search
main
0

Жестокость русских поединков

В 1937 г. в музее, тогда носившем название «Артиллерийский исторический», была открыта выставка «Дуэль в пушкинское время». Ее организаторы были обвинены в пропаганде дворянской культуры, и выставку очень быстро закрыли. А спустя десятилетия в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи посетители могут увидеть выставку «Поединок чести. Дуэль в России ХVII – начала ХIX в.».

В России властвовал пистолет

Одной из причин жестокости русских поединков явилось дуэльное оружие, которое на них применялось. В Западной Европе оно должно было удовлетворять двум требованиям: быть смертоносным и «благородным». Поединки, например, на палках, топорах не соответствовали представлениям о дуэлях между дворянами.

«Благородство» в России не особенно соблюдалось. Есть пример, когда пристав Цитович и штабс-капитан Жегалов бились на дуэли тяжелыми медными канделябрами. А вот первое требование соблюдалось безукоризненно. Если во Франции, Испании, Италии дрались на шпагах, в Австро-Венгрии, Германии – на саблях, то в России властвовал пистолет. С применением его терялся смысл поединков «до первой крови». Дуэли на холодном оружии были редкостью. Их участники не прекращали бой, как на Западе, при малейшей царапине. Обычаи российские этого не допускали. Поединок должен закончиться смертью или ранением одного из дуэлянтов, когда он не мог быть продолжен. Это, как правило, обсуждалось перед поединком.

На Западе дуэльными кодексами устанавливалась зависимость применения оружия от степени нанесенной обиды. Европейцы затупляли шпаги, устанавливали на них ограничители. В России этого не было.

Вот при каких условиях проходила дуэль А. Пушкина и Ж. Дантеса-Геккерена. Противники становились на расстоянии 20 шагов друг от друга и 5 шагов от барьеров. Вооруженные пистолетами, они по сигналу должны были идти друг на друга и, не пересекая барьера, стрелять. После выстрела дуэлянты не должны менять место, чтобы «выстреливший первым огню своего противника подвергался на том же расстоянии». Если выстрелы не достигали цели, все повторялось.

С дуэлью безуспешно боролись официальные власти вплоть до 1894 г., когда дуэль в России была легализована приказом по военному ведомству «О разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде».

В экспозиции представлено более 350 экспонатов. Они охватывают всю историю дуэлей в России, начиная от первого документально зафиксированного в Московском государстве поединка в июле 1637 г. и до начала XX века. Приводятся первые официальные запреты Петра I («Устав 1716 г.», «Артикул воинский») и Екатерины II («Манифест о поединках»).

Бретеры – дуэльные провокаторы

В центре дуэльной жизни всегда были бретеры. Это скандалисты, забияки, целью которых было провоцирование дуэлей. В России, где на протяжении почти двух веков царил культ поединков, но не было дуэльного кодекса, бретеры считались носителями этих норм поведения.

Например, из них выбирали секундантов, так как кто, кроме них, обеспечит соблюдение всех правил и ритуалов поединка. Они пользовались положением арбитров в делах чести, экспериментируя с дуэльными правилами. Возможно, этим объясняются расхождения русских дуэльных традиций с иностранными. Бретерами слыли известные личности: А. Якубович, К. Рылеев,

А. Бестужев, граф Ф. Толстой (Американец), князь Ф. Гагарин. Черты бретерного поведения, несомненно, заметны в некоторых дуэльных историях А. Пушкина.

Среди гвардейской молодежи одним из самых отчаянных бретеров и опасных дуэлянтов считался М. Лунин. Он беспрерывно «школьничал», дразнил начальство, дерзил императору и цесаревичу, вызывался драться с ними на дуэли за честь своего полка.

Один с тремя

На одном из стендов описан интересный факт. «Бартенев, будучи известной храбрости поручиком, имел не менее известную дуэль с тремя французскими офицерами за вопрос: «Почему одни русские офицеры носят черные на шляпе перья, а другие – тоже петушьи, как у него, белые?»

На что Бартенев вежливо объяснил, «черные носит пехота, а белые – конница и что перья не с петухов, а с французских орлов, которых мы ощипали».

Офицера все же перевели в другую часть, чтобы прекратить вызовы, которые могли еще последовать от французов.

Грибоедова опознали по дуэльной ране

23 октября 1818 г. состоялась дуэль А. Якубовича и

А. Грибоедова. Через год после вызова, потому что Якубовича перевели служить на Кавказ за поединки. Стрелялись в Тифлисе. Грибоедов был ранен в кисть левой руки. В 1829 г., когда в Тегеране обезумевшая толпа фанатиков ворвалась в российское посольство, растерзанное тело поэта и дипломата опознали по руке, искалеченной на дуэли.

Толстой предложил Тургеневу стреляться

на ружьях

В мае 1861 г. очередная ссора между Л. Толстым и

И. Тургеневым едва не закончилась дуэлью. У них нередко расходились позиции по взглядам на литературные процессы, жизнь в России. А тут поводом послужило воспитание внебрачной дочери Тургенева – Полины. Толстой посчитал, что ситуация, когда «разряженная девушка» чинит «на коленях грязные, зловонные лохмотья» бедняков, неискренна и более похожа на театральную сцену. Эти слова вызвали гнев у Тургенева. Он потерял самообладание и допустил несвойственную ему резкость: «Если вы будете так говорить, я дам вам в рожу». По свидетельству Софьи Толстой, Иван Сергеевич хотел ударить Льва Николаевича.

Толстой, по случайности не получивший письмо с извинениями, отправил депешу с вызовом. Из-за отсутствия пистолетов предлагал стреляться на… охотничьих ружьях. Слава богу, дуэль не состоялась, и писатели через 17 лет помирились.

После пощечин взялись за шпаги

Реальную дуэльную практику дают возможность представить исторические справки о дуэлянтах прошлых столетий, среди которых были генералы и царские фавориты, гвардейцы и армейские офицеры, литераторы и дворяне-помещики и даже женщины. Княгиня

Е. Воронцова-Дашкова в 1770 г. в Лондоне, в доме жены русского посла графини Пушкиной, встретилась с герцогиней Фоксон. После беседы между ними завязался спор, англичанка в порыве оскорбила Дашкову. Та нанесла пощечину. Герцогиня дала сдачи. После они потребовали у Пушкиной шпаги. Отношения дамы выясняли в саду, а закончилось все ранением княгини в плечо.

Депутатские страсти

Председатель III Государственной Думы

А. Гучков неоднократно дрался на дуэлях. В 1899 г. он вызвал на дуэль инженера, работавшего на КВЖД. После отказа ударил его по лицу. В 1908 г. вызвал на дуэль П. Милюкова, заявившего, что Гучков по одному из вопросов говорил неправду. В 1909 г. состоялся его поединок с членом Госдумы А. Уваровым, который обозвал его в беседе со Столыпиным «политиканом». Гучков спровоцировал вызов, отказался от примирения. В итоге ранил Уварова в грудь, а тот стрелял в воздух.

Уникальные экспонаты

Небольшой раздел выставки посвящен фехтовальному искусству. Здесь можно увидеть не только холодное оружие, в том числе и призовое – за фехтование, но и различные пособия, и издания по искусству владения клинком.

Посетители выставки также могут ознакомиться с биографиями и оружием знаменитых русских дуэлянтов. На выставке впервые из фондов музея представлены замечательные образцы дуэльного оружия – шпаги, палаши, сабли, рапиры и эспадроны, а также пистолетные пары и пистолеты известнейших европейских оружейников и русских мастеров. Среди них – Бертан и Жевале,

Г. Михайлов.

Дуэльный гарнитур работы Лепажа напоминает посетителям о дуэли Онегина и Ленского («Лепажа стволы роковые»). Капсюльные дуэльные пистолеты работы Кухенройтера дают представление об оружии, из которого был сделан роковой выстрел Мартынова на дуэли с Лермонтовым.

Среди уникальных экспонатов – дуэльные эспадроны, гарды которых окрашены в цвета студенческих корпораций. Открытки и издания второй половины XIX – начала XX века повествуют о дуэлях, которые проводилась между студентами. Эти поединки, несмотря на обилие крови, редко приводили к гибели их участников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте