search
main
0

Жена вождя или ученый?

В день 145-летия Надежды Крупской в Москве состоялись педагогические чтения по теме «Педагогическое наследие Н.К. Крупской и современность». Инициатором идеи памятного педагогического форума к юбилею Н.К.Крупской выступила «Учительская газета-Москва», ведь 90-летие созданной по инициативе Надежды Константиновны общероссийской «Учительской газеты» не за горами.

Б​лагодаря общественной организации «Педагогическое общество России», где секцию по изучению и пропаганде педагогического наследия Н.К.Крупской возглавляет Любовь Балясная, имя Крупской не забывают никогда,  каждое пятилетие  педагоги инициируют и отмечают юбилейные даты Н.К.Крупской. В 2014 году соорганизатором педагогических чтений с широким участием работников системы образования Москвы стал Московский институт развития образования.Все в этот день было связано с именем Крупской: педчтения прошли в Московском городском Доме творчества детей и молодежи, который в эпоху Крупской знали как Дом пионеров и октябрят на Стопани,  в котором она встречалась с пионерами. Раньше здесь был музей Н.К.Крупской. Рядышком в скверике стоит памятник молодому Владимиру Ильичу, а если пройтись до Сретенского бульвара, то дойдешь до памятника молодой Надежде Константиновне.Педчтения собрали 320 педагогических работников Москвы, Московской области, Орла, Твери – столь велик уважительный интерес к историческому наследию педагогики. Ученые и педагоги разных поколений, студенческая молодежь и дети – участники творческих коллективов дополнительного образования – были объединены доброй памятью о выдающемся государственном деятеле. На сцене стоял портрет Надежды Константиновны, которая внимательно взирала на лица нового поколения. Программа педчтений была обширна и разнообразна, не хватило времени охватить все интересующие вопросы. Состав докладчиков был солидный – известные ученые, исследователи наследия, преподаватели педагогических вузов и колледжей. Финал напомнил пионерский сбор – горнисты и барабанщики звонко трубили об утратах былого и достоянии настоящего.Страстным ораторским выступлением члена-корреспондента РАО Михаила Богуславского о «Надежде советской педагогики» открылись педагогические чтения. Высокий градус размышлений о разных аспектах педагогического наследия Н.К.Крупской поддерживался в докладах проректора Российского государственного университета туризма и сервиса М.Юдина, доцента Орловского государственного университета Л.Воронковой, главного научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства РАО В.Голованова, заведующего кафедрой дошкольной педагогики ИППО МГПУ С.Козловой, заместителя руководителя Центра общего образования МИРО Л.Парамоновой, доцента МГПУ И.Андрамоновой, ведущего научного сотрудника МИРО М.Савиной, начальника научно-координационного управления президиума РАО М.Кульпетдиновой, ведущего научного сотрудника Института теории и истории педагогики РАО Л.Алиевой.В ходе выступлений открылось много примечательного: например, ныне известные доктора педагогических наук Лариса Парамонова и Виктор Голованов свое творческое детство начинали в Доме творчества, в котором проходили педагогические чтения. Именно здесь, на Стопани, они сделали свои первые шаги к педагогике. Мысль о преемственности и неразрывности поколений особенно окрылила, когда на сцену вышел большой детский младший хор и исполнил детский хоровой репертуар советского периода, Лариса Парамонова и Виктор Голованов пели звонче всех, впрочем, мы все пели, ведь мы все из той эпохи.В ходе педчтений для всех участников было очевидным и непреложным признание величайшего значения Н.Крупской в истории отечественного образования и педагогики: в ликвидации неграмотности среди детей и населения, охране прав детей, в создании государственной системы образования, включившей дошкольное и внешкольное воспитание. Она была членом коллегии Наркомпроса РСФСР, заведующей  внешкольным отделом Наркомпроса, председателем Главполитпросвета, первым доктором педагогических наук. Не забудем о главном – она была женой вождя революции!В перерыве в кулуарах педчтений то возникала, то затихала дискуссия о роли личности в истории, об исторической ревизии оценки значимости вклада Крупской, о рисках и последствиях переосмысления истории, острая критика идеологической составляющей коммунистического воспитания. Так уж случилось, что в этот день педчтений в Киеве и  других городах Украины яростно громили и сносили памятники Ленину, Кутузову, советским воинам-освободителям. Если бы там был памятник Крупской, его бы тоже снесли. Это к слову о том, что острая полемика продолжается до сих пор во всех контекстах и на всех уровнях: международном, государственном, политическом, научном, педагогическом, воспитательном. Но в кулуарах педчтений я случайно услышала реплику одной юной студентки, которая всем открывает простую истину: «До сегодняшнего дня я знала только одно, что Крупская – жена и соратница Ленина, но то, что она была бескорыстным и самоотверженным педагогом, ученым и так много сделала для детей и образования, я узнала впервые».