Пролог. Профессия учителя – от Бога, а все остальные – от учителя. Навсегда запомню эту фразу, произнесенную на одной из лекций по белорусской литературе нашим преподавателем. Именно после этих слов я убедилась в правильности выбора университета и специальности.
Июнь, 2008 год. Щучин, БеларусьЭто утро не такое, как все предыдущие. Я проснулась с мыслью о своем будущем. Выпускные экзамены сданы; если повезет, совсем скоро я стану студенткой. На душе тревожно: я в нескольких шагах от перемен, которые навсегда изменят мою жизнь. Придется расстаться с мамой, родными, друзьями… Особенно тяжело будет прощаться с мамой, ведь это самый близкий для меня человек.Сентябрь, 2008 год. Минск, БеларусьСижу на лекции, верчу в руке карандаш и вспоминаю последние месяцы напряжения. Казалось, что это никогда не закончится, но вот я здесь. Моя мечта сбылась. Я поступила в престижный университет. Через 5 лет я буду стоять у доски точно так же, как еще недавно стояла в школе, но уже не в роли ученика. Я буду учителем!Июнь, 2013 год. Минск, БеларусьКто все эти люди? Парни в костюмах и с галстуками, девушки в красивых платьях. Я смотрю на свое платье и прихожу в дикий восторг. Мы все такие разные, но что-то общее у нас все-таки есть: мы держим в руках дипломы. Сжимаем их так, как будто это наши сердца, которые выпорхнули из груди. Я всматриваюсь в лица своих одногруппниц и понимаю, что им я бы доверила воспитание своих детей. Надеюсь, что и во мне сумеют рассмотреть хорошего преподавателя, а я сделаю все, что будет от меня зависеть.Сентябрь, 2013 год. Минск, БеларусьВсю свою жизнь педагог вправе чувствовать себя ребенком. Сейчас вечер воскресенья, я звоню маме, а она мне говорит: «Ну все, дочка, заканчиваем разговор, завтра тебе в школу!» И ведь она права во всем. И в том, что для нее я навсегда останусь ребенком, и в том, что завтра я снова пойду в школу, тринадцатый год подряд.Сентябрь, 2014 год. Минск, БеларусьЕду в транспорте, снова звоню маме и рассказываю ей о своих детях: как они себя вели, что ели и как я их всех люблю. Люди оборачиваются и удивленно смотрят на меня. В их глазах легко читаются мысли: «Совсем молодая девушка, а говорит о детях!» Они ведь даже и не подозревают, что «мои» дети – это на самом деле моя работа.ЭпилогВ детстве я думала, что учителем быть очень легко. Ты приходишь в школу, рассказываешь ребятам все, что знаешь сама. А еще я всегда мечтала открыть классный журнал и, проводя пальцем по списку, держать ребят в напряжении, как это делали когда-то наши учителя. Я думала, что дети будут слушать меня с открытым ртом, пропуская через себя каждое мое слово. Я представляла, какая в классе будет тишина, когда объясняю тему; как ребята тянут свои ручонки, когда я задаю вопросы по теме; как рады каждый раз, когда видят меня в школьном коридоре. Но в действительности все оказалось абсолютно не так.У каждой медали есть обратная сторона. Рано или поздно нас одолевает любопытство, и мы переворачиваем медаль, чтобы убедиться, что там тоже что-то выгравировано.Первая трудность, с которой я столкнулась на работе, – это соблюдение дистанции в общении с ребятами. Я прекрасно осознавала, что в классе я главный полководец, все должны следовать моим указаниям. Но разве легко повысить голос на тех, кто так напоминает тебе твоих одноклассников и тебя саму?.. До сих пор иногда я не в силах совладать с собой и иду на поводу у детей. Всему виной воспоминания о школе, когда я оказывалась на их месте.Мне очень нравится быть молодым педагогом. И пусть меня простит более старшее поколение. У молодых жизнь только начинается, ребятам легко находить общий язык с молодыми учителями. Но того же нельзя сказать о взаимодействии молодого специалиста и родителей. Существует непоколебимое мнение, что только опытные учителя могут дать знания детям и помочь им во всех начинаниях. Молодой учитель воспринимается несерьезно. Неудачи детей всегда связывают с его неопытностью. Не зря именно эта профессия перестает быть популярной среди молодых людей. Мы живем в то время, когда общение перестает быть неотъемлемой частью отношений. Телефоны, компьютер – вот примерный перечень того, что интересует детей. Поэтому учитель должен быть не только предметником, но и человеком, который может вернуть детям интерес к прогулкам на улице, чтению книг и общению с реальными людьми. И я тоже ставлю перед собой такую цель. Пусть меня будет ждать не одна неудача… В целом я могу сказать, что счастлива. Счастлива, как и любой человек, у которого есть семья, друзья, работа. Я стараюсь не думать о неудачах. Я просто верю и радуюсь маленьким победам. Хотя одна большая победа все-таки у меня есть – выбор профессии. Однажды я сделала правильный выбор, а теперь я просто получаю удовольствие от своей работы. И желаю всем остальным найти свое призвание и не бежать с поля боя, потерпев первое поражение!Дарья ЛАЗОВСКАЯ, учитель английского языка средней школы №111 Минска
Комментарии