – это способ их самовыражения, самопознания. Большой интерес у детей вызывают простые случаи литературной игры буриме – например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:В чистом поле, в белом полеБыло все белым-бело.Было зайчику на полеСтрашно, холодно и одиноко.Линда Барбачакова Очень популярен такой вид игры, как выбор из предложенных слов пропущенных рифм, которые надо подставить во фрагмент стихотворения:Широка и глубокаПод мостком текла…Под корягой, под мостомЖил в реке усатый…Слова: строка, дом, река, треска, гном, сом.Предлагаю детям игры «Шуточные рассказы», «Рассказ на одну букву», «Короткий рассказ», «Цветной рассказ», «Перескажи наоборот», «Дотронемся до счастья», «Если бы я», «Представь себя дождем», «Танец рук» и т. д. Подобного рода задания и игры увлекают моих учеников, затрагивают струны их сердец, разжигают огонек любви к творчеству, фантазию.Важное место в развитии детей принадлежит работе с картиной: рассматривание, беседа, составление рассказа. Полезно также стимулировать творчество, образное мышление ребенка, предлагая ему придумать загадки о различных предметах, явлениях.Использование мнемотаблиц на уроках русского языка и литературного чтения особенно эффективно при пересказе текста, описании предмета, составлении рассказа по картине. Применяются они и для характеристики звуков.Проблема нечитающих детей в 1-м классе волнует каждого учителя. Подбираю сказки, рассказы и крупным шрифтом печатаю их на листах, а с обратной стороны размещаю раскраску, подходящую к данному тексту. Дети самостоятельно читают текст 2-3 раза, стараются запомнить его. Затем переходим к раскраске, под которой напечатано задание. Прочитав его, ученики красят, дорисовывают, фантазируют, находят сходство и различие, сами подбирают цвета.Неотъемлемая часть учебного процесса – учет и контроль знаний. Для проверки теоретических и практических знаний учеников на заключительных уроках использую игры-путешествия, игры-цепочки, игру-зачет. В конце учебного года на промежуточной аттестации апробируются задания для каждого класса «Мой первый экзамен», где есть теоретический вопрос, практические задания, дополнительные творческие вопросы. Качественная оценка успеваемости оказывает положительное воздействие на развитие памяти и мышления, воспитание воли, привычки к системному труду и самоконтролю, самооценке. Оценивание проходит в «баллах успешности», которые фиксируют достигнутые результаты по каждой из линий развития. Дети анализируют свой ответ, определяя его уровень и успешность, сами выставляют себе отметку.Мои первые помощники – родители. Они ведут кружки «Веселый каблучок» и «Волшебная кисточка».Можно с уверенностью сказать, что использование игровых форм обучения помогает приобщить обучающихся к творчеству, способствует воспитанию творчески активной личности, позволяет добиться неплохих результатов. Один из результатов творческой работы – классная газета «Первые строки», которая создается совместно с ребятами. В газете помещаются лучшие работы. В них дети стремятся выразить свое отношение к тем или иным фактам, поделиться своими чувствами. Газета «Первые строки» вывешивается в классе, ее читают и дети, и родители. Творческие работы моих детей постоянно публикуются на страницах местной прессы – газет и журналов «Алтайдын Чолмоны», «Чуйские зори», «Башпарак», «Солоны», «Эзлик».Марина КОМБУНОВА, учитель начальных классов Теленгит-Сортогойской средней школы Кош-Агачского района Республики Алтай
Комментарии