Что добавить? Из курсов педагогики имя Крупской ушло,  только редкие педагоги-максималисты умудряются не забывать ее труды. Светлана Козлова в обучении студентов на кафедре дошкольной педагогики МГПУ традиционно опирается на труды Надежды Крупской, причем добивается того, чтобы студенты сами читали труды,  могли быть вооруженными для полемики, а не ссылались на интерпретации лектора-преподавателя. Преподаватель педколледжа №1 им. К.Д.Ушинского Людмила Строганова включает статьи Крупской в процессе изучения разных тем педагогических дисциплин, например, при изучении темы игрушки как средства воспитания студенты читают статью Крупской «Об игрушках для дошколят», при изучении раздела «Дидактика» используют статью «Методика задавания на дом», а при изучении темы «Методы стимулирования» студенты анализируют статью Крупской «О битье детей». Заметьте, никакой политики,  только педагогика! О том, что труды Крупской надо читать самим, без интерпретаций и исторических ревизий, в своем докладе полемично высказывала Л.Парамонова, которая также напомнила всем о важном вкладе Надежды Крупской в развитие детской книги и детской литературы в целом, что для эпохи ликвидации безграмотности было сродни подвигу.Крупская в свои юбилейные дни решительно шагнула к нам, чтобы мы внимательно всмотрелись в лики исторических эпох и в лицо своего собственного времени. Надежда Константиновна – безусловное явление в истории педагогической мысли, образец служения профессии и своему историческому выбору. Можно ли разорвать ее неразрывное единомыслие и соратничество с революцией и вождем? Нужно ли спустя время предъявлять счета едкой критики за теорию коммунистического воспитания? Ведь мы все, кстати, из ее практики вышли, и неплохие, между прочим, получились люди. Каждому времени – свои герои. Крупская была современным передовым деятелем педагогики и образования своей эпохи, это надо признать. В эпоху формирования коммунистической формации она была на историческом гребне и сделала максимально много.Мы живем и работаем в иное время, не скажу, что оно легче, просто оно другое. Мы живем в условиях глобализации и открытого информационного мира, технологических прорывов и культа потребительства, в свободе и доступности коммуникаций, мы работаем в рыночных отношениях, где сфера образования – отрасль экономики. Ну согласитесь, иная у нас с вами эпоха в отличие от эпохи Крупской! Попутным критическим замечаниям о жанрах коротких статей и писем Крупской скажем – ну такое было время, источники знаний и влияний были иными. Надо выявить, что из наследия Крупской применимо, так сказать, в современных условиях рыночных отношений. Не стоит консервировать ее наследие в виде архаичных форматов прошлого, они ведь тоже вызывают иронию и печаль, опошляют педагогические идеи Крупской. Общественные организации должны быть консолидированы с педагогическим сообществом, иначе, оторвавшись от реальных живых процессов образования, любая организация становится архаичной, функционирующей сама для себя. Детское движение должно быть адекватно дню сегодняшнему, отвечать ожиданиям современного ребенка «цифрового времени» и условиям открытого мира, детской потребности в самоопределении, самопознании. Иначе и пионеры, и горны, и барабаны выглядят как ряженые, искажают сермяжную истину детского самоуправления и движения – «вместе с детьми, а не вместо детей»! Формальность и заформализованность многих форм и методов воспитания искажают как педагогические идеи Крупской, так и педагогические идеалы ее поклонников.Вспоминается недавний примечательный случай: в Москву прибыла делегация японских ученых из четырех университетов Японии – все они занимаются изучением наследия советской педагогики. Когда в разговоре я произнесла «российская педагогика», переводчик меня вежливо поправил – советская. Японцы изучают наше советское педагогическое наследие без скидок на идеологию, у них отсутствует ложная стыдливость за коммунистические теории и идеалы, они читают тексты и считывают контексты. И восторженно произносят «Крупская-сан»! И делают уважительный поклон. Вот пример целостного восприятия и оценки наследия ученого в контексте истории педагогики, образования. И что ищут дальновидные японцы в трудах Н.Крупской, А.Макаренко? Педагогические идеи коллективизма, транслируемые методики развития личности ребенка в коллективных видах деятельности и творчества – вот в чем прорывы будущего. Если мы не осмотримся, то нас опередят японцы, впрочем, как уже опередили финны, корейцы, израильтяне.Педагогические чтения памяти Крупской позволяют размышлять о главном – надо изучать, знать, помнить и использовать наше наследие. Яростных противников и поклонников Надежды Крупской можно примирить. Какие труды и дела останутся от всех нас, когда педагогическое сообщество соберется отмечать ее 200-летие?Лариса ЛЬВОВА, ученый секретарь Московского института развития образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте