В канун съезда председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил ШМАКОВ ответил на вопросы «Учительской газеты».
– Сегодня в обществе достаточно критически относятся к профсоюзам, считая, что они склонны к компромиссам, а порой ведут просто соглашательскую политику. Вы согласны с такими утверждениями?
– Могу сказать, что грамотные, умные «соглашатели» действуют гораздо эффективнее, чем бездумные ниспровергатели и разрушители. Профсоюзы никогда не согласятся с чем-то вредным для трудящихся. Они настойчиво ищут и находят пути реализации интересов своих членов, в том числе с помощью компромисса, но при отсутствии понимания идут на жесткие меры. В обществе имеется апробированный механизм для решения важнейших социальных проблем – это институт социального партнерства. В настоящее время социальное партнерство превращается из механизма разрешения конфликтных ситуаций в механизм цивилизованной выработки совместных решений актуальных проблем и стратегии экономического и социального развития страны.
– Какова, на ваш взгляд, сегодня самая актуальная и неотложная задача профсоюзов?
– Мы обязаны добиваться увеличения заработной платы в течение ближайших лет в 2-3 раза, чтобы средняя зарплата в России была сопоставима со средней зарплатой в развитых странах Европы. На сегодняшний день уровень прожиточного минимума в среднем по России составляет примерно 3,5 тысячи рублей, а к 2009 году, по прогнозам, должен составить
4-5 тысяч, то есть показатель минимального размера оплаты труда надо повысить не менее чем в 4 раза в течение 1,5-2 лет. Мы предложили Правительству РФ рассмотреть график поэтапного увеличения МРОТ до прожиточного минимума, а также изыскать возможность его реализации, внеся соответствующие коррективы в проект федерального закона «О внесении дополнения в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и в проект закона о федеральном бюджете на 2007 год. Намеченное в проекте бюджета повышение заработной платы федеральных бюджетников на 15 процентов с 1 сентября 2007 года практически не улучшит материального положения этой категории работников. Эта мера не обеспечивает, по нашим расчетам, выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по увеличению заработной платы бюджетников в 1,5 раза в реальном выражении в течение 2005-2007 годов. По мнению ФНПР, для того чтобы выйти на эту цифру, учитывая реальные темпы инфляции, необходимо предусмотреть повышение заработной платы работников бюджетной сферы не менее чем на 20 процентов, а лучше на 30 процентов в течение 2007 года.
– Сегодня в России идет формирование региональных систем оплаты труда, причем разработчики исходят в основном из возможностей бюджетов. Поле педагогических зарплат скоро будет напоминать лоскутное одеяло. Какова политика ФНПР по отношению к этому процессу?
– Во-первых, мы поддерживали и будем поддерживать впредь политику Профсоюза работников народного образования и науки, который отстаивает идею разработки отраслевой системы оплаты труда с установлением единых базовых ставок и окладов.
Во-вторых, Россия и в самом деле могла бы напоминать лоскутное одеяло, если бы Российская трехсторонняя комиссия не выработала единые рекомендации для установления размеров оплаты труда в бюджетной сфере. Такие рекомендации приняты и будут отправлены в Правительство РФ.
Комментарии