search
main
0

Женщины уходят на вольные хлеба

В США наблюдается предпринимательский бум среди прекрасной половины населения страны. Ежедневно по всей стране женщины открывают 424 новых предприятия, что более чем в два раза превышает количество предприятий, которые основывают мужчины.

Согласно данным Центра исследования женского бизнеса за последние семь лет – с 1997-го по 2004 год – опережающими темпами растет численность наемных работников на частных предприятиях, которыми владеют женщины: этот показатель увеличился на 24%, а для частных предприятий в целом он вырос на 12%. Среднегодовой рост доходов частных компаний, которыми владеют женщины, составляет 5,6%, что заметно выше среднестатистического показателя – 4,8%.

На сегодняшний день в 48% частных компаний США женщины владеют половиной или более акций. В 1997 г. доля таких компаний была несколько ниже – 44%. В прошлом 2003 г. из 100 наиболее быстрорастущих частных компаний малого бизнеса 6 предприятий были основаны женщинами. В 2004 г. таких компаний насчитывалось 14. Более половины частных предприятий, которыми владеют женщины, сосредоточены в обслуживающем секторе. 4,9 млн. из этих фирм, или около половины – 45%, – работают в сфере услуг, еще 1,8 млн., или 16,8%, – предприятия розничной торговли, около миллиона, или 8,9%, работают в финансовой сфере, страховом бизнесе или на рынке недвижимости, 6% предприятий работают в строительстве. Еще около 1,4 млн. бизнесов, или 12,5%, функционируют в других сферах обслуживающего сектора экономики.

На протяжении 1997-2004 гг. наиболее значительный рост частных предприятий, которыми руководили женщины, наблюдался в строительной сфере – 30% роста, в транспортной, коммуникационной и коммунальной отраслях – 28,1% роста, в сфере сельскохозяйственных услуг – 24,3% роста.

Ассоциация женщин – президентов компаний – объединяет компании, руководителями которых являются женщины, средний годовой доход таких частных компаний приблизительно равен 11 млн. долларов, в них работают в среднем 195 человек, они находятся в бизнесе около 16 лет. Недавний опрос членов этой организации показал, что у 87% женщин-президентов бизнес идет в гору, 75% планируют нанимать новых работников в ближайшие полгода, а 71% предполагают истратить на новые технологии средств больше, чем в предыдущие годы.

И раньше женщины открывали частные предприятия, однако сегодня такие предприятия становятся успешными, поскольку все больше женщин имеет университетское образование и опыт работы в больших корпорациях. Например, сейчас на долю женщин приходится 45% дипломов о профессиональном образовании. Для сравнения в 1965 г. лишь 4% американок имели профессиональное образование. По данным Центра исследования женского бизнеса, на сегодняшний день 65% женщин, открывавших собственный бизнес на протяжении последнего десятилетия, имели опыт работы в качестве менеджеров в больших корпорациях. Активизации женского предпринимательства также способствовало то, что ввиду роста конкуренции на рынке труда многие корпорации начали отказываться от дружественной по отношению к семье политики, которая, в частности, предполагала гибкий рабочий график для женщин-матерей.

Наиболее распространенной причиной, по которой женщины начинают свой собственный бизнес, является желание самой контролировать собственный бизнес, быть свободной от начальничьего диктата – эту позицию отметили 46% участников опроса, проведенного названным Центром. Другой причиной для 24% женщин было то, что в крупных компаниях они чувствовали «стеклянный потолок» – ограничение для карьерного роста. Еще 23% женщин увидели прибыльную нишу на рынке и решили заполнить ее.

«Спросите 12 женщин, почему они более успешны в бизнесе, чем мужчины, и вы получите дюжину разных ответов. Но если кто-то скажет, что женщина имеет естественное преимущество в годы экономических неурядиц, поскольку она более выносливая, то он окажется прав», – считает Томас Стэнли, автор книги «Женщина-миллионер по соседству». На протяжении долгого времени он проводил исследование, в результате которого выяснил, что основным качеством женщин-миллионеров, «сделавших себя», является настойчивость.

Женщины привыкли работать более упорно, чем мужчины, они более целеустремленны, более бережливы, часто они – изощренные финансисты.

Результаты исследований, проведенных в 1994 г., показывают, что существуют мужской и женский стили успеха в бизнесе. Мужчина-менеджер и женщина-менеджер думают по-разному, руководят по-разному и добиваются успеха по-разному. При этом эксперты подчеркивают, что оба стиля ведут к успеху. Вместе с тем, поскольку бизнес в США развивается в сходных экономических и культурных условиях и имеет свою специфику, отличную от других родов занятий, для группы предпринимателей характерны общие черты, независимые от половых различий. В целом группа предпринимателей заметно отличается в своих установках и привычках от остальной части населения – им свойственны логичность и аналитичность в принятии решений.

Если же говорить о различиях, то 53% женщин, владельцев бизнесов, в большей степени полагаются на интуицию. Такой стиль оказывается более творческим, он характеризуется ценностным подходом в ходе принятия управленческих решений (мужчины предпочитают опираться на логику). В исследовании также подчеркивается, что при некотором акцентировании на интуитивный стиль принятия решения бизнесвумен более склонна к целостному интуитивно-логическому стилю менеджмента. Также женщины в большей степени (66%), чем мужчины (56%), перед тем как начать действовать, склонны перепроверять верность принятых решений, взвешивать варианты и оценивать последствия решений. Мужчины-предприниматели (44%) в большей степени, чем женщины (34%), склонны не столько рефлектировать по поводу принятых решений, сколь обращать внимание на внешние условия, влияющие на решение.

Женщины-предприниматели склонны описывать собственный бизнес в понятиях семейной жизни. Мужчины-предприниматели думают в терминах иерархической организации и главное внимание обращают на четкость правил и процедур. И мужчины, и женщины-предприниматели сходятся в том, что в бизнесе их более привлекает успех, нежели деньги как таковые. Однако женщина в большей степени получает удовлетворение от выстраивания отношений с клиентами и сотрудниками и воспринимает это как успех. Мужчина же описывает успех как получение удовлетворения от хорошо сделанной работы и достижения цели. Некоторые исследователи связывают взрывной успех в развитии женского частного предпринимательства с нетрадиционным «женским» стилем ведения бизнеса.

Вильгельм ВОЛКОВ, по сообщениям зарубежных информационных агентств

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